kseniakomarova Комарова 24.05.22 в 11:14

Обзор: «Волк с Уолл-стрит»

«Волк с Уолл-стрит» снова в кинотеатре. Пожалуй, это единственный плюс того, что в России не показывают голливудские новинки. В свое время я «Волка» не посмотрела — ожидала, что будет что-то в духе «Авиатора». В целом, фильмы и правда похожи: они рассказывают историю одержимой, а потому вываливающийся из привычных рамок личности. Можно быть не как все, если ты гермафродит, парафилик, скромный пегамоидный человек, вампир-девиант. Можно носить брюки на голове, трахать бутерброд с сыром или петь жопой. Короче, доступных способов выделится сейчас действительно много, другое дело, что толку от них чуть. Это в лучшем случае бесполезные мутации, в худшем — эксплуатация общественного внимания в личных целях. Но есть такие формы бытия человеком, которые обладают потенциальной выгодой для многих. И это как раз одержимость.

Белфорт, если посмотреть на него через очки, сделанные в России, — Мавроди с улучшенным интерфейсом. Сексуально озабоченный мошенник, финансовый преступник, при этом еще и наркоман. Герой такого типа не подходит для драмы характеров — он сразу образует вокруг себя кокон сатиры. Поэтому «Волк» организован как автосатирическое повествование с комментированием в сторону. Пожалуй, комментарии от персонажей гораздо удивительнее, чем отбитый трехчасовой хронометраж. Этот драматический прием, довольно старый и несколько подзабытый, вдруг оказывается действенным и постироничным. В сцене, где Белфорд и тетя его жены, размышляют о поцелуе, обе реплики в сторону показывают абсурд ситуации гораздо глубже, чем любой другой возможный прием. Человек человеку не волк, а черт из табакерки, мелкая подстава.

Тема наркотиков может раскрываться в драматическом и комическом ключе. Драма будет работать со схемой «действие — последствие» и делать акцент на потерях: каждая новая доза отдаляет героя от возможного хорошего будущего, что осознается и им, и зрителем. Но Белфорда так было показывать нерационально. То, что он наркоман, не главное по поводу него. Наркотики оказались лишь частью его фриковатости — они отражали жадность к бытию, а не слабость героя перед лицом обстоятельств. Поэтому в фильме нам показывают форменную вакханалию, когда избыточность потребления перерастает всякую возможную меру и формирует раблезианский гротеск. Именно поэтому наркомания Белфорда выглядит нереалистичной и не воспринимается всерьез. У каждого, так сказать, свои недостатки.

В этом смысле интересен феномен Уолтера Уайта. Он не просто производит наркотик, он делает его максимально чистым и, значит, действенным. Но акцент в сериале — не на жертвах Уолтера, они практически не показаны. Фигура антигероя формируется благодаря умолчанию. Вместо большой, ужасающей беды, когда тысячи людей торчат, воруют, ловят отходняки и умирают в вонючих сквотах, показаны лишь несколько жертв бурной деятельности Уолтера, да и то со скидкой на то, что часть его мотивов выглядит вполне благородно. Быть злодеем — это находиться в невыгодном фокусе, только и всего. А так, может, и Палпатин был дома уютным стариканом, и Воландеморт ласкал кошечек в подъезде.

В «Волке» жертвы Белфорда не показаны. Насколько я понимаю, это сделано сознательно. Если ваши родители или вы сами в свое время отнесли деньги в «МММ» или «Хопер Инвест», вряд ли вы посочувствуете строителю пирамиды, которому кушать хотелось. Красота мошенничества, его авантюрный дух, озорство и азарт возможны только в отрыве — полном — от страдания жертв. Реального страдания, которому сочувствуешь, такого нищего, разодранного бытия, со слезами детей и дребезжащим пустым холодильником. Белфорд существует в им созданном сказочном инобытии, где есть друзья, враги, деньги, шлюхи, но нет всего остального — того, что относится к сфере обыденного. Я не осуждаю за это Скорсезе. Фактически, то, что делает он и Лео, это попытка лабораторного эксперимента по изолированному препарированию важного феномена.

В ключевом разговоре с тетушкой, о котором я выше упомянула, сказано самое важное слово о герое. Он не по поводу денег. Хотя, казалось бы, прямо декларирует это в своих речах. Но он не хватается судорожно за каждую копейку, и деньги ценит только тогда, когда они большие (гротескно, фантастически большие). Белфорд жаден именно к бытию, витальности: ему надо больше жизни, чем может вместить тело. А деньги — внешний эквивалент жизненной энергии. Мелкое удовольствие не интересно, нужен всеохватный, тотальный, нечеловеческий кайф. По сути, Белфорд — бог денег, Гермес, вечный юноша, плут и путешественник. Он трансгрессировал за рамки человечности, выпал из рамок морали, поэтому он может совершать любые поступки: честные, хреновые, альтруистические, противозаконные. В сцене ареста он демонстрирует потрясающее спокойствие и достоинство, а в сцене расставания с женой — безобразие и комическую унизительную агрессию. Все это не так уж важно. Он существо другого вида. Не человек.

