vasyukhin Влад Васюхин 18.05.22 в 08:00

Танцуй, пока молодой

Говорят, что есть такая стадия опьянения, когда каждый думает, будто он очень круто танцует.
Я не заглядывал в стаканы, бокалы и рюмки худруков, директоров и артистов столичных театров, но явно эти дамы и господа не понаслышке знакомы с зеленым змием. Иначе чем объяснить, что в последнее время на подмостках драмтеатров появилось так много хореографических спектаклей, где драматические артисты отважно обходятся без слов, буквально вытанцовывая историю, в том числе классическую авторства Толстого, Гоголя или, скажем, Александра Дюма-сына. 

Мода? Эпидемия? Ломка стереотипов? Зрительский спрос? Вулканическая активность и пробивная способность режиссеров тире хореографов? Да вот не уверен. Скорее всего, классический театр в его общепринятом понимании ищет новые формы, чтобы выжить. 

Какие-то из этих спектаклей уже сошли со сцены, стали театральной историей и даже легендой, какие-то еще в репертуаре: «Моряки и шлюхи» в Мастерской Фоменко, «Бедная Лиза» в Театре Наций, «Яма» в Театре на Малой Бронной, «Калигула» в Губернском театре, «ХХ век. Бал» в МХТ им. Чехова, «Ревизор» и «Демон» в Театре Ермоловой, «Катерина Ильвовна» в Театре Олега Табакова, «Дама с камелиями» и «Материнское поле» в Театре Пушкина... 

Сцена из спектакля Аллы Сигаловой, «ХХ век. Бал», МХТ им. Чехова

...и вот совсем свеженькое — «Арбенин. Маскарад без слов» в Театре Сатиры, куда дамы постбальзаковского возраста приходят с умилением посмотреть на танцующего в эффектном красном пальто Максима Аверина.

Максим Аверин в спектакле Сергея Землянского «Арбенин. Маскарад без слов», Театр Сатиры

Ну а абсолютным чемпионом можно считать Театр Вахтангова. Там хореограф Анжелика Холина поставила четыре спектакля, где язык тела, мимика и жесты, пластика заменили слово: «Берег женщин» (2008), «Анна Каренина» (2012), «Отелло» (2013), «Мужчины и женщины, или Сценарии, по которым живут люди» (2015).

«Анна Каренина» в Вахтанговском театре

Да, профессиональный актер должен быть универсальным, синтетическим, обязан уметь всё — и петь, и плясать, и фехтовать, и играть на инструментах, и владеть сценической речью (хотя даже самые отсталые труппы уже обзавелись подвесными микрофонами), и по проволоке ходить, махая белою рукой... 

И тут, как в армии: не можешь — научим! Читая рецензии на эти и подобные им спектакли, вы точно наткнетесь на фразу вроде: «актеры с энтузиазмом осваивали новый для себя жанр». Драматических актеров, захватывающих смежные территории и сопредельные пространства, понять можно. А вот зрители? Всегда ли мы испытываем энтузиазм на этих спектаклях? Я — нет. Далеко не всегда. Более того, чем больше смотрю пластические драмы, тем больше во мне скептицизма. Тем чаще вспоминаю выражение «неглиже с отвагой». Для меня это испытание. Художественный ресурс многих постановок, распадающихся на отдельные, пусть даже эффектные, номера, исчерпывается минут через сорок, дальше мне становится всё понятно (или совсем непонятно, что впору читать либретто), предсказуемо и скучно. А дальше — дефицит хореографии, монотонность музыки. Спросите: а зачем тогда ходишь? Отвечу: исполняю профессиональный долг. Как тот ежик, что кололся, плакал, но продолжал грызть кактус. Иногда надо освежить рецепторы... Но при этом я вполне понимаю чувства зрителей, переживших на подобных зрелищах в хорошем смысле культурный шок, захлебнувшихся эмоциями. Понимаю благодарную и счастливую публику, которой все происходящее — «неописуемо», «до мурашек», «на одном дыхании» и «must see», то бишь обязательно к просмотру другими. Я искренне за них рад. 

Безусловно, нередко в этих спектаклях есть и изысканность, и эротизм, и динамика, и энергия молодости, и метафоричность, и заложенная автором первоисточника философия. Но при этом, увы, — и лобовая, без полутонов иллюстративность, жирная прямолинейность, примитивная адаптация, когда великое литературное произведение сводится к набору живых картинок и даже к комиксу. 

Не хочу гадать: переживает ли нынешний театр пик танцевальных спектаклей или их звездный час еще впереди. В любом случае, хочу верить Марте Грэхем, великой танцовщице и хореографу, говорившей, что тело никогда не врет.

#новые_критики #театральныйобзор #алла_сигалова #мхтчехова #максим_аверин #театрсатиры #театрвахтангова #танцуйпокамолодой

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 11
    8
    300

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Arhitector

    Погнались за выручкой - потеряли лицо; из-за потерянного лица - утратили суть; из-за утраченной сути - предали традиции; из-за преданных традиций - разрушили искусство.

    Хорошо, что нынче канканирует - отнюдь не всё. Но и того, что канканирует - становится опасно много.

  • bastet_66

    А почему бы не добавить в спектакль хореографии? Если режиссер так чувствует текст? Другое дело, что танцующего на сцене Аверина, к примеру, мне бы не хотелось лицезреть. Но все же это безобиднее, чем, вольно трактуя классику с прицелом на моду сегодняшнего дня, превращать героев в людей с нетрадиционной ориентацией или наркоманов.

     

     

  • hlm

    "куда дамы постбальзаковского возраста приходят с умилением посмотреть на танцующего в эффектном красном пальто Максима Аверина." 

    это прекрасно!

  • hlm

    С удовльствием прочитала очередной обзор от автора. Театром интересуюсь очеееень издали, но настоящий интрес автора к теме и меткие выражения всегда радуют.

    Что касается плясок — ну пусть ищут новые формы. Только вот так и до мышей можно, того-этого.

  • capp

    Про покса есть. Зачёт.