cp
Alterlit

Позорники журнального мира фантастики (часть 2-я)

 

Все книги победители 2010 года теперь забыты. И это при том, что там побеждали в разных номинациях в том числе и чета Дяченко и Терри Пратчетт с не самыми удачными для самих себя книгами, которые затерялись на следующий же год, а победитель в номинации «Фэнтези года» за 2010 год и вовсе забыт навечно.

Для большинства подростков были свои любимые книги, к примеру, в 2012 году и во все другие года, а вот редакция «Мира фантастики» пыталась впихнуть в читательские заказы то, что нужно было отбить по деньгам главному заказчику — «Эксмо-АСТ».

 

Отступим от подростковых номинаций в сторону «взрослых».

Нелепые самоповторяющиеся романы Виктора Пелевина каждый раз продаются тиражом свыше 30 тысяч экземпляров с первого месяца выкладки. И никакая злобная критика его завышенные тиражи не может серьёзно пошатнуть.

Несуразные романы Дмитрия Глуховского, которые продавались тиражом в несколько сотен тысяч, почему-то не становились «книгами года» журнала, как и другие бестселлеры, в том числе и от Дэна Брауна.

Кстати, одному и тому же роману Чайны Мьевиля «Рельсы», выпущенному проектом «Fanzon» от «Эксмо», журнал дал премию дважды: в 2012 году и 2015. Сначала в номинации «Лучшая книга на языке оригинала» в 2012 году, а затем в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года» в 2015 году. Видимо, слишком уж этот роман был менее успешным в продажах, чем более раскрученные романы того же автора. На постоянном слуху и в регулярных обсуждениях у книжных интернет-блогеров совершенно другие романы Чайны Мьевиля. Да и на литературных сетевых площадках больше восторгаются и делятся впечатлениями о совершенно других произведениях этого автора, а вот эти жалкие попытки впихнуть невпихуемое у редакции журнала не получилось.

 

Сейчас немало найдётся тех, кто будет меня ругать за то, что я осмеиваю попытку журнала выжить в тяжёлые времена. Хорошо, давайте вспомним, что у журнала «Мир фантастики» в период 2018 года стал вопрос о прекращении издания из-за нерентабельности. И, как многие помнят, у них появился западный покровитель, но при этом сотрудники редакции журнала «Мир фантастики» решили возобновить издание уже через краудфандинг, причём делали они это год за годом. И памятен нескрываемый ими же факт, что собирали они денег в несколько раз больше, чем требовалось. А суммы там значились в несколько миллионов рублей. И это всё благородные излишки доверчивых читателей.

Рассмотрим конкретные цифры, которыми редакция журнала сама хвастается.

Ссылка на их браваду – https://www.mirf.ru/faq/mir-fantastiki-vnov-blagodarit-chitatelej/

Из неё следует: «Читатели помогли нам в непростой период, когда уже вышел журнал с надписью «Последний номер» на обложке, – и в итоге мы провели успешную крауд-кампанию, собрав 5 миллионов рублей. А в 2019 году запустили вторую кампанию, которая оказалась ещё успешней: 6 миллионов, 15 номеров, 1 главный редактор со слезами на глазах».

Вы понимаете, они даже прослезились от читательской доверчивости и их же наивной надежды на благородную идею в пользу бумажного издания.

Первый краудфандинг получил свыше 5 миллионов рублей. Это при заявленной цели в 100 тысяч рублей».

Вот ещё информация, но уже по третьему краудфандингу: «10 января 2021 года завершилась третья крауд-кампания по подписке на журнал «Мир фантастики». За 52 дня читатели вложили в проект 8 621 200 рублей – на 2 592 630 больше, чем в 2019 году, и на 3 582 380 больше, чем в первой крауд-кампании, когда на кону стояло существование журнала».

Информация по ссылке – http://geekcity.ru/mir-fantastiki-sobral-86-milliona-rublej-po-itogam-tretego-kraudfandinga/

В третьем краудфандинге было оглашено, что планируется издание на русском языке французского комикса «La Science Fiction» от знаменитого издательства «Les Humanoïdes Associés» (их проекты: «Инкал», «Метабароны»). При достижении сверхцели в 4,5 миллиона рублей все подписчики должны получить его бесплатно. Собрали, как уже указано, свыше 8,5 миллионов.

