«БОЛЬШАЯ КНИГА-2022»: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ
(Ш. Идиатуллин «Возвращение “Пионера”»; Bookmate, 2021)
#новые_критики #новая_критика #идиатуллин #возвращение_пионера #большая_книга #кузьменков
Новый идиатуллинский роман сам по себе не особо интересен: сто сорок мохнатая сага про попаданцев, о чем толковать-то? Повод для разговора появится, если мы поместим текст в разного рода контексты. Чем немного погодя и займемся. Но пока на повестке дня спойлер.
На календаре – 1985-й. К земле приближается комета Галлея, которая на сей раз отравит все живое цианидами и прочей токсичной хренью. Источник опасности следует уничтожить в рекордно короткие сроки и передовыми методами: отправить космический корабль по струне – той самой, из теории струн, что до сих пор нуждается в экспериментальной проверке. Экипаж нужно набрать из препубертатных детишек: взрослым грозит «гормональный шторм» и окситоциновое отравление. Отбор проходят трое: Линар из Чистополя, Инна из Нурека и Олег из Грозного. С кометой пионеры-герои лихо разобрались, да на Землю вернулись в 2021-м. И все, ясен пень, заверте.
* * *
Итак, контекст № 1: историко-литературный. Попаданцам в отечественной словесности несть числа: от стругацкого Саула Репнина до бушковского Станислава Сварога. Вообще, нашу ипостась жанра принято датировать 1927 годом – тогда вышла повесть Гиршгорна, Келлера и Липатова «Бесцеремонный Роман». На самом деле все случилось немного раньше. В 1871-м Алексей Толстой, который Константинович, написал балладу «Поток-богатырь», где нелегкая занесла героя из Киевской Руси в Московию Ивана Грозного, а потом – в Россию Александра II. Поэт активно использовал остранение: богатыря сперва не на шутку озадачил опричный произвол, а после – народобесие разночинцев. С тем же изумлением идиатуллинские пионеры смотрели на российские реалии 2021 года.
Судите сами, какой свежести продукт вам подсунули. Циклопический реестр первоисточников, думаю, можно опустить. Тем паче кое-что автор перечислил в тексте: фильм Селиванова «Большое космическое путешествие» (1974), роман Лема «Возвращение со звезд» (1961) и проч. Идиатуллин, впрочем, в собственной оригинальности не сомневается: «Никто еще не писал про “встречных” попаданцев, которые переносятся не от нас в прошлое, а из прошлого к нам» (интервью Bookmate Journal). Хм. А про что тогда повесть Абрамова «В лесу прифронтовом»? А про что «Гость из прошлого» Булычева? И «Авиатор» Водолазкина?
* * *
Контекст № 2: филологический. Метасюжет идиатуллинской прозы – явление ребенка-мессии в декорациях апокалипсиса. Наиль в «Убыр» избавил родной Татарстан от нашествия нечисти. Артур в «Городе Брежнев» помог отцу выжить в смертельно опасной ситуации. Кул в «Последнем времени» спас остатки цивилизации птицелюдей от иноземного нашествия. «Возвращение “Пионера”» – старая песня о главном.
Ш.И. привычно работает по чужим лекалам. Еще в 1940-м журнал «Литературный критик» писал, что советский юный герой способен выполнить любую задачу, если задача патриотична. До логического конца, а то и до абсурда эту схему довел Владислав Крапивин. Его ясноглазые мальчики со шпагами яростно геройствовали в поганом мире взрослых:
«Я мальчик, господин Биркенштакк. На мужчин я насмотрелся в эти дни, ну их к черту. Они и предать могут, и убить беззащитного. И нечего меня сравнивать с мужчинами. Тоже мне похвала...» («Выстрел с монитора»).
Тут без вариантов. Мессия, он по всем канонам, еще и строгий судия. Что у Крапивина, что у Идиатуллина:
«Летать учились, в космос хотели, “Костер” читали, клятвы давали. Могли уже на Луне яблони сажать и по Марсу гулять. А заместо этого – родненькое китайское, лучшее американское, надежное немецкое. Бочка варенья и корзина печенья вместо неба и космоса. Чего ж вы предатели такие, а?»
Само собой, реальная жизнь подобным типажам противопоказана. Крапивин это понял и увел своих героев в параллельные миры, к магическим кристаллам, мечам и алебардам – его позднее творчество ехидные критики окрестили «пионерско-готическим». Готики Идиатуллин, хвала Аллаху, избежал, но использовал крапивинский шаблон: великолепная троица прибыла из 1985-го и туда же отправилась, хлебнув прекрасного далёка. А 1985-й у Ш.И. родом явно из передачи «В гостях у сказки».
Крибле… крабле… бумс!
* * *
Контекст № 3: исторический. Можно невозбранно врать про Эру Великого Кольца: Дар Ветер и Мвен Мас предъяву не выкатят. Но за реальный 1985 год – совсем другой спрос.
