vasyukhin Влад Васюхин 12.05.22 в 08:00

Мои «Вишневые сады»

Театр на Бронной, до недавнего времени носивший имя Театра на Малой Бронной, выпустил «Вишневый сад». И это повод рассказать не только о премьере, которую театралы ждали с нетерпением. Хотя, казалось бы, что нового можно сделать с многоуважаемой чеховской комедией, впервые поставленной еще в 1904 году, то есть скоро ей стукнет 120 лет. Сад истоптан вдоль и поперек. Но я и сам ждал — это моя любимая пьеса всех времен и народов. Новое обращение к шедевру — причина вспомнить и прежние «Вишневые сады». И те, которые я видел, и те, о которых в силу возраста, географии или иных препятствий только читал или слышал. 

К. Станиславский в роли Гаева, «Вишневый сад»

Когда хрестоматийный текст преподносится в сто первый раз, почтенная публика вправе спросить: а на фига? Что такого нового, созвучного времени углядел в пьесе очередной режиссер? На что сделал акценты? Чем удивит? Какие грани знакомых со школьной скамьи персонажей откроют артисты? Чем блеснет сценограф?

Что касается «Вишневого сада», замусоленного трактовками, изнасилованного интерпретациями, концепциями и осовременниванием, то уже общим местом, например, стало, что Лопахин любит Раневскую. И уже не раз намекали, что помещица Раневская сожительствует со слугой Яшей. И что она — нимфоманка. Давали понять, что барыня во Франции не только крокодилов ела, но и балуется кокаином. Алла Демидова, сыгравшая эту роль в 1975 году, в легендарном спектакле Анатолия Эфроса в Театре на Таганке, высказала версию, что телеграммы из Парижа её героине шлет не кто-нибудь, а... молодой Пикассо. Мол, потому она и рвется обратно, к гению. 

Алла Демидова (Раневская) и Владимир Высоцкий (Лопахин), Театр на Таганке

Раневскую играли не только добродетельной, но и глубоко порочной (например, Татьяна Васильева в спектакле Леонида Трушкина). Гаева, её брата, воплощали не только высокопарным словоблудом, никчемным недотепой, однако и благородной личностью, трепетным и трогательным, как, допустим, Игорь Кваша в спектакле Галины Волчек в «Современнике». Не раз, конечно, режиссеры намекали, что Гаев — нетрадиционной ориентации. С ориентацией Лопахина, к слову, тоже не все понятно. Но он много работает, потому и без семьи. Студента Петю Трофимова изображали не только привычно, то есть буревестником революции, у которого проблемы с сексом («В ваши годы не иметь любовницы!»), но и полуидиотом, как в версии Марка Захарова в Ленкоме. Были несмешные Шарлотты Ивановны с несмешными фокусами, с живыми, с игрушечными и с воображаемыми собачками. Чего только не было... 

Мне приходилось видеть, как за свою карьеру артисты успевали сыграть в разных постановках «ВС» разные роли. Допустим, Любовь Селютина была Варей, сейчас — Шарлотта, Ирина Апексимова начинала Шарлоттой, а сейчас — Раневская, а Татьяна Шестакова из Малого драматического театра (СПб) наоборот: в одной версии Льва Додина играла Раневскую, а в более поздней — Шарлотту. Вот такие перевертыши. И у каждого артиста мужского пола есть шанс сыграть Фирса — согласно Чехову, ему 87 лет. 

Да, конечно, с возрастом персонажей случалась полная неразбериха. У Чехова не указано — сколько лет Раневской. По косвенным свидетельствам (ее дочери Ане — 17) можно сообразить, что Любови Андреевне может быть 35. Столько было первой исполнительнице этой роли, жене драматурга Ольге Книппер-Чеховой. Другое дело, что она бесстрашно играла Раневскую до почтенных седин, до 76 лет. Конечно, Книппер я на сцене не застал, она умерла 90-летней, в 1959 году, но зато видел в этой роли во МХАТе им. Горького пожилую Татьяну Васильевну Доронину и, конечно, возникало сомнение: откуда у хозяйки сада такая юная дочь? Суррогатного материнства во времена доктора Чехова еще не было... Не новость и разновозрастные Лопахины — от юных Антона Шагина и Александра Петрова до немолодых Сергея Гармаша и Виталия Кищенко. 