И в очередной раз получив эти миллионные излишки, как и в прошлогодние сборы денег, редакция без объявления хоть какого-то списка экспертного жюри выдавала своим в прямом смысле дорогим читателям список-разнарядку из холдинга «Эксмо-АСТ» вместо экспертной оценки уже реально вышедших книг в предыдущем году. И неудивительно, что редакция не говорила, кто именно сделал выбор в пользу конкретных книг. У редакции нет экспертных литературных критиков из числа редакционного совета. Они просто получают список с готовыми «лауреатами», которых нужно подтянуть по продажам. Задача редакции – выдать этот список как свой собственный выбор. И это всё ими творится, когда они сидят на миллионах, получаемых от наивных читателей, которые им поверили на слово и доверили свои деньги, раскошелившись сверх меры только из любви к фантастике. Читатели уже устали видеть то, как закрываются ранее несокрушимые столпы журнального мира фантастики. Из желания помочь и поддержать люди отдавали денег больше, чем от них просили. Мало того, что читатели переплатили за «живучесть» журнала, так ещё немало оказалось тех, кто по наводке журнала закупал тот самый неликвид, который им подсовывали.

 

Вспомним, что попадало в победители в номинации «Книга года».

Сергей Лукьяненко и его «Черновик». Он вообще получил две награды за 2005 год от журнала: «Книга года» и «Лучшая отечественная фантастика». Найдутся те, кто начнёт обвинять меня во лжи на счёт ангажированности побед. Не знаю, продавать «Черновик» Лукьяненко как-то надо было. Вот и подсуетилось издательство с премией для этой книги. Мнение читателей в избытке есть на профильных сайтах. Разделить уверенность выбора самой редакции читатели не хотят. И даже после экранизации разочарование читателей только укрепилось. Давать сочные цитаты из отзывов на различных сайтах на счёт этой книги я не буду. Слишком много текста будет, а точных и ярких высказываний там хватает, чтобы составить полновесный ругательный обзор на книгу.

В 2008 году роман Сергея Лукьяненко «Конкуренты» получил награду в номинации «Лучшая отечественная новеллизация (по онлайновой игре Starquake)». Искать отзывы на эту книгу на сайте «Лаборатория фантастики» лучше не ходить. Можно просто пренебречь покупкой этой книги, как уже было сделано в своё время многими. Достаточно знать, что на сайте «Лаборатория фантастики» оценка этого романа зависла на отметке ровно «7». Всего проголосовало более 2300 читателей.

Всё тот же Лукьяненко за свой роман для подростков «Недотёпа» получил в 2009 году награду в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года». Немало читателей нашли этот роман впору для детей не старше 10 лет, а вместе с этим набросились с критикой на скучных персонажей, невыразительный затянутый сюжет и нелепый натужный юморок. Продолжение романа мало кто стал покупать, а третья книга из цикла «Трикс» так и вовсе не вышла по объективным рыночным причинам. Спросите у Лукьяненко – он сам не даст соврать. Десять лет прошло, а мэтру сам издатель не хочет давать повод даже думать о завершении книжного проекта: себе в убыток рукопись пускать в печать «Эксмо-АСТ» не станет.

За 2009 год сразу в двух номинациях «Книга года» и «Лучшая отечественная фантастика» победил зачем-то Дмитрий Казаков со своим романом «Русские боги». Можно просто зайти на страницу этого романа на сайте «Лаборатория фантастики» и увидеть «успех» у читателей, которые не поскупились на критику. Оценки 3, 4 и 5 по десятибалльной шкале там во множественном количестве подкреплены отзывами, наполненными язвительными замечаниями.

Марина и Сергей Дяченко, кроме истёкшего 2021 года, в более ранние годы получали награды за те романы, которые получили крайне обозлённые отзывы, где очень часто фигурируют оценки от 3 до 6 по десятибалльной шкале на сайте «Лаборатория фантастики». Негативных отзывов очень много как на «Луч», так и на «Год чёрной лошади». Как много тех, у кого эти книги остались на полках? Совсем не согрел луч непомерно скучный год чёрной лошади.

Ладно я такой язвительный и душный, но можно обратиться и к чужому мнению. На интернет-странице журнала «Мир фантастики», где опубликованы книжные итоги 2021 года, накопилось несколько комментариев, оставленных в самом начале января. Есть там такой комментарий от читателя по имени Евгений Сердюк (орфография и пунктуация сохранены): «Книга Проект Аве Мария в России ещё не вышла и вдруг стала у вас книгой года».

Затем другой читатель под ником «Vladimir D.» задал вопрос: «Простите, но какого чёрта? Сами пишете, что не важно когда книга вышла в оригинале, значит важно, когда она вышла в России. Но Проект «Аве Мария» выходит только 8 января. И вообще среди претендентов книги, которые так и не вышли в 2021-ом. Вы уж определитесь».

Другой читатель по имени Вадим Савельев негодует: «И эти почти все в жанре фэнтези вы называете фантастикой, сравнивает с твердой, блин да вы вы вообще кто, ещё и премии присуждают».