Отдельно скажу про секс. Секса в фильме довольно много — на уровне картинки и декларации, но, по сути, нет совсем. Именно поэтому Белфорд никогда не бывает сыт. Его жажду ничем не забить. Ни одна женщина и никакие механические фрикции не дают ему того, что он ищет — полного растворения в кайфе. Герои такого типа существуют поперек времени. У них иной баланс частного и общего интереса. Большинство людей глубоко погружено в частную жизнь, где центром мира является их эго. Но Белфорд как раз из той категории редких людей, которые не видят принципиальной разницы между частным и общим, для них этого одно и то же. Там, где хорошо многим, хорошо и ему. Грубо говоря, это героическая личность в максимально скудном для себя мире. Она могла бы пересоздавать реальность, случись война или катаклизм. Но эпоха спокойна, как море в солнечный день, и поэтому все силы тратятся на карнавал, деформацию реальности и прыжки за рамки обыденности. Зазря.

Настоящий Белфорд, видимо, тот еще прохвост. Без личного обаяния ДиКаприо вряд ли бы Волк вышел таким объемным. Невинность взгляда и хитрожопость биржевых манипуляций могут быть совмещены в кино, но в жизни вступают в отношения взаимного вытеснения. Но в том-то и фишка кино, что оно может давать нам нереальные картины из сферы желательного.

Короче, второй раз я бы «Волка» смотреть не стала. Разве что по приговору суда. А на один раз, в качестве ментального пива, сойдет.

#кинообзор #волксуоллстрит #дикаприо

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 38
    13
    217

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080

    Интересно было читать, даже не во всем соглашаясь по фильму, просто интересные размышления сами по себе. В отрыве от кинопроизводства) Ди Каприо, конечно, там (и не только, там) великолепен. И спасибо за обзор

  • horikava_yasukiti

    Одним из признаков шизоидной личности является феномен дерева и стекла. То есть, они отлично понимают свои телесные, эмоциональные и интеллектуальные потребности, при этом практически невосприимчивы к окружающим. В силу этого, если их интеллект достаточно развит, они относятся к миру и окружающим как к одной большой головоломке, которую им по приколу разгадать, поиграть с нею (типаж, весьма распространённый среди мошенников). В общем ДиКаприо, Скорцезе и Теренс Уитнер (сценарист), как добротные профессионалы, воспроизвели не единожды показанный образ обаятельного кинопсихопата. И ничего героического в нём нет. Не присел бы этот Белфорд (кстати, реально существующая личность) на тюрячку, ошизел бы окончательно.

    P. S. Рецензия - зачётная. Даже этот жаргон гуманитариев в кассу. Автору - почёт.

  • horikava_yasukiti

    ruukr, я примерно к такому же мнению склоняюсь.

  • ruukr

    Комарова с большей долей уверенности могу сказать, что да. Расстройство личности смешанного типа по МКБ10. Есть хорошая книга начупоп. Хэлзем "Лишенные совести или Пугающий мир психопатов". Рекомендую. Хорошо написано

  • kseniakomarova
  • Arhitector

    Я не много смотрел фильмов с Ди Каприо, но те, которые смотрел ("Титаник", "Гетсби", "Поймай меня, если сможешь", "Начало") - явно получают хороший зачёт. Как правило в них - отличная актёрская игра, интересный, интригующий сюжет, достойный актёрский состав. Ни разу не пожалел, что потратил время на просмотр. Думаю, гляну и "Волка".

    Однако настоящий "Волк" - сам Ди Каприо, состояние которого на сегодня оценивается в районе полумиллиарда долларов. Это вам не МРОТ, и даже не Сергей Безруков (которого иногда именуют "русским Ди Каприо") :)

  • kseniakomarova

    Arhitektor Да, Ди Каприо и сам - хищник.

  • vpetrov

    Прекрасный обзор. Насчёт ди Каприо: хороший мальчик! (голосом Андрея Миронова). Утонул, как старушкин "брюлик'', в киноистории про большой пароход.

  • kseniakomarova

    Вячеслав Петров Когда тонул, чот не жалко было совсем. А тут он приятный, очаровательный наркоман, совсем другое дело.

  • vpetrov

    Комарова Пожалуй, что и так. Наркоманы бывают обаятельными. Артистичными. Особенно, когда на дозу добывают, фантзируя. Знавал я на даче, в начале "нулевых'', наркота, c нашей улицы, по кличке "Плавунец". Вот актёр и сценарист был! Самородок. Станиславский бы обнял его, прослезился и гладил по голове до полного истирания волос. Не оторвался бы от восторга. Поверьте, что сплав талантов актёрских трупп ленинградского БДТ и московского МХАТ-а, в их лучшие времена (!!), не стоил и кукурузной кочерыжки перед его драматических фантазиями и артистическим перевоплощениями. В момент добывания очередной пятихатки у соседей - буксирных капитанов, завучей в отставке, продавщиц сельмага, инспекторов ГАИ, портовых сварщиков, многодетных матерей-одиночек, инструкторов по стрельбе, учащихся девятого класса средней школы...

  • bastet_66

    Спасибо автору за обзор. Сразу захотелось посмотреть, хотя иностранными фильмами мало интересуюсь как раз из-за их «доступных способов выделится» ради «эксплуатации общественного внимания». На Ди Каприо, который из слащавого холеного юнца превратился в довольно симпатичного молодого мужчину, в роли мошенника стоит взглянуть.  Тем более автор статьи так ненавязчиво это советует.