Чарльз Диккенс «ПОСМЕРТНЫЕ ЗАПИСКИ ПИКВИКСКОГО КЛУБА»

Категорически вас приветствую, друзья. Сегодня на обзоре у меня один из самых любимых авторов. А в том, что касается литературной классики — самый любимый, и это бесспорно. Тот, кого я упоминаю, пожалуй, в каждом втором книжном посте. Ну, или в каждом третьем. Те, кто давно читает мои обзоры, скорее всего уже поняли, о ком речь. Дамы и господа, сегодня с нами снова он, великий и ужасный:

Знаете, я определённо могу сказать, что счастье может иметь имя. Читательское — уж точно. И одно из имён лично моего счастья — это Диккенс. Вне всякого сомнения. Данный статус он подтверждает уже с первых глав. Впрочем, мы ещё поговорим об этом ниже. Сейчас же имеет смысл сказать, что данная книги, в общем-то, ожидалась мной по-особенному. И причина в том, что это не только одна из самых известных его книг — это ещё и самая первая книга Диккенса. Та, на которой он прославился. Пусть и не окончательно и бесповоротно, но тем не менее. А дело в том, что до этого я читал исключительно поздние его романы. Причём, очень поздние. Так уж получилось. И мне было неимоверно интересно, чем этот ранний Диккенс отличается от позднего. Ведь не редки случаи, когда отличия бывают очень большими. К примеру, совсем недавно я слышал, что ранний и поздний Сомерсет Моэм — это практически две разные планеты. Так это или нет, не могу сказать (к своему сожалению, я его не читал), но мало ли, а вдруг и к Диккенсу это тоже относится?

И могу сказать чётко: нет. Разница минимальна. Диккенс оказался ещё и нереально ровным по качеству автором. И, как минимум, в литературном смысле его «Пиквикский клуб» мало отличается от «Нашего общего друга», написанного три десятка лет спустя. В нём уже в полной мере виден неповторимый авторский стиль, который будет доведён до совершенства в поздних книгах, но это доведение будет лишь шлифовкой бриллианта, не более того.

Впрочем, нельзя сказать, что данная книга показалась мне совсем уж идеальной (как «Большие надежды» или мой любимый его роман «Повесть о двух городах»). Скажу честно — это не совсем тот Диккенс, которого я так люблю. Дело в следующем: одним из просто фантастических талантов данного автора являются его сюжеты. Вернее, даже так: СЮЖЕТЫ. Всеми большими буквами. Здесь же как такового сюжета нет. Вернее, он присутствует весьма условно, как некая связующая нить. Я бы сказал так: большого сюжета здесь нет, но есть много маленьких сюжетов. Это и в самом деле некие записки или заметки о разнообразных жизненных эпизодах, в которые вписываются персонажи книги. Своеобразное «роад-муви», только викторианское. По крайней мере, в первой части книги (которая, кстати, понравилась мне даже больше). Там сюжета, как такового, нет вообще — просто повествование, перетекающее из одного колоритного эпизода в другой. Но! Если поначалу меня это даже слегка напрягало, то потом я вчитался и как же это оказалось круто. Ситуацию я опишу так: если поздние романы Диккенса с его огромными и роскошными сюжетами можно сравнить с большим и ярким художественным фильмом (своего рода, «Унесённые ветром» или «Касабланка»), то «Посмертные записки Пиквикского клуба» — это сериал. С большим количеством эпизодов, на много сезонов и так далее. И ох, как же он там с ними порезвился.

По крайней мере, первую часть книги мне читать было не просто интересно, а ооочень интересно. В том числе и с точки зрения содержания. Как минимум, я понял, почему «Пиквикский клуб» в самой Великобритании считается абсолютно культовым. Да просто дело в том, что эта книга — буквально олицетворение той самой «старой доброй Англии». Её зеркальное отражение и почти что семейный портрет. А сам мистер Пиквик — архетип викторианского Джентльмена и, в общем-то, символ всей викторианской Англии. Не удивительно, что именно его изображают на доброй половине всего, что с этой эпохой связывают и чему хотят придать её флёр: от пачек чая, до плакатов с изображением Джона Буля (собирательного образа типичного англичанина, аналога американского Дяди Сэма), которому конкретно придают облик мистера Пиквика. Так вот, в книге викторианская Англия портретно нарисована буквально со всех сторон: от светских раутов, до тюряги (куда главного героя тоже на какое-то время заносит нелёгкая). И как же шикарно нарисованы все эти картины.