И ещё из комментариев. Теперь некий пользователь под ником «ra messe» пишет: «Научная фантастика года, претендент «Клара и солнце» Исигуро? Эта занудная канитель про слезинку ребенка-андроида? Там из НФ только слово андроид... При этом номинации «социальная фантастика», куда прекрасно вписался бы Исигуро, у вас нет. Странные у вас номинанты».

И он же дальше во втором комментарии расписывает своё возмущение на более чем три абзаца: «Информация с сайта «Лаборатория фантастики». «Проект Аве Мария» Вейера выйдет... в январе 2022 года... Зато - книга года 2021!!! Звучит!

«Косоног» Брома - дата выхода январь 2022. Номинант «Мистика и хоррор года». Угу, 2021 года...

«Напоминаем, мы подводим Итоги года, не разделяя книги наших и иностранных авторов (кроме одной специализированной номинации отечественной фантастики). Причём год выхода оригинального издания также не имеет значения. Лучшие – значит лучшие.»

Really?

Русскоязычное издание фактически еще даже не в продаже. Как эти книги оказались номинированы в 2021 году?»

Ответа редакции на возмущение читателей до сих пор нет.

 

Налицо элементарная и наглая манипуляция читательскими запросами на покупку книг. Это не решение экспертного жюри после прочтения, а высосанная из пальца оценка, которая подготовлена самими издателями, чтобы потенциальные покупатели обратили внимание для заказа именно тех книг, которые не имеют поддержки в виде предзаказа или предсказуемости успеха продаж. Уже можно судить и по «итогам» 2021 года. По факту книги ещё только готовятся к выходу, а итоги уже готовы к началу нового сезона. Выстрелят по продажам, как обычно те, кто заведомо получил внушительную читательскую любовь и доверие. Но эти любимчики рынка в призёры журнала «Мир фантастики» не попадут. Джоан Ролинг под новым псевдонимом продолжит будоражить рынок безудержными продажами, а победит в итогах 2022 года снова слабый и постоянно заимствующий у чужих западных авторов пресловутый сочинитель Пехов и неизвестный иностранный автор-новичок, контракт которого «Эксмо-АСТ» будет отбивать за счёт лжепремиального вброса через страницы обнаглевших миллионеров редакции журнала «Мир фантастики».

Про другие номинации я даже не буду расписывать расклад, ведь там он также ангажирован главным издательским холдингом «Эксмо-АСТ».

Если решает не жюри, а некий объективный фактор, то где стотысячники в призёрах? Если же выбор победителя делает профессиональное жюри, то редакция должна была объявить имена всех тех, кто за 18 с лишним лет утверждал победителей в основных номинациях премии в пользу «Эксмо-АСТ» и пары издательских проектов, занимающихся выпуском книг для подростков. Про последних имеется в виду «РОСМЭН» и «Азбука-Аттикус».

 

Хочется задать три вопроса сидящим на миллионах рублей редакторам журнала «Мир фантастики» и их новому западному владельцу:

1) Вам не стыдно просить каждый год денег у читателей, а потом, набив мешки многомиллионными излишками, выдать им не настоящую и независимую экспертную оценку, а вновь подсунуть список от «Эксмо-АСТ»?

2) Если вы получили денег сверх меры, то, может, уже станете независимым источником знаний в мире фантастики для своих преданных в обоих смыслах читателей? У вас столько лишних миллионов, что можно нанять известных профессиональных критиков, которые будут читать все новинки, а потом давать разностороннюю оценку каждому номинанту.

3) Неужели вам не хватило тех денег, которые вы получили ещё за предыдущие два краудфандинговых запроса, чтобы выпускать журнал весь 2021 год без повторно протянутой руки?

Понятно, что не оскудеет рука дающего, но совесть-то должна возобладать над шкурным интересом у принимающей стороны. Или что? Или как? Или где… искать справедливости, дорогие читатели журнального мира фантастики?

 

В новой сложившейся ситуации уже слышны голоса западных литературных гигантов, которые отказываются продлевать контракты на издания своих книг в России. Стивен Кинг, Джо Аберкромби, Нил Гейман – кто следующий? Список явно пополнится ещё.

И кого теперь будет премировать нечестный со своими читателями журнал «Мир фантастики»? Своего любимого друга – Алексея Пехова? Ну да, он ведь любит воровать не просто идеи у западных популярных фантастов и создателей компьютерных игр, а чаще просто копирует сюжеты и особенности художественных миров западных производителей. Этот жалкий творческий метод Пехова отметили десятки пользователей сайта «Лаборатория фантастики», а также «ЛитРес» и «Отзовик». Про разоблачительные отзывы англоязычных читателей на сайте «Амазон» ещё можно упомянуть, но статья уже станет непомерно большой. Теперь он, Алексей Пехов, будет заполнять своими поделками рынок литературы в жанре «фэнтези».

 

Ещё более грустные времена наступают. У читателей нагло выманивают деньги и вместо них выдают трудно продаваемый суррогат литературы. Видимо, пришло время перечитывать признанных мэтров. Нового, оригинального и честного в фантастической литературе на отечественном рынке уже можно не ждать? Я спрашиваю и про книги, и про авторов.

#мирфантастики #журнал #эксмо_аст #тираж #фэнтези #фантастика

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 27
    10
    204

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • horikava_yasukiti

    "закрываются ранее несокрушимые столпы журнального мира фантастики" - несколько кривоватая метафора, столп, в виду конструктивных особенностей, можно только ширмой закрыть. А в остальном познавательный разбор. Автору почёт.)

  • alexeyzyryanov85
    Алексей Зырянов 12.05.2022 в 11:40

    Господин Хорикава Ясукити Для метафоры был уместен именно образ удерживающий что-то массивное. Но писать, что эти столпы разрушили - было бы чересчур пафосно. Поэтому я просто вставил привычную для многих журналов речевую конструкцию, характеризующую прекращение функционирования бумажного издания. 
    Или как вы хотели? Чтобы я написал без метафор? Просто: "Были редакции журналов - их закрыли"?
    Когда я называл их столпами, то не ошибался. Они действительно поддерживали журнальный мир фантастики.
    Потом редакции закрыли. Слово "прикрыли" звучало бы как действие со стороны властей в отношении неугодных изданий.

  • horikava_yasukiti

    "Или как вы хотели? Чтобы я написал без метафор? Просто: "Были редакции журналов - их закрыли"?" - неплохая идея, как по мне. Если уж с метафорой охота, то, полагаю, более точно будет - "прекратили существование такие столпы как..."

  • vpetrov
    Вячеслав Петров 12.05.2022 в 13:21

    Как чудесно подобрали  фотопозирующих. Фантастика. Реклама жанра в чистом виде. Надо непременно прочесть ими написанное. Они точно знают всё об этом. И о том.

  • sotona
  • Arhitector
    Arhitektor 12.05.2022 в 19:03

    Ощущается, что автора статьи сильно обидели той премией, которую ему когда-то не дали. От того и столько яду через край. Если поискать хорошенько по стране, найдЁтся много молодых, ещё не огранённых алмазов, которые пытаются писать по-настоящему хорошую фантастику. Только таким поиском вот никто не занимается, не у всех таких ребят - хватает сил пробить бетонную плиту безразличия над головой, и многие из таких талантов аннигилируют, перерождаясь в совсем другие судьбы.

    Алексею советую, сопротивляясь комментариям, помнить: "Iuppiter iratus ergo nefas".

    Таланты - нАдо по стране искать, а конторы, не понятно кем финансируемые и не понятно что продвигающие - закрывать. Цветы - да, пусть растут все; я даже против большинства сорняков особо ничего не имею - пусть растут тоже. Но вот садовников - надо менЯть, если сад не хотите потерять, впридачу с огородом.

    (задумчивый смайлик).

  • horikava_yasukiti

    Arhitektor, врядли. Я имел случай столкнуться, как с самим журналом, так и с произведениями пиаренных им авторов. Шняга редкостная.

  • alexeyzyryanov85
    Алексей Зырянов 12.05.2022 в 20:28

    Arhitektor Да когда ж они мне могли премию не дать, если я уже в комментариях указал, что готовлю свой первый роман в жанре подростковой фэнтези. На "МФ" у меня зуб на то, что мои разгромные рецензии на графоманские поделки Пехова не брали к публикации. Потом-то я понял, почему они игнорировали мои предложения. Это ж их дружок.

  • bastet_66
    bastet_66 05.07.2022 в 07:19

    Наверняка есть хорошие авторы у нас, только им не дают зеленый свет. Все строится на прибыли. Во все сферы проникла болезнь желания быстрых денег. Зачем оттачивать мастерство, зачем тратить время на доведение до совершенства стиля и языка произведения? Проще замастрачить книжонку по-быстрому (если немного умеешь слова в предложения вписывать), а еще размазать по страницам грязи побольше – и «шедевр» готов. У кого деньги, тот и музыку заказывает.

  • alexeyzyryanov85
    Алексей Зырянов 09.07.2022 в 07:45

    bastet_66 Сейчас многие сетераторы приняли схему придумывания сюжета: они просто берут то, что в трендах и пытаются влезть своим умом в это новое пространство. Многие любили одну фантастику, а в итоге пишут всякие бояр-анимэ и ренобэ, так как спрос на кошко-девочек и восточную тему повышенный. От себя уже пишут единицы. Всё укладываетя в популярные жанры. На вечность уже работать сложно им. Нужно урвать свою долю рынка.