vasyukhin Влад Васюхин 25.05.22 в 08:00

Театр горящих глаз

Если вы посмотрите рейтинги топовых спектаклей прошлого сезона, то у многих экспертов, наряду с работами знаменитых режиссеров и прославленных трупп, в первой половине списка увидите «Толстую тетрадь». Этот спектакль режиссер и педагог (или педагог и режиссер) Татьяна Тарасова поставила со студентами третьего курса ГИТИСа по роману швейцарской писательницы Аготы Кристоф. И он стал, как сказал бы Стас Садальский, бомбой! 

Эта история Клауса и Лукаса, двух близнецов, пронзительная и жесткая. Мальчики по очереди ведут дневник, безыскусно и честно описывая события своей жизни и выживания, поскольку действие происходит во время Второй мировой войны, в жернова которой угодили братья-подростки. Крепкая режиссура, профессиональная игра будущих артистов и текст, который прежде никто в столице не ставил, — вот главные составляющие формулы успеха. Количеству восторженных рецензий на студенческую работу позавидуют многие маститые театральные деятели. Дело кончилось тем, что «Толстую тетрадь» на какое-то время включил в свой репертуар Театр Моссовета. 

Успех «Толстой тетради» во много обеспечили исполнители главных ролей — Сергей Кирпеченок и Владислав Медведев

Кстати, на днях я посмотрел другой спектакль Татьяны Тарасовой — «Тимур и его команда. Рассказы о том». Он был поставлен в 2018 году со студентами ВГИКа, а после стал репертуарным спектаклем Центра драматургии и режиссуры, одним из его хитов. 

Но было бы сильным преувеличением сказать, будто студенческие спектакли бывают или хорошие, или очень хорошие. Всякое случается, в том числе и голимая самодеятельность. Да, энергия, драйв, заразительность, наглость и бесстрашие молодости с лихвой способны искупить всё: и плохую выучку, и нафталин режиссуры, и вынужденную скромность и даже бедность сценографии, и заезженную драматургию, и дурновкусие. А может и не искупить. 

В Москве есть несколько государственных театральных училищ, студенты которых регулярно выходят на подмостки учебных (и не только) театров. Плюс к этому — всевозможные частные институты и коммерческие курсы. Короче, за год набирается примерно три десятка студенческих премьер. Ну и много ли среди них шедевров? Да нет, конечно. Но все равно смотреть на игры молодых (хотя бы после рекомендаций завзятых театралов, которые в данном случае выступают в роли канареек для шахтеров) все равно стоит. Потому что театр, в принципе, дело молодых. 

А еще это очень интересный зрительский опыт. Нередко эти зрелища имеют причудливый сценарий — к примеру, спектакли-концерты. Или специально компилируются лучшие этюды с экзаменов или фрагменты из нескольких пьес, получается такой «Шекс-Пир во время чумы». Нередко в спектакле задействован весь курс, и тут уже негласное соревнование — кто кого? 

Ну и еще один аргумент: не факт, что того или иного молодого артиста вы увидите ещё где-то, кроме студенческого спектакля. Я знаю примеры, когда ребята, ослепительно блиставшие во время учебы, после выпуска не находили дорогу на профессиональную сцену, оказывались в каких-то маргинальных театральных проектах, сомнительных антрепризах, уезжали в провинцию или вообще уходили из профессии. Ну и самое главное — обычно эти спектакли по понятной причине играют всего несколько раз. А потому спешите видеть! Это, кстати, совсем несложно по нынешним временам. Единственная проблема — количество мест в зале. Нередко играют в тесных учебных аудиториях. 

Еще одна немаловажная деталь: на студенческие спектакли при нынешних столичных ценах на билеты можно попасть без катастрофического ущерба для бюджета — по цене чашки кофе, а то и вовсе бесплатно — по предварительной записи. Информация о подобных возможностях постоянно обновляется в соцсетях и на сайте учебных заведений. 

Как уже было сказано выше, время от времени самые удачные студенческие спектакли берут в свой репертуар солидные столичные театры. И вот тогда цена почему-то резко взлетает: на ту же «Толстую тетрадь» она доходила до 7000 рублей! 

Кстати, в нынешнем сезоне тот же Театр Моссовета взял под свою крышу другой студенческий спектакль ГИТИСа — «Общагу-на-крови», в основе которой дебютный роман Алексея Иванова. И, по мнению целого ряда авторитетов, это одно из главных театральных событий.

Спектакль «Общага-на-крови» режиссера Олеси Невмержицкой

Вот уже восемнадцать лет в Москве проходит фестиваль «Твой шанс», где будущие артисты (новые звезды!) имеют шанс ярко засветиться, а публика увидеть лучшие ученические спектакли из разных городов страны, где есть театральные вузы. Вот недавно, в апреле, устроили очередной. Гран-при фестиваля получил спектакль «Любовь. Смерть. Любовь» по текстам Бориса Зайцева, одного из важных писателей русского зарубежья. Его поставил режиссёр Родион Овчинников со студентами курса Валентины Николаенко, ВТУ имени Щукина. И теперь эта постановка в течение года будет играться на сцене Театрального центра «На Страстном». Не пропустите!

Спектакль «Любовь. Смерть. Любовь»

#новые_критики #театральныйобзор #толстая_тетрадь #театр_моссовета #общага_на_крови #алексей_иванов #щукинка #на_страстном #любовь_смерть_любовь 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 8
    7
    325

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • hlm

    Весь день маялась, как быдто что-то забыла. Вспомнила!

    Вернулась к обзору,  а есть ли шанс увидеть Ваш отзыв на Общагу?

  • bitov8080

    С удовольствием сходила бы на студенческую постановку, это бывает очень здорово. Спасибо за подсказку и обзор

  • DariaTutDariaTam

    Здорово, теперь непременно хочется сходить

  • Arhitector

    Влад умеет заинтересовать театром даже такого замкадыша и заневщину, которым является ваш покорный слуга. Театр молодых актёров - это очень важно! Впрочем, как и любое созидательное творчество молодёжи - это очень дефицитная вещь по нынешним временам.

  • bastet_66

    Даже не знала, что можно посмотреть студенческие спектакли. Спасибо автору за обзор. Интересно открывать для себя новые постановки и наблюдать за молодежью. Замечательно, что педагоги не эксплуатируют классику, а ищут незаезженные сценарии.