Первым делом мы испортим космолеты. Напомню: дефицит союзного бюджета тогда составил 11,2 миллиарда рублей. Что до космической программы, то в 1984-м все силы и средства были брошены на комплекс «Буран», наш ответ милитаристу Рейгану: 16,4 миллиарда рублей и два с половиной миллиона человек, так или иначе задействованных в проекте. При таком-то раскладе орбитальную станцию «Мир» едва не похерили, да вмешался секретарь ЦК Романов. А вот вам немыслимый прорыв: новый корабль по принципиально новой технологии. И стахановскими темпами. Где деньги, Зин… то есть Шамиль Шаукатович?
Юридическая составляющая и того любопытнее. Диалог для затравки:
«– Ребят, совершенно секретно, помним, да? – Подписку давали же, – уязвленно напомнила Инна. – И честное пионерское, – добавил Антон».
Ну, давали. И что с того? Будущим космонавтам едва-едва 13 стукнуло. А уголовная ответственность за разглашение государственной тайны, согласно ст. 10 УК РСФСР, наступала с 16 лет.
Однако самое забавное – персонажи, сошедшие со страниц то ли Гайдара, то ли «Морального кодекса строителя коммунизма»:
«Я за себя отвечаю. И еще за корабль, за Олега и Инну, а заодно за Обухова и Главного, за всю советскую космонавтику, СССР и человечество».
Короче, пионеры всей страны делу Ленина верны. И в труде всегда помогут, и в беде утешить могут. А еще помнят имена всех генсеков и вождей дружественных партий и пишут письма Рейгану против программы СОИ и за освобождение Леонарда Пелтиера – аж десятками. И при этом, настаивает сочинитель, «не упоротые по пропаганде, не сильно идейные» (интервью Bookmate Journal).
Сомнения бар, как однажды выразился Ш.И. По всем пунктам: и насчет идейности, и насчет достоверности. Гонки на лафетах и масло по талонам располагали к иному мировоззрению.
Лет пять назад Идиатуллин написал «Город Брежнев» – роман про 1983 год. С дистрофичными курями и бананами деревянной твердости на прилавках. С беспределом боевых комсомольских дружин. С кассетами TDK, ценность которых, по слову коллеги-рецензента, затмевала любую идеологию. С пионерами-гопниками и пионерками-давалками. И вердиктом мудрого физрука:
«Волков вырастили. Я иногда думаю, кто из этих ребятишек вырастет и что они сделают через десять лет. Со страной, с миром. И страшно становится».
Только не спрашивайте, чему приписать нынешнюю метаморфозу. Мотивации – самая темная область человеческой психики.
* * *
Контекст № 4: космический. Как говорит наш президент, буду краток. Ибо не эксперт. Детский экипаж готовили к судьбоносной миссии ровно два месяца. Для справки: Пересильд и Шипенко отправились на МКС всего-то кино снимать, и то подготовка заняла вдвое больше. Но пионер – всем ребятам пример: ух ты, ах ты, все мы космонавты!
Шамиль-әфәнде, не смешите мой скафандр.
* * *
Контекст № 5: идиатуллинский. Технически «Возвращение “Пионера”» – лучшее, что я читал у Ш.И. Ни тебе привычной безразмерной экспозиции: от 12 515 слов в «Эре Водолея» до 18 150 слов в «Убыр». Ни литкружковского натужно-вычурного красноречия: «как пригоршня защекотанных зайцев» («Город Брежнев»); «со сноровкой спецназовца, застигнутого приступом поноса» («Эра Водолея»), «кипя извилинами и нервами» («Бывшая Ленина»). Ни лишних для фабулы персонажей, ни любимых ретардаций. Ну, почти.
Однако погодите аплодировать: прекрасное по-прежнему далёко. Раньше-то хоть смешно было, а теперь вообще никак. За вычетом всего перечисленного осталась типовая подростковая фантастика, какую тоннами печатал «Юный техник».
Да, о фантастике: на поверку это притча не про попаданцев, а про упущенные возможности. В очередной раз повторю вслед за Бахтиным: роман – не то, что происходит вокруг героя, а то, что происходит с героем. Знатный можно было бы конфликт в экипаже замутить. Моделируем ситуацию – грубо, примитивно, но все-таки... Олегу хочется назад, в 1985-й: на месте его родного Грозного возник чужой, незнакомый город. Физико-математическому Линару интереснее в 2021-м: фигасе, паца, техника-то как скакнула! Инна колеблется: ее Нурек – уже зарубежье, но вместо ваты нынче буржуйские прокладки – не засыхают и нежные места не трут. Не говоря уж про другие хищные вещи века.
Ан нет. Какими пионеры прибыли к читателю, такими и убыли – образцово-показательными гайдарятами. Без малейшего намека на эволюцию. Вместо нее – вполне голливудский финал с догонялками и пострельбушками. После чего грош цена всем филиппикам про «лучшее американское».
