cp
Alterlit

Рецензия на сериал «Нулевой пациент»

#новые_критики #нулевой_пациент #ефремов #стычкин #майков #back_in_ussr #спид #например

год: 2022
режиссёры: Сергей Трофимов, Евгений Стычкин
в ролях: Аскар Ильясов, Никита Ефремов, Елизавета Шакира, Евгения Манджиева, Евгений Стычкин, Павел Майков, Виктория Агалакова

 

Ностальгический привет зрителям!

Тема СПИДа в своё время была талантливо открыта оскароносной «Филадельфией» с Хэнксом и гениально закрыта «Даласским клубом покупателей» с не менее гениальным Макконахи. Казалось бы, сказать ещё что-либо на данную тему трудно, но поскольку поток наркоманов, проституток, содомитов, прелюбодеев и невольно примкнувших к ним жертв халатных врачей, увы, так и не иссякает, время от времени какой-нибудь режиссёр решает реанимировать вялый интерес публики к этой области. Создатели «Нулевого пациента» сделали теоретически беспроигрышный ход — совместили тему иммунодефицита человека с темой иммунодефицита великой империи, показав вспышку СПИДа как один из аспектов распада СССР. Однако практика, как и положено, вносит свои коррективы в блестящие теоретические выкладки, поэтому посмотрим, насколько качественным получился итоговый продукт.

Итак, СССР, Калмыкия, 1988 год. Молодой врач Кирсан Аюшев работает в детской больнице и благодаря своим талантам стремительно идёт к успеху, что не оставляет равнодушной хорошенькую медсестричку Зину. Казалось бы, всё прекрасно, но однажды, во время рутинной операции у него на столе умирает маленький ребёнок, причём при весьма странных обстоятельствах — обычно крайне активная в таком возрасте иммунная система словно отказывается бороться за жизнь организма. К тому же, у многих детей в больнице без какой-либо очевидной причины резко ухудшается состояние. Проявив инициативу, Кирсан начинает исследовать все доступные ему случаи детской смертности и приходит к выводу, что калмыцкому захолустью грозит настоящая эпидемия экзотической для СССР болезни — СПИДа. Разумеется, местное руководство, опасаясь скандала, кладёт все его энергичные докладные под сукно, поэтому Кирсан решается нарушить субординацию и сообщает о надвигающейся катастрофе в Москву, в профильный НИИ вирусологии.

Тем временем в Москве развивается параллельная сюжетная линия, повествующая о трудовых буднях руководителя вышеозначенного НИИ. Дмитрий Гончаров к успеху уже пришёл — у него есть папа-министр, пятикомнатная квартира с видом на МГУ, весьма крутой даже по меркам Европы 123-й «мерс» и модельной внешности девушка Алёна, успешно совмещающая учёбу в МГИМО с беспорядочной половой жизнью, интенсивности которой позавидовала бы известная гетера Таис Афинская. Одного только не хватает Диме — свободы действий в области борьбы со СПИДом. Подобно своим коллегам из глубинки, высокое московское начальство так же упорно придерживается страусиной тактики и надеется, что проблема сама как-нибудь рассосётся, поэтому ни должного количества оборудования, ни нормального штата, ни возможности информировать публику Диме не дают. 

Герой подключает родственные связи, но даже высокопоставленный папа, ознакомившись с научными выкладками сына, может лишь обещать доложить Политбюро, но не сейчас, а когда-нибудь позже, как международная обстановка позволит. Наш герой уже постепенно начинает впадать в отчаяние, как вдруг судьба сталкивает его с журналистом из «Советской молодёжи» по фамилии Карахан. Хитрая акула пера, сводив Диму на популярное позднесоветское реалити-шоу под названием «люберы мочат тихарей-гомосеков», умело стимулирует интерес молодого учёного к практическим действиям и после проведённого углублённого расследования, в ходе которого выясняется, что заражённые СПИДом геи есть даже (о, ужас!) в советской армии, Дмитрий не выдерживает и передаёт всю известную ему информацию Карахану. Журналист готовит и запускает в печать поистине убойный материал, после чего начинается грандиозный скандал, и к делу подключается КГБ. Именно в это время в стремительно слабеющем Союзе начали поднимать голову сепаратисты всех мастей и скандал со СПИДом грозит создать дополнительные проблемы центральной власти. И тут сталкиваются идеалисты Дима и Кирсан, готовые на всё, чтобы помочь своим пациентам и практики в лице майора КГБ Шмелёва, озабоченного тем, чтобы не дать подрывным элементам слишком сильно раскачать лодку. Впрочем, постепенно проблемы детей отходят на второй план и между героями начинается война идеологий. Ну а верная своим инстинктам и охваченная массовым психозом толпа тем временем начинает очередную охоту на ведьм. 