Виктория Исакова (Раневская) и Александр Петров (Лопахин) в спектакле Владимира Мирзоева в Театре им. Пушкина

Самый необычный «ВС» я видел в 2000 году на театральном фестивале в Авиньоне. В компании с Каталин, женой Юрия Петровича Любимова, смотрел венгерскую версию, где все артисты были голые. «Барыня приехала!» — и толпа голых с чемоданами. А дряхлого Фирса играл молодой, кудрявый, кровь с молоком парень, который всем наливал кофе прямо в рот из кофейника. Вот это я понимаю — освежили Чехова! 

А вот если спросите: ну, а какой самый-самый? Немного поколебавшись, я бы ответил: литовского гения Эймунтаса Някрошюса со сборной выдающихся русских артистов, поставленный в 2003 году. В его версии играли Людмила Максакова, Евгений Миронов, Алексей Петренко, Владимир Ильин, Игорь Гордин, Инга Оболдина... Ах, какой это был спектакль! Театральное потрясение. 

Но вернемся к премьере. 

Спектаклю на Бронной с первых минут его анонса сопутствовал шум. Он и сейчас сопровождает первые показы. Из новостной ленты: «Константин Богомолов прилюдно устроил скандал после премьеры... Худрук театра публично отчитал режиссера "Вишневого сада"...» 

Молодой постановщик белорус Микита Ильинчик вызвал недовольство старшего коллеги тем, что его спектаклю «не хватило наглости» и то, что в этой работе есть «мхатовские интонации». Хорошо, что в качестве примера нафталина, пыли и олдскульности Константин Юрьевич не упомянул Малый театр: в прошлом году его худрук Юрий Мефодьевич Соломин заявил, что Богомолова нужно срочно положить в больницу и лечить. Подобная реакция была вызвана тем, что на Бронной сообщили: роль Раневской в их грядущем спектакле исполнит 47-летняя Наталья Максимова, трансгендер, то есть бывший мужчина. Наш ответ Ольге Бузовой. 

Наталья Максимова

Широкие народные массы узнали Максимову, женщину трудной судьбы, после того, как она появилась на обложке русской версии «Татлера», а после дала откровенное интервью Ксении Собчак — про то, как сменила пол, как работала в Париже в Булонском лесу. Наталья — эффектная и отважная дама, однако не профессиональная актриса. И довольно скоро её участие в репетициях сошло на нет. Хайп хайпом, но надо же и играть, по сцене ходить, реагировать. Не срослось. 

Вот тут самое время в качестве аргумента вспомнить Ренату Литвинову (кстати, Максимова несколько лет была её личной помощницей или, как она сама говорит, «фрейлиной»). Литвинова тоже не профессиональная актриса, однако же играла Раневскую в «Вишневом саде» Адольфа Шапиро в МХТ им. Чехова. Сперва её было плохо слышно, и вообще она всё делала не так, однако залы собирала. Чем Максимова хуже? 

Мало того, что Бронная лишилась такого «козыря», так еще и дата премьеры переносилась два или три раза, поскольку начинающий режиссер не справлялся с материалом. В итоге неудовлетворенный худрук доделывал спектакль сам. Для этого не нужно обращаться к инсайдерам, достаточно посмотреть на результат, где богомоловский стиль считывается на раз-два-три.

«Вишневый сад» в Театре на Бронной

Это — не комедия. Ну так Богомолов и бурлящий водевиль Леонида Зорина «Покровские ворота» (он идет здесь под называнием «Дядя Лева») засушил, как воблу. 