* * *
Контекст № 6: социально-премиальный. Титульная метафора романа: Россия – оккупированная страна. Автор вовсю жжет глаголом и прочими частями речи:
«Нас, похоже, захватили. Как Гренаду или Фолкленды. На аэродромной фирмовых машин полно и флаг вместо нашего французский, что ли. И самолет пролетел, на нем герб царский. Нас, по ходу, НАТО захватило».
Да вот ведь парадокс: Идиатуллин уже в четвертый раз норовит угодить под раздачу большекнижных слонов. Без метафор говоря, с 2017-го стоит в очереди за деньгами компрадоров-олигархов Авена, Мамута, Вексельберга и Абрамовича. Более того, дважды получал третью премию «Большой книги»: миллион за «Город Брежнев» да столько же за «Бывшую Ленина». И на челе его высоком не отражалось ничего.
Вот он, российский оппозиционер, готовый на все: ссылку, каторгу, тюрьму. Но желательно – в июле, и желательно – в Крыму.
С этим-то как прикажете быть, Шамиль Шаукатович? Космические кибальчиши не поймут, вот вам честное пионерское.
-
Поскольку "Пионеры возвращаются" - пошёл смотреть, кто автор и какова его биографи. Открываю буржуйску википедию - ага, руководитель регионального отдела "Коммерсанта". Ну, думаю, интересно. Открыл несколько первых страниц книги - с лёту цепляют, - мне кажется потому, что в первые страницы автор вложил может быть наибольшее количество энергии, как это часто бывает. Образ "пацана" и его реплик подобран на 5 баллов. Читается, как будто смотрится - а это значит, хорошо написано. Остановился на 10й странице.
Чтобы дать своё мнение о всей книге - прочесть её надо всю. У меня вопрос к Александру - вы всю книгу прочли? Я вот - не всю, поэтому и цельное мнение пока составить трудно.
Безотносительно книги меня несколько надёждит сама тенденция. Недавно был "День рождения пионерии" - волна ОФИЦИАЛЬНЫХ поздравлений прокатилась по всей стране, многие губернаторы позировали на фото в пионерских галстуках. Президент как-то высказался: сказал, что самой большой ошибкой прежних руководств страны был - распад СССР. С неделю назад один из депутатов Госдумы вполне официально предложил поменять нынешний российский флаг, так во многом напоминающий прочие европы - на красное знамя победы. И ещё ряд небольших маркеров.
Так может, пионеры действительно возвращаются?:)
Однако главная ошибка, которую можно совершить на данном пути, следующая: есть вероятность, что на государство будет надета просто МАСКА"пионерии", "красного флага" и прочих ценностей, достанных из прошлого - без коренного изменения внутреннего содержимого. Типа - ага, народ хочет красных флагов? хрен с ним, мы вымажемся красным, но офшоры, испанские домики, личные мерседесы оставим при себе, а молодёжи всё так же будем скармливать бузовых, вейпы и алкоголь: попробуем нае... обмануть народец.
Если по скудоумию такая ошибка будет совершена - ничего хорошего из этого не выйдет, система окажется короткоживущей: нае... обмануть народ не получится, в силу значительно возросшего исторического опыта.
Как-то так.
3 -
-
-
Ну нет, не с Толстого это началось у наших. Сильно раньше. 1835 год. Одоевский, Петербургские письма. Офигенно написано, никакому Убыратулину не снилось. Хотя год-то какой! Пушкин с Гоголем пишут деревенские сказки, а у князя Одоевского - гальваностаты, метро, Интернет...
-
Александр Кузьменков Да, у Одоевского утопия. Но каков способ ее достижения? Никаких кораблей, как у Мора или Бэкона. Герой проводит месмерические опыты - и буквально попадает в тело китайца, живущего в будущем. То есть натуральный попаданец.
-
Лёха Андреев, формально попаданец - с этим соглашусь. Но классическая интрига попаданческой саги, на мой взгляд, - социализация героя в дивном новом мире (ну, или ее отсутствие). А ее-то как раз и нет. Ипполит Цунгуев лишь наблюдает и рассказывает про всякие дивные дивы. Читательский интерес вызывает не вживание героя в новую эпоху, а технологические и геополитические прогнозы. Которые, и с этим соглашусь, выше всех похвал: видимо, все же не выдумал князь Владимир Федорович сильфиду - она и нашептала. Но настаивать на своем понимании жанра не буду, как уже докладывал. Ибо увязнем. Кстати, коллега, спасибо за комплимент шародейской рецензии.
-
Лёха Андреев, главный попаданец мировой литературы – Данте Алигьери (кто бы что ни говорил). Вот уж попал человек, так попал!
-
Здесь, скорее, "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной". В "Большом космическом путешествии" дети никуда так и не полетели.
-
Автор статьи иронично прошелся по пионерам, а ведь все это было, и действительно знали руководителей всех стран, мечтали полететь в космос. Другое дело, что в сегодняшних реалиях вчерашние идеи пионерии выглядят смешно и наивно. О книге судить не берусь – только предстоит прочитать.