Нельзя сказать, что «Нулевой пациент» отличается оригинальностью или же особым драматизмом, но одновременно нельзя не признать, что функцию развлечения зрителя он выполняет на четвёрку с плюсом. Сюжет развивается динамично, логично и последовательно, многоуровневые конфликты в сценарии успешно подогревают интерес аудитории. Откровенно двухмерные персонажи тем не менее выписаны вполне натурально и не вызывают отторжения. Что картонный «честный врач», что архетипичный «злобный гэбэшник», что стандартный «упорный журналист», благодаря талантам креативной группы оставляют тёплое и реалистичное впечатление обычных людей на палубе тонущего корабля. Авторы сериала создают весьма приятную атмосферу, а обильно использованный аутентичный антураж позднесоветской эпохи несомненно привлечёт внимание как старожилов, уже подзабывших, так и молодёжи, никогда не знавшей всех прелестей развитого социализма. Повсеместный позитив, улыбчивые и открытые люди, развесёлые и бесконечно оптимистичные лозунги времён перестройки как нельзя лучше отражают состояние внешне здорового общества, ещё не понимающего, что его поразил смертельный вирус. Заодно авторы сериала слегка прикасаются к извечным вопросам, лежащим в основе государственного управления — способно ли люди адекватно воспринять неприятную истину и насколько далеко они готовы пойти в области самообмана? 

Также из удачных моментов нельзя не отметить очевидные даже зумерам логические цепочки — запустили в СССР негров через общеизвестную «Лумумбу», а вот и СПИД тут как тут. Интегрированные в сценарий модные политкорректные аспекты неожиданно выступают в роли комических элементов, немедленно увеличивая удовольствие от просмотра, при этом заставляя зрителя задуматься. В частности, отлично получилась подруга главного героя — не желающая готовить и рожать детей сильная независимая женщина «USSR-style» — смех смехом, но вот именно из таких невинных социалистических ростков и выросли в итоге многочисленные поколения феминизма и законы о превенции домашнего насилия. В сериале также на удивление честно и реалистично показаны практический эффект дружбы народов в условиях отпускания гаек — сколько волка не корми, он всё равно будет смотреть в лес, и стоит адептам хаоса вылезти из-под сапога, как столетиями кормившая их рука немедленно будет укушена. Отдельной похвалы заслуживает умение авторов подавать материал, не заостряя внимание на данных неприятных темах, одновременно расставляя правильные акценты.

В целом «Нулевой пациент» чем-то напоминает сильно упрощённую версию «Гленгарри Глен Росс» — внешне простая производственная драма, исход которой к тому же заранее известен, тем не менее снятая очень профессионально и успешно держащая зрителя в напряжении. 

Актёры подобраны отлично и выжимают из сценария максимум возможного. Аскар Ильясов очень хорош в роли архетипичного честного и человеколюбивого врача, всем сердцем болеющего за любимое дело. Никита Ефремов прекрасно отрабатывает образ молодого профессионала, угнетённого бездумной бюрократией и лишённого возможность раскрыть свой потенциал и применить свои умения на пользу обществу. Евгений Стычкин редко разочаровывает, и тут держит марку, крадя чуть ли не каждую сцену и замечательно перенося на экран суть настоящего журналиста, которого хлебом не корми — дай засунуть нос куда не следует, а Павел Майков самоироничен в роли майора КГБ. Не отстаёт и прекрасная часть труппы — Елизавета Шакира хороша в роли представителя советской золотой молодёжи, Виктория Аглакова идеально попадает в образ медсестрички, а на Евгению Манджиеву и прочих калмыцких статисток приятно смотреть — ничем не хуже японочек из опусов Соно и Миике; а кто-то ещё говорит, что импортозамещение у нас не работает.

