Позорники журнального мира фантастики (часть 1-я)

Премии журнала «Мир Фантастики» в этом году исполнилось 19 лет. Хотя как таковой премией она не называется, а идёт в качестве итогов по версии журнала «Мир фантастики», но всё же на самом популярном интернет-портале, посвящённому фантастике и фэнтези, «Лаборатория фантастики» этот ежегодный итог помещён в раздел премий, поэтому и мы будем именовать её премией, как уже привыкли многие любители фантастики.

Итак, вроде совершеннолетие давно наступило и надо считать эту премию уже взрослой и состоявшейся, поэтому породивший её журнал «Мир фантастики» может отвечать за свои поступки и нести за них моральную ответственность.

Для начала приведу для читателя нескрываемый факт того, что популярный в России автор в жанре фэнтези Алексей Пехов является давним другом этого журнала. Я объясню, почему в этой статье я решил примкнуть имя этого автора в разборе всей премии.

В одной статье Дмитрия Злотницкого (вероятного друга известной соавторской троицы «Пехов-Турчанинова-Бычкова») размещена фотография, где запечатлены все три автора с подписью «Соавторы – частые гости на мероприятиях, проводимых «Миром фантастики».

Алексей Пехов – друг журнала «Мир фантастики» с 2004 года. После открытия премии журнала в 2003 году владельцы издания дарят Пехову номинации и победы просто по факту их дружбы. Чтобы это увидеть, можно просто понаблюдать за неустанным попаданием имени Пехова и его жены-соавтора (Елены Бычковой) в число лауреатов так называемых «Итогов года от МФ». Вот что есть у Алексея Пехова на сегодняшний момент от журнала «Мир фантастики»:

Номинаций без побед – 20.

Побед в номинациях – 10.

Всего за 19 лет дружбы – 16 сезонов, в которых номинировался этот автор.

В 2012 не было номинаций потому, что ко времени номинирования у Пехова уже вышли первые книги на английском языке в 2011 году, поэтому его друзья в редакции журнала могли законно высказать нечто вроде: «Ну, приятель, тебе же достаточно денег выплатил зарубежный издатель, поэтому ты можешь хвастаться перед читателем именно этим фактом, а мы сможем вместо тебя пропиарить пока что кого-нибудь другого».

В 2014 не было номинаций потому, что за 2013 год Пехов романы не публиковал, тратя то, что успел заработать за предыдущие годы от зарубежных контрактов плюс роялти за прошедший год продаж. Ещё был пропущен 2018, но это, наверное, уже для шифровки от таких зануд, как Алексей Зырянов. Иногда надо убирать любимчиков из списков, чтобы шорт-лист не был одинаково похожим на все предыдущие года. А за все остальные годы редакция наверняка сказала Пехову как-то так: «Друг ты наш хороший, давай-ка теперь мы тебя номинируем по полной программе на всю оставшуюся жизнь».

К Алексею Пехову мы ещё вернёмся, а теперь посмотрим более широко на странные итоги, к которым своих читателей подводил журнал «Мир фантастики».

В 2006 году очень известный фантаст Ник Перумов с книгой «Война Мага: Конец игры» становится триумфатором. И можно удивиться количеству написанных отзывов с оценкой «1» на сайте «Лаборатория фантастики» на эту книгу за десять с лишним лет. Это не считая отзывов с оценкой «2» и «3».

Да, журнал «Мир фантастики» любит вдобавок и Сергея Лукьяненко, Ника Перумова и Вадима Панова. Их слабые книги они обязательно награждают с поспешностью, когда падают продажи книг, выпущенных за прошлый сезон. Начало января каждого года у журнала «Мир фантастики» это всегда сбор информации от главного издательского холдинга – «Эксмо-АСТ», который присылает разнарядку на то, что нужно простимулировать среди потенциальных читателей.

