Пролетая над кукухой. «Кэнди»
Определиться с жанровой принадлежностью сериала трудно. Это не детектив, не судебная драма, не психологический триллер. Формально пусть будет — криминальный байопик. Но реально фильм притворяется исследованием, взаправду являясь идеологическим (а где-то и политическим) внушением, промывкой мозгов. Хронометраж — 4 часа 17 минут. 5 серий.
Авторы разделили кино на три неравные по смысловому значению и времени куска.
На деле, вся первая часть, до обнаружения трупа, это такое распределение ролей. Социальных и в каком-то смысле даже гендерных. Происходит знакомство с действующими лицами. Дочка Бетти Гор решает остаться на ночёвку в семье Кэнди, съездить с ними в бассейн, вместе провести другие досуговые мероприятия. Для бассейна Кэнди нужно заехать к Бэтти за купальником её дочери. Кэнди заезжает, заходит в дом, выходит. Убийство свершилось. Но зрителю его кокетливо не показывают. Ибо…
В это время муж Бэтти Аллан Гор отправлен шефом в очередную командировку. С индусом на пару. Аллан пытается дозвониться до Бэтти. Пытается раз, два, десяток. Ничего не выходит (это потому, что мертвым людям тяжело подходить к телефону, хехе). Тут и начинает происходить ожидаемая в наше время кинематографическая магия. Аллан Гор, усатый техасский мужик, демонстрирует стереотипное женское поведение в напряженной ситуации. Надо сказать, что перед командировкой, Бэтти и Аллан несколько повздорили, из-за частоты этих самых командировок. И потому, неответы Бэтти на звонки Аллана можно списать на обиду жены. Мужик бы и списал. Но мужикам сериала отведены женские роли. Аллан, чувствуя неладное угадайте какого пола интуицией, лихорадочно обзванивает всех подряд соседей, больницы и полицию. Один сосед (сидит дома с детьми, пока жена ушла вечером играть в карты) после уговоров соглашается пойти в дом Горов и узнать, что с Бэтти. Около дома этот сосед встречает ещё двух, которым Аллан дал такое же поручение. И вот, три техасских мужика (у двоих с собой револьверы), по возрасту вполне возможно участвовавших в войне во Вьетнаме или Корее, обнаруживают в подсобке тело убиенной Бэтти. Ну как обнаруживают… Едва приоткрыв дверь и заметив краями глаз труп и кровь, они немедленно начинают охать и ахать и причитать что-то вроде — «Господь Всемогущий!». Испугались, с каким техасским мужиком не бывает. Испуг настолько застил глаза, что, не разобравшись, бравые соседи решили будто Бэтти застрелили.
Тем временем Аллан в номере мотеля ждёт вестей и натурально не находит себе места. Он часто, глубоко и громко вздыхает, теряет аппетит, нервно поправляет очки средним пальцем, сидит на полу, поджав коленки, прислоняется лбом к стене и (внимание!) обнимает подушку.
На это отведена вся первая серия, в течении которой нагнетается совершенно бессмысленная и ненужная интрига. А что же это случилось с Бэтти? А кого же это соседи обнаружат в доме? Але, мы уже все знаем, эй!
Кэнди показана чрезвычайно энергичной и деятельной домохозяйкой, заботливой матерью двух детей. Стройной и преуспевающей. Бэтти — её противоположность. Располневшая, уволенная из школы за некоторую чрезмерную жесткость с детьми, обремененная дочерью и новорожденным, она грустна и уныла.
На этом я закончил просмотр сериала в первый раз. Надоело, знаете ли, наблюдать, как белого мужика натурала смешивают с дерьмом. Но после подробной и сильно положительной рецензии Александра Костина решил себя перепроверить — вдруг ошибаюсь?! Нет, не ошибаюсь. Все гораздо глубже, чем просто наезд на мужиков. Под раздачу попадает институт традиционной семьи целиком. Этому посвящен второй кусок фильма. Якобы погружение к общественно-социальным корням проблемы. Волею авторов мы ретроспектируем на два года.
Сообщество среднеклассного пригорода ведет стандартную жизнь, решая уютные бытовые проблемки. Мещанскому женскому счастью обеих героинь мешают мужики. Мужья. Аллан и Пэт. Здесь создатели и сценаристы очень тонко подошли к делу. Зрителям не говорят, что мужики злые или жесткосердые, или моральные уроды. Нет, они вполне себе довольны жизнью, очень приветливы к собственным детям, работящи, не пьют, не ведут себя хамски. Но все они чувственные истуканы с эмоциональным диапазоном деревянных прищепок. Это как бы данность. Мол, ну вот такая у этого биологического подвида человека особенность. И подвид в этом не виноват. Чувствовать широко, глубоко и подробно умеют только женщины. Говорить о переживаниях откровенно тоже способны только они. Удел мужчин — работа и гриль во дворе. Романтическое и сексуальное тепло обитают лишь на страницах любовно-приключенческих романов.
Где-то здесь начинается какая-то даже нейролингвистическая атака на семью, как общественно значимое звено. Пэт (муж Кэнди) упорото асексуален, и внешне изображён практически аутистом. Его идиотской улыбке для полного сходства с гримасой психически больного не хватает лишь струйки слюны из уголка рта. Чего стоит один только его образ в голубеньком комбезе на барбекю.
Как бы Кэнди ни намекала мужу на желание близости, как бы ни ластилась к нему вечерами, какие бы книги эротической поэзии не давала ему читать, Пэт остаётся глухим и стоеросовым. На первых порах выход Кэнди ищет в мастурбации. Сцена: Кэнди с книгой в руке лежит в пенистой ванне и дрочит (вообще дрочить в кадре после Портман из «Черного лебедя» это штамп и пошлость). Кончить в первый раз ей не дают дети. Стучат в дверь и отвлекают какой-то зряшной детской проблемой. Дети уходят. Кэнди пробует вторично. Снова смотрит в книгу — видит @y#. Снова дрочит и пробует кончить. На этот раз мешает муж. Опять же, отвлекает совершенно пустяковой проблемой.
Понимаете куда клонят авторы, да? Женскому самоудовлетворению (читай — самореализации) мешает традиционная семья. Дальше — больше.
Все эти провинциальные соседи-подруги-приятели являются прихожанами местной церкви. Но церковь-то непростая, а просвещенно-прогрессивная. А пастор в ней знаете кто? Черная женщина. Конец семидесятых. Ещё одна черная женщина замужем за белым ковбоем, дружна со всеми этими белыми миссис и вполне себе на своем месте. Переписывая историю в угоду BLM, будь то «Русалочка», «Бриджертоны» или «Кэнди», борцы за равноправие стреляют в свой главный аргумент — факт угнетения чернокожих. Потому что, если его не было, угнетения этого, то какого черта вы протестуете?
Черная женщина священник — центральный персонаж второй части сериала. Именно она была лучшей подругой Кэнди. Именно новость о ее неожиданном разводе будоражит всю женскую часть сообщества. Но будоражит, не потому, что они осуждают своего пастора. Нет. Они думают — а разве так можно было? И втайне сами хотят поступить так же смело, мудро и свободолюбиво, как сделала это их героический черный проповедник. Очевидно, что белая женщина не обладает силой духа афроамериканок. Уж слишком долго белая женщина нежилась в тени патриархального устройства мира, пользуясь его прелестями, чтобы теперь, не опасаясь травли, сбросить с себя ярмо его недостатков.
И вот Кэнди смотрит на разведенную свою подругу — как она беззастенчиво флиртует с белым бугаем (вылитый покойный Динамит), и вот Кэнди слушает искусительные речи своего афрогуру — «Смотреть как новый мужчина раздевается — словно подарок на рождество». И вот у Кэнди даже прическа вторит афро, только труба пониже и дым пожиже. И вот Кэнди решается на измену.
Сериал лупит по площадям и цепляет, как понятно, религию. Внушает нам, какой она должна быть — полигамотерпимой. Открытой, сексуальной. Такая религия нам нужна. Когда крик Мэла Гибсона «Freedom» в наше время означает уже нечто совсем другое, а возможно даже и совсем противоположное.
Сама священица объясняет причину развода просто — стало скучно. Понимаете, да? Зачем бороться за семью? Зачем пытаться ее сохранить? Заскучала, разводись и уезжай. Ты свободна. Ты личность. Ты вольна.
Кэнди выбирает Аллана в качестве любовника. По-мужски прямо сообщает ему об этом, придумывает правила встреч, снимает мотель, трахает его. Аллан ведёт себя, как и в самом начале, в соответствии с определенным ему гендером. Как баба. Ломается, мнет сиси, поднывает, скулит и жалуется.
Дальше будет скучное и нудное скоропостижное следствие, кастрированный судебный процесс, в показе которого авторы используют просто вульгарнейший прием — на подсудимую Кэнди из зала с немым укором будет смотреть убитая Бэтти.
Допускаю, что так все и было на самом деле, что была эта фантастическая прогрессивная церковь с черным бабопроповедником, что мужики через одного все с кретинскими усами, что все герои в карикатурных огромных очках, что женщинам в этой истории не хватало элементарного внимания супругов. Однако, не стоит забывать, что кроме правды жизни, есть ещё правда художественная, и в творческом высказывании важна именно она. Когда в полностью придуманном «Фарго» перед началом каждой серии иронично сообщают, о том что события произошли на самом деле — я верю. Здесь — нет.
Кстати, история Кэнди Монтгомери уже была экранизирована в девяностом отцом актера Джейка Джилленхола. Получила причитающиеся награды. Теперь станьте детективами и ответьте на вопрос — зачем сейчас крупные компании вытащили эту историю, вбухали деньги, затащили хороших актеров (кроме Тимберлейка — этот плох) ?
Ломка мозгов рассчитана, думаю, на сегодняшних +/- тридцатилетних. Для детей есть Marvel и «Доктор Стрэндж: в мультивслеленной безумия» где главная героиня (девочка-подросток) является дочерью двух женщин из параллельной Вселенной. И контекст такой, что она вовсе не приемная. В соседнем мире, видимо, женщины умеют рожать даже без косвенного участия мужчин.
Такие дела, друзья!
#кэнди #джессика_бил #мелани_лински #триллер #психопат #техас
-
128
Я уже посмотреть успела. В принципе, мне сгодилось, я люблю и старые фильмы, и хорошие стилизации. Мне, кстати, показалось, что здесь идёт некое развенчание американских провинциальных социальных ценностей тех времён (по реальным же событиям). ГГ тоже жесть, явная психопата и истеричка, несмотря на внешне этакий харизматичный облик домохозяйки. И убила она соперницу потому, что хотела убить. Но даже строгому судье, а тем более присяжным, удобнее признать вину на той, кого уже нет, и назвать явное преступление (47 ударов, что ли) - самозащитой. Больше того, эта фря потом становится психологом и поучает людей как жить....парадоксы глухого американского общества 70-80-х.
Но на мой вкус - посмотреть вполне можно.
Karakum привет, ну не могу сказать, что это самое лучшее, что я посмотрела в жизни, ну так вот - мне такое винтажное часто заходит, сгодилось, да.
plusha и ничего не смутило?) Ну вроде черной женщины священника в семидесятых, норм?)
Karakum ну и что? Восьмидесятые же, а не начало шестидесятых....самое-самое время.
Эээ как-то слегка офигев, прочитала обзор. Оба обзора настолько разные, что придется кажется смотреть самой, хотя времени на кино нет, одно чтение на повестке дня. Но теперь совсем интересно
удалила комментарий, скажу коротко мне не нравится это ваше всеобщее "ведет себя как баба" "бабосериальчик" сами вы бабы диванные вот вам
prosto_chitatel перечитал свой обзор — и мне теперь тож не нравится. Но, к сожалению, я не умею стать третьим полом. Стать над. И когда на меня нагло наезжают возникает вот эта вот «бабаприставка». Постараюсь держать себя в пальцах)) спасибо, что читаете.
Аля К. Давно вас не было под моими текстами. Я скучал!
Karakum я понимаю, это по обзору чувствуется, по интонации, что с пылу с жару, так сказать, эмоции
но я не умею иногда промолчать
чаще не умею, чем умею
Скажем так, у современной обывательской этики (наследницы ханжеской протестантской морали) масса проблем, но, определённо, современная либеральная повесточка их не решит. Только подчёркивает её ущербность.
Господин Хорикава Ясукити аминь, бро!
Karakum, воистину!
В какую же пропасть катится мир. Искусство призвано формировать ценности, а что формирует этот фильм? Голову сворачивает на сто восемьдесят градусов. Может быть, актеры и хорошие, но фильм снят в угоду кошельку. И смотрим, хотя и возмущаемся происходящим на экране. Спасибо за обзор. Читала с интересом.
bastet_66 спасибо!