vasyukhin Влад Васюхин 01.06.22 в 08:00

Шум за сценой

Было бы странно, если бы театры не ставили спектакли о себе, любимых, о том, как устроена театральная кухня, об изнанке актерства, о закулисных интригах, драмах и комедиях. Что ещё знакомо им так досконально?! Ничего. 

Список этот довольно представителен: от «Театрального романа» Булгакова и «Театра» Моэма до написанных гораздо позже «Костюмера» Рона Харвуда, «Влюблённого Шекспира» Тома Стоппарда и «Балагана» Чарльза Мори. Или совсем свежие примеры — «Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция» и «Все тут», где с иронией, сарказмом и любовью театр препарирует режиссёр Дмитрий Крымов. 

Но есть в этой пестрой коллекции особые спектакли, они могут играться только в конкретном театре, поскольку посвящены именно ему, его истории, его людям, его зданию и буквально привязаны именно к этим стенам. Как правило, это документальные истории, пусть и не лишённые вымысла и домысла, но все-таки основанные на реальных событиях. И созданы они по особым поводам. 

Иосиф Райхельгауз, худрук Школы современной пьесы, признается прямо во время спектакля «На Трубе», одним из участников которого он является, что когда его театр открывался заново после пожара и реставрации, то он понимал, что нельзя прийти к публике пусть даже с прекрасным, но традиционным зрелищем. И тогда придумали иммерсивный спектакль, бродилку по театру. Поскольку здание расположено на Трубной площади, назвали представление «На Трубе». 

Спектакль «На Трубе», Театр Школа современной пьесы

Конечно, не всякий дом — объект культурного наследия и имеет такую историю (с 1816 года здесь был трактир с гостиницей и банями) и таких посетителей, как этот. Вот лишь несколько фактов. Именно в особняке на Трубной работал ресторан «Эрмитаж», где француз Люсьен Оливье придумал свой шедевральный салат (надо ли говорить, что зрители имеют возможность его продегустировать). Здесь обедал Достоевский. Отмечал свою свадьбу с Антониной Милюковой Пётр Ильич Чайковский. Сюда ездил к барышням лёгкого поведения Антон Чехов. И тут же писатель яростно торговался из-за гонорара с издателем Сувориным. И много ещё кто бывал. 

Публика делится на несколько групп и ходит по помещениям театра, включая служебные, в которых актёры на расстоянии вытянутой руки разыгрывают небольшие скетчи. Иногда публика вовлекается в зрелище: к примеру, в одном из залов, где московские студенты и профессора отмечали Татьянин день, кому-то зрителей предлагают опрокинуть с персонажем рюмочку-другую. 

Логичный повод выпустить спектакль о театре — юбилей. Так случилось, например, в «Маяковке»: в честь 90-летия знаменитого театра в гардеробе театра играли документальную драму «Девятьподесять». Пятнадцать эпизодов из жизни театра за 90 лет. По сути — капустник, юбилейное ревю, калейдоскоп из весёлых и не очень историй, оказался полноценным спектаклем и вошёл в репертуар. 

Подобный спектакль сделал к своему 100-летию и Российский Молодёжный театр. Но если маяковцы сосредоточились на гардеробе, то в РАМТе с гардероба начали, а после провели по всему зданию — от поворотного круга в трюме под сценой и буфета до правительственной ложи и гримерки под крышей. Всего пришлось преодолеть 238 ступеней. Ну а главное отличие — это был аудиоспектакль, публику вооружили наушниками, а знаменитые актёры театра озвучили не только своих предшественников (драматурга Розова, режиссёра Эфроса, артистку Сперантову), но и... парадную лестницу, зеркало, люстры в бальном зале!

Свой экспериментальный и иммерсивный квест, спектакль-бродилка есть и в консервативном Театре Российской армии. Называется он «Театр Звезда», ведь театральное здание на Суворовской площади имеет форму пятиконечной звезды, и сделан в жанре синемоушн, когда зрителей погружают в историческую среду. Задействовано аж 13 локаций, лестницы, коридоры, закоулки, подземный лабиринт. Среди эпизодов есть даже дефиле костюмов и катание публики на поворотном круге! 

«Театр Звезда», Театр Российской армии

Мода на нестандартные спектакли, как и всякая мода, то вспыхнет, то погаснет. Однако можно не сомневаться, что время от времени театры будут делать спектакли-променады, особенно, когда есть что показать и рассказать. И зрителей, охочих до подобных зрелищ, искать не придётся: шум за сценой интересен многим.

#новые_критики #театральныйобзор #шумзасценой #театр_шсп #маяковка #девятьподесять #театр_звезда #театр_российской_армии #иммерсивный_спектакль

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 8
    7
    254

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080

    Как интересно, Влад, очень захотелось именно на Трубу сходить. Я знаю, что такое иммерсивные спектакли, бывала на таких, это как ожившая на твоих глазах история, погружение в давно ушедшие эпохи с помощью игры актеров, которые вытупают где-то прямо в метре от тебя, а то и ближе) Спасибо за этот обзор

  • vpetrov

    Эксперименты висельников... нет - вешалочников.. нет - гардеробщиков. С них начинается театр-нуво... Новый НЭП. Символично:"Дом на Трубной". Бориса Барнета  на них нет. И Марецкой с Фогелем. О сценарных текстах Шкловского и говорить не приходится.

  • Arhitector

    Интересный поворот. Не знал, что театры додумались до такого сценарного хода. Субъективно - интригует, хотя действительно, чтоб составить полное мнение, нужно бы "пощупать" это диво лично. Прелагаю схожие повороты: "иммерсионные представления" в цирке, кино о том, как снимается кино (в каждой данной студии), книга о том, как писалась данная книга (по каждой книге), стихотворение о том, как писалось стихотворение, и т.д. Новые горизонты творчества. Не благодарите:)

  • bastet_66

    Бедные актеры, на что им еще придется пойти, чтобы зазвать публику в зал? Задумка, конечно, интересная, но на это надо смотреть, чтобы оценить. Мне пока не удалось. Зрители сейчас охочи до экспериментов. Но стоит ли допускать зрителя за кулисы? На мой взгляд, так теряется загадочность театра.

  • hlm

    А раньше что-то похожее ставили на регулярной основе? Было бы интересно сравнить, что рассказывал о себе театр лет 30 назад и сейчас