Ещё там есть в любимчиках соавторский дуэт Олди, которые являлись постоянными авторами публицистических статей этого журнала. Если кто-то усомнится в моём предположении, то посмотрите на победы Олди в 2007 и 2008 годах в номинациях журнала «МФ». А потом узнайте на странице сайта самого журнала в разделе «Награды «МФ»», что в 2008 году журнал «Мир фантастики» получил награду под названием «Премия творческой мастерской Генри Лайона Олди «Второй блин». Случайность?

Ссылочку на раздел прикрепляю – https://www.mirf.ru/our-awards/

И снова Пехов.

В 2007 Алексею Пехову подарили две номинации, но победу присуждать не стали, чтобы было не так заметно, когда они отдавали премию его жене (Елене Бычковой) и её подружке-соавтору (Наталье Турчаниновой). Если в один сезон премировали бы всю эту дружную троицу, то мог бы разразиться скандал, а так – прикрылись тем, что у Пехова – две номинации без побед.

В основном премию «Книга года» журнал отдаёт иностранным новичкам, чтобы их книги лучше продавались. Но Пехов чаще других отечественных авторов становился победителем в других номинациях, но тоже в соседстве с иностранцами. Всё же Пехова журнал любит больше, чем Лукьяненко и Перумова вместе с Олди.

У Сергея Лукьяненко крепче дружба с премией «Роскон». Ему её, я так думаю, достаточно на сегодняшний момент. И, кстати, к началу апреля 2022 года он уже там взял в очередной раз свою награду за свою пародию на «Незнайку». Но вот для наглядности покажу цифры, применительно к теме нашей статьи, по Лукьяненко, а вместе с ним и других главных мэтров нашей фантастики.

 

У Сергея Лукьяненко от премии «МФ»:

Номинаций без побед – 18.

Побед в номинациях – 5.

 

У Ника Перумова от премии «МФ»:

Номинаций без побед – 17.

Побед в номинациях – 6.

 

У Марины и Сергея Дяченко от премии «МФ»:

Номинаций без побед – 16.

Побед в номинации – 6.

 

Поняли разницу между троицей Пехова, в том числе его жены и подружки, и тремя известными мэтрами? Обижать Пехова нельзя, поэтому своих главных друзей они номинируют синхронно, а премии выдают по очереди. К ним у журнала любовь самая крепкая, а к Перумову, Лукьяненко, Дяченко и Панову – чисто бизнес, ничего личного.

Кстати, сейчас некоторые наверняка захотели узнать разоблачения про фантаста Вадима Панова. Вот вам статистика по нему в итогах журнала «Мир фантастики»:

Номинаций без побед – 15.

Побед в номинациях – 2.

Лукьяненко, Перумов и Панов дружат с «Росконом», где Алексея Пехова любить не собираются вовсе.

Кстати, Панов с 2012 года по 2017-й крепко дружил с организаторами премии «Созвездие Аю-Даг», которая номинировала и премировала его из сезона в сезон в течение пяти лет, пока не исчезла вовсе.

 

Итак, вернёмся к Пехову и его очередной победе в премии «Мира фантастики».

В 2021 году в номинации «Книга года по версии читателей»:

Отечественная фантастика:

1) Алексей Пехов «Ткущие мрак» – 58,66% голосов;

2) Павел Корнев «Резонанс» – 16,48%;

3) Сергей Лукьяненко «Семь дней до Мегиддо» – 9,18%.

Надо заметить, что у самого популярного в России жанрового сайта «Лаборатория фантастики» есть своя ежегодная премия. И вот Пехов никогда не становился победителем читательского голосования по версии пользователей этого сайта, а вот почему-то у читателей журнала «Мир фантастики» он становился победителем зрительских симпатий с каждым разом всё с более отчётливым отрывом. 

 

Итак, продолжим обозревать итоги журнала «Мир фантастики» за 2021 год.

Номинация «Отечественная книга года» в 2021 году.

Победитель: Марина и Сергей Дяченко «Vita Nostra: Работа над ошибками».