Здесь сразу все грустно, обреченно, тоскливо: от декораций Марии Плавинской до первых интонаций. Художница призналась: «В пространстве я хотела показать присутствие холодной мистической энергии, которая нагнетает и давит, не давая никому вздохнуть свободно. Это некогда живое, а теперь замороженное пространство вишневого сада». 

Хотя вроде бы — радость: барыня приехала! Но даже Раневская (Лариса Богословская) подобна равнодушной сомнамбуле: что воля, что неволя. Даже Шарлотта (Вера Майорова) бесцветна, как ее наряд. Даже главная звезда, любимец столичной публики — Игорь Миркурбанов в роли Гаева — не завораживает своим магнетизмом. 

Персонажи говорят бесстрастно, эмоции выхолощены, на нуле или около нуля. Лопахин (Дмитрий Куличков) купил сад, лучше которого нет в целом свете, однако не понимает — зачем он это сделал... 

Время действия по костюмам и прическам не поймешь. Тот же Фирс (Александр Макаров) ходит в пиджаке от «Большевички» и галстуке, как партработник, а Пищик (Владимир Яворский) почему-то в олимпийке. На конторщика Епиходова (Сергей Кизас) надели длинный белый парик, а вроде он и не секс-меньшинство, к Дуняше (50-летняя Татьяна Ошуркова — странный и непонятный выбор на эту роль, у Чехова ей — не больше 18) сватался. Какие-то горячие финские парни из фильмов братьев Каурисмяки. 

Главный богомоловский упрек режиссеру Ильинчику, высказанный при зрителях после премьеры: «"Вишневый сад" должен приносить доход». Ну, что же, подход хозяйский, учитывая, что цены на главные хиты этого театра — до 15 тысяч, а на «ВС» — потолок «всего-то» 6 тысяч. Только вот вряд ли подобный спектакль, болезненный по атмосфере, заставит зрителей с радостью расстаться с деньгами...

#новые_критики #театральныйобзор #вишнёвый_сад #театрнабронной #театрнатаганке #мхат #театрпушкина #богомолов #театрнабронной 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 8
    5
    636

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    А то, что на «Вишневый сад» по-прежнему большой спрос — это, разумеется, радует. 

  • hlm

    Как приятно читать человека, влюблённого ( не побоюсь этого слова) в театр.

    интересно другое - а имела бы успех сейчас классическая постановка? Сколько в успехе в принципе играет роль громкое имя театра, режиссёра, актёров - а сколько само воплощение? 

  • chey_tuflya

    Аля К. Время от времени хожу на "Поединок" по Куприну. Идеал - в исполнении малого драматического.

    Но уже лет десять не видел. Думаю - пора.

    Классика всегда в цене.

  • bitov8080

    У меня такое ощущение, что если не создать сейчас какой-то инфоповод вокруг постановки спектакля, скандальный, с душком, с чем угодно, но так, чтоб обязательно заговорили, то в театр зритель и вовсе ходить не будет. По сети мгновенно прошлась именно эта новость про "ругал режиссера прямо при зрителях" и что-то там еще Богомолов сделал эдакое, когда спектакль еще не закончился. И про Максимову, которой в итоге отказали в роли, но пишут, что не потому, что она Максимова, а Богословская все-таки вжилась лучше. И вот это все я знаю, думаю, именно потому что изначально брали Максимову и Богомолов "ругал" режиссера. В принципе, можно понять театры, им жить и функционировать тоже как-то надо. Так что ждем, наверное, новых бузовых на арене

  • chey_tuflya

    Кстати, в МДТ у Додина 11 июня будет 100й спектакль "Вишневый сад". Там вы не увидите трансвеститов или голожопых представителей "модной театральной направленности".

  • bastet_66

    Хорошо, что классика по-прежнему в моде. Даже читать о том, что на театральные подмостки выходят люди нетрадиционной ориентации и это все культивируется в норму, противно, а не то что смотреть. Понятно, что есть люди действительно с отклонением – у природы свой черный юмор. Но превращать героев классической литературы в угоду толстому кошельку в посмешище, это уже преступление, на мой взгляд. И об этом надо писать. Спасибо.