Здесь в полной мере отражаются другие черты диккенсовского стиля, за который я его так безгранично обожаю. Прежде всего, он — великий мастер мелких зарисовок. При помощи коротких эпизодов и быстрых штрихов он ухитряется давать такие яркие и исчерпывающие образы, что у тебя перед глазами моментально встаёт вся описываемая им картина, причём, в красках. А здесь этому ещё и способствует тяга главного героя записывать всё подряд в записную книжку. Далее, это его персонажи. У него это совершенно отдельный вид искусства. Таких колоритных типажей я не встречал вообще ни у кого. Особенно с этим хорошо в данной книге. Чего стоит один только алчный святоша преподобный Стиггинс — там одно описание на вес золота (ярчайший образец тех самых мелких зарисовок, абсолютно исчерпывающе и ярко рисующих образ). А он там такой не один. Там целая галерея ничуть не менее колоритных персонажей. Это и жуликоватый мистер Джингль, и томящаяся старая дева мисс Рейчал, и ушлые мошенники адвокаты Додсон и Фогг, и мой любимый персонаж этой книги — плутоватый слуга Сэм Веллер (нечто среднее между Швейком и Санчо Пансой). А ещё там не менее колоритные ситуации: заседание общества трезвости (которое на глазах перерастает в пьяную драку), война «синей» и «жёлтой» партий (это вообще умора), судебное заседание по вопросу нарушения брачного обещания (просто ураган). Ну, и то, что лично меня именно в этой книге порадовало отдельно и особо: истории, которые персонажи периодически рассказывают друг другу. Своего рода, отдельные новеллы самых разных жанров, встроенные в основной текст. Нечто из серии «настало время офигительных историй». И истории эти на самые разные темы: например, о призраках, напавших на нерадивого церковного пономаря, о трагической любви или просто за жизнь. Здесь это целый внутренний поджанр. И по сути-то герои здесь натурально травят байки. Но снова: как же классно они это делают.

Ещё могу отметить следующую особенность диккенсовского слога, которую я осознал именно на примере данной книги. Если, к примеру, Мураками неимоверно кинематографичен, то Диккенс — графичен. Каждая его сцена — это готовая картинка, с выстроенной экспозицией, заданным фоном и даже жанровым наполнением. Его проза — это самая натуральная манга. Я серьёзно. Особенно здесь. Не удивительно, что его книги всегда с таким удовольствием и так качественно иллюстрировались — там, мягко говоря, было с чем работать.

По итогу, скажу так: книга мне понравилась. Причём, очень. Перед прочтением я слышал мнение, что она скучная, так вот, это не так. Более того, в ряде моментов я не просто веселился, а откровенно угарал — с великолепным английским юмором у автора тоже всё хорошо. С другой стороны, не могу сказать и того, что это будет моей любимой книгой Диккенса — есть у него вещи и получше. Причём, сильно получше. Так что если кто-то из вас, начитавшись меня, вдруг захочет сам приобщиться к великой классике в лице Диккенса, то начинать с данной книги я не рекомендую. Всё же лучше делать это с поздних произведений. Лично мой совет: однозначно, с «Повести о двух городах». Но вот потом, если Диккенс в целом вам зайдёт, почитать эту книгу будет самое время. Она вас ни разу не разочарует.

Ну, а я однозначно продолжу читать его дальше. Он — это ещё один автор, который, слава Господу, написал много и его мне хватит надолго. Даже если читать по паре книг в год. А больше и не надо. Диккенса, как всё концентрированное, надо дозировать.

Хорошего вам чтения, друзья.

#изба_читальня #диккенс #пиквикскийклуб

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 36
    16
    367

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Merd

    Привет, папуас. Как сам? Бабки в собесе дают хоть?

  • Merd

    Пока держусь, но уже припекает

  • Merd

    Пять батонов не могу выбрать между блондинкой и шатенкой. У одной упругая троечка  , у другой единичка с острыми сосками. Тебе конечно мои муки не близки. В собесе таких нет

  • Merd

    Пять батонов но это лучше, чем поролоновый член, ты же можешь сравнить

  • capp

    Пять батонов  

    я думал ты умер, бро.

  • mayor

    Мне на горшке прочитали Девида Коперфилда, с тех пор я ненавижу Диккенса.

  • plusha

    mayor1 что вы, Пиквикский  клуб еще в сто раз круче, чтобы ненавидеть, в смысле.... (тоже не люблю).

  • neo_crusader

    mayor1 всему своё время. Некоторые авторы не для горшка. Хорошо, что я его начал уже после того, как вышел из возраста покемонов.

  • genetyk73

    адово недочетал. извини автор, и езыг издожения у тебя плох. И ЧД у тебя совсем плох. Просто задуиаййся - цивилизация вспыхнула 7 тыщ назад. Ебать мой хуй, с чего бы это? Первое замледелие найдено в Сирии. Потом в Эфиопии. Там была односеменная пшеница. А в горах Авгана - многосеменная, то есть культивированная. Если что, это академик Вавилов так сказал

  • bastet_66

    Не могу похвастаться, что знакома со многими произведениями Диккенса, но «Посмертные записки….» периодически читаю и перечитываю.  Познакомилась еще в институте, а потом вернулась к книге уже в зрелом возрасте.  Сразу видно, что автору статьи нравится творчество писателя. И веришь ему: столько восхищения, восторга в каждом слове.

  • neo_crusader

    bastet_66 да, это было от души.