Итог: весьма приличная производственная драма. Хорошо развлекает после тяжёлого рабочего дня, достойна просмотра.

  • 37
    14
    202

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • sevu
    sevu 30.05 в 13:02

    Рецуха не проплаченная чтоли?Вяленько получилось, заставка из "Крутого пике" эмоциональней, "неудержимый командор, невозмутимый радист Морзе"...Уж если и рекомендовать такую шнягу, а это именно она, ибо загуглил"эпидемии в СССР", то только за бабло, "иначе хаос"(с).

  • sevu
    sevu 30.05 в 14:36

    Администрация Сайта а вам, за невразумительное общение с посетителями."Деньги не пахнут", это же школьная программа и может даже- ЕГЭ. Или под дебилов нравится косить? Типа, чем тупее, тем авторитетней и авторитарней?

  • adminka

    sevu Бан на три дня. 

  • av194557
    Альбертыч 30.05 в 17:21

    Администрация Сайта 

    – Да, деньги! – сказал Корейко. – С деньгами заминка. Папка хорошая, слов нет, купить можно, но, подсчитывая мои доходы, вы совершенно упустили из виду расходы и прямые убытки. \с\

    просто цитата.не подумайте плохого

  • seab
    Боря с моря 30.05 в 13:23

    я очень смеялся над комментариями под трейлерами сериала

  • Psychoscum

    Боря с моря если честно, мне зомби тоже слегка не хватало.

  • Arhitector
    Arhitektor 30.05 в 15:59

    На расстоянии чувствую, что сериал такой себе, на троечу с отрицательным хвостиком. Но может быть просмотр его пошёл бы живее, если б зрителю указывалось в титрах и рекламе, что эпидемия СПИДА никуда не делась и он по-прежнему широко распространяется - только об этом шшш...молчат.

    Следующий сериал можно снимать про туберкулёз - всё потому, что он сейчас тоже довольно широко распространяется, опять же под тихое молчание.

    А лучше бы сняли про коронавирус: при умелом и интригующем сценарии точно получился бы блокбастер.

    Хотя куда это я: современные российские режиссёры и интересный сценарий?...

  • Psychoscum

    Arhitektor про корону есть пророческая "Утопия" 2013 года.

  • vpetrov

    Arhitektor Лучше мультик. Трогательный. Про макака-вирус.Как его, бездомного, нашёл паренёк из Западной Африки, засунул в потайное место и, в люксовом туалете диско-карнавальной пати, передал паренькам "маль турнэ'' из Западной Европы. Гуманитарная акция. Запиявил крошку- вируса в  богатую жизнь. Новую, неафриканскую.

  • Dmitriy70
    Дмитрий 03.07 в 13:55

    Аля К. И какие же это сериалы?

  • bastet_66
    bastet_66 28.06 в 06:55

    Обязательно посмотрю сериал. Надеюсь, не разочарует, потому что по опыту знаю, современные режиссеры не умеют создавать эффект подлинности времени. Посмотрим, как здесь справились, чтобы передать эпоху СССР. Актерский состав прекрасный, хочется верить, что и в этом сериале с поставленными задачами они справились на отлично.

  • Dmitriy70
    Дмитрий 03.07 в 13:58

    Вот как его смотреть. Положительные геи, сильная и независимая, калмыки хорошие, а русский плохие. Т.е. имперская рука Москвы? И по - другому теперь в России не дадут снять? Для чего ввели сильную и независимую? Почему бы не ввести женщину, любящую детей и у неё ребёнок с вич и она готовится его сохранить? Сдаётся мне, что и наши киноделы оповестились