Здесь всё понятно. После того, как первая книга («Vita Nostra») у этих авторов, переведённая на французский, взяла все жанровые награды во Франции, то сложно смотреть в глаза читателей, когда этих авторов журнал обошёл бы какой-нибудь наградой. Дали, конечно, вновь для отвода подозрений. Если бы не этот французский успех четы Дяченко, то редакция бы и не вспомнила про них, как она это делала много раз до этого. Всего у четы Дяченко участий в номинациях журнала зафиксировано в 9 сезонах. У Пехова – 16 сезонов.

 

Теперь отвлечёмся на импортные обложки.

В главной номинации «Книга года» в 2021 году победил Питер Уоттс с романом «Революция в стоп-кадрах». Что самое интересное, этот роман издал проект «Fanzon». Из чистого любопытства идём погулять на главную страницу журнала «Мир фантастики» и при попытке нажать на раздел «Блоги» видим всего два вылезающих подраздела: «Издательство Fanzon» и «Кирилл Размыслович». Второй раздел отдан колумнисту журнала, а первая ссылочка ведёт к официальному другу/компаньону/союзнику (обзовите, как хотите) журнала «Мир Фантастики».

Ой, вам, наверное, тоже стало интересно? Наверняка простое совпадение, что все главные победы иностранных авторов от журнала «Мир Фантастики» отдаёт… своему другу – издательскому проекту «Fanzon»? А кому принадлежит издательский проект «Fanzon»? Правильно – холдингу «Эксмо-АСТ».

Аберкромби, Питер Уоттс, Терри Пратчетт, Чайна Мьевиль – постоянные иностранные победители журнала «МФ».

Ещё Йен Макдональд (3 победы в разные годы), Сюзанна Кларк (2 победы) и Энди Вейер получил в один год за своего «Марсианина» сразу две награды, а потом он, наверное, стал и без этого хорошо продаваться, поэтому его не награждали в последующие годы.

И Стивен Кинг получал премии (5 раз) этого журнала, каким бы плохим романом или сборником он ни разродился в каком-нибудь году. Плевать, что читатели плюются на эти книги и с неприкрытым зеванием высказывают свои огорчения на премированные от «МФ» романы и сборники Стивена Кинга, такие как: «Лавка дурных снов», «Ветер сквозь замочную скважину», «11/22/63». А кто-нибудь помнит эти три книги от Стивена Кинга? Конечно нет, ведь они продавались крайне плохо, а те, что продавались хорошо у Кинга в России, в премиях журнала «МФ» не нуждались. Вот такие законы маркетингового уговора, а вернее – сговора.

Также пропихивался там и Роберт Джексон Беннетт в 2017 и 2019 годах, причём в 2017 получил две победы в номинациях «Книга года» и «Фэнтези года» за роман «Город лестниц», а в 2019 обе его книги («Город клинков» и «Город чудес») получили одну и ту же награду – «Книга года». Вам этого мало? Ловите ещё за этот же сезон. Оба эти романа получили к тому же и одинаковую победу дуплетом в номинации «Фэнтези года» за 2019 год. Отгрузили в одни руки нехило и вопреки редакторской совести.

Некий Дэвид Фостер Уоллес за свой тысячестраничный роман «Бесконечная шутка», вышедший в 2019 году, получил сразу две награды: «Самая долгожданная книга» и «Магический реализм года». Плюс к этому ещё две номинации за эту же книгу. Роман, который, к слову сказать, не заканчивается после тысячной страницы, содержит в себе 388 сносок, что, в свою очередь, также имеют свои собственные сноски. Такой талмуд надо как-то, извините, всучить читателям. Вот и стал журнал по привычке услужливо давать премии тем, на кого указал холдинг «Эксмо-АСТ».

Или вот за 2020 год Чарльз Стросс за свой роман «Аччелерандо» получил сразу три награды: «Книга года», «Научная фантастика года» и «Самая долгожданная книга». Понимаете, это самая долгожданная книга? Уже 2022 год. Попробуйте повторить название романа и автора. Но только не подглядывать на верхнюю строчку абзаца. Это будет нечестно. Вы же не редакция журнала «Мир фантастики», чтобы идти против совести.

Почему