В Псков за театром
Не представляю: как можно отправиться в другой город и не запланировать поход в местный театр (или театры)?! Нет, ну а что еще делать вечером в чужом месте? Или даже в таком знакомом до слез, как Санкт-Петербург? В ресторане с караоке торчать? Для меня в случае с упомянутым Питером премьера у Додина, Жолдака или Могучего — вообще главный повод для очередного визита.
Более того, уже давно любые поездки, разве что кроме пляжного отдыха, я подгадываю под конкретный спектакль, то есть сперва смотрю афишу, а уж после бронирую отель и перелет. Так было, когда мотался в Лондон на «Генриха V» с Джудом Лоу, в Берлин на «Сонеты Шекспира» в «Берлинер ансамбль» или в Милан на «Арлекина, слугу двух господ» в «Пикколо театро».
Театральный туризм — модный тренд последних лет. Есть города, о которых благодаря ему заговорили с новой силой и в положительном контексте. Например, Пермь и проводимый там Дягилевский фестиваль. Или Ярославль и Волковский фестиваль. Или Воронеж с его Платоновским фестивалем.
В Пскове, где я на днях побывал, с 1994 года проводится международный Пушкинский театральный фестиваль. Акцент делается на спектакли по русской классике и, в первую очередь, по произведениям Александра нашего Сергеевича. Но я ездил по иному поводу.
В местном академическом драмтеатре, носящем имя АСП, выпустил премьеру один из самых интересных и обсуждаемых российских режиссеров Антон Федоров. Он — из тех театральных деятелей, кого либо называют гением, превознося до небес, либо ругают похлеще великого и ужасного Богомолова.
О Федорове всерьез заговорили недавно — после его «Ревизора», поставленного в 2019 году в маленьком московском театре «Около», которым руководит федоровский педагог — Юрий Погребничко. Это было одно из самых необычных и радикальных воплощений гоголевской комедии за всю ее многолетнюю историю. Пьесу сильно порезали (мол, ее и так в школе проходили), а все персонажи, напоминающие крыс, объясняются какими-то нечленораздельными звуками и живут вне времени.
После у него вышли еще два заметных спектакля в Гоголь-центре: «Петровы в гриппе» по роману Алексея Сальникова и «Буковски» — коллаж по рассказам и письмам великого американского маргинала, «грязного старика» Чарльза Буковски. Оба — экспериментальные, метафизические, фантасмагорические и для значительной части публики малопонятные.
Параллельно не столько радикальные, но все равно резонансные спектакли Антон ставил и в других городах — «Иваново детство» в Казани, «Королевство кривых» в Альметьевске. И вот модного, культового Федорова заполучил к себе и Псков. Под занавес сезона здесь вышел спектакль «Морфий» — по мотивам булгаковских «Записок юного врача» и близкого по теме, но не входящего в этот цикл рассказа «Морфий» (1926). История двух молодых докторов, только что закончивших институт, работающих в глуши, в спартанских условиях, и живущих в одиночестве. Один из них, Поляков, впадает в наркотическую зависимость... При этом героев можно воспринимать и как одно целое: есть доктор Бомгард (Александр Овчаренко), а есть его альтер эго, мифический Поляков (Камиль Хардин), которого он видит в своих снах или галлюцинациях.
И один из главных вопросов, которые ставит режиссер, это вопрос спасения. В чем оно? Нужно ли спасать других, не спасая себя? Или спасать нужно только себя самого?
Федоров (он еще и художник спектакля) сочинил сложное по форме, тонкое по мысли, многослойное — и по картинке (художник по свету Игорь Фомин), и по звуку (композитор Григорий Калинин) — зрелище. Говорят, ничего подобного, с технической точки зрения, на псковской сцене еще не делали. И при всем натурализме — больница — это совсем не чернуха! Спектакль можно сравнить с мультфильмом, с комиксом или компьютерной игрой, с ожившей кинохроникой. Все персонажи причудливо двигаются и реагируют, странно говорят. В их пластике есть нечто клоунское, цирковое. А благодаря эффектной видеопроекции (Владислав Щетинин) на сцене создается удивительная, завораживающая, по-булгаковски мистическая, совсем небытовая атмосфера.
Понятно, что настоящими художниками спектакли ставятся не только и не столько ради денег и/или наград, но что-то мне подсказывает, что псковский «Морфий» сделает трехкратного номинанта национальной премии «Золотая маска» Антона Федорова её лауреатом. Ну или отметят кого-то из создателей спектакля.
#новые_критики #театральныйобзор #антон_федоров #морфий #drampush
-
Булгаковский "Морфий" как и вообще "Записки..." зачитал в своё время до дыр. Смотрел множество фильмов и постановок и по мотивам, и "по тексту".
Не перестаю удивляться трактовкам характеров героев и мотиваций их поступков. "Импортные" режисёры, конечно же, истинных мотивов не видели. Хотя Рэдклиф был хорош.
А вот на спектакле не был ни разу. К своему стыду признаюсь.
Спасибо за эту статью.
-
Влад, спасибо за обзор и отдельно за эту идею, которая, действительно, вроде бы лежит на поверхности, но никогда раньше не приходила в голову. "А что еще делать вечером в чужом месте?") Поеду в следующий раз в Питер, заранее продумаю один вечер с походом в театр. Спасибо!
1 -
Интересно было бы посмотреть спектакль. Если верить автору статьи, там есть на что взглянуть и чем восхититься. Правда, всегда с опаской смотрю произведения Булгакова на сцене. Никогда не знаешь, что у режиссера на уме. Театральный туризм – интересная идея. Туры выходного дня случались. Будем осваивать новые горизонты. Спасибо.
-
В каком-то старом фильме чернявенький плюгаш Мастрояни, пуская слюну вожделения, шепчет: «Блондины... блондинки...»
Это всё, что нужно знать о сегодняшнем театре.
-
Влад один из "раз-два и обчёлся" авторов на данном ресурсе, обзоры которого читаю всегда с удовольствием. Не перестаю удивляться, как хорошо в человеке развился гармоничный баланс: количество букав/количество иллюстраций/смысл/стиль/идея статьи.
Вот и здесь автором поднята интересная мысль: бродить и искать сокровища творчества в провинциальных театрах. Обоими руками за! Можно попросить Вас продолжить эту тематическую линию? Были бы чрезвычайно интересны Ваши впечатления от небольших провинциальных театров, об их репертуаре, об их актёрах.
Кто ещё о них напишет так умело, если не Вы?
Да о них может вообще никто до этого никогда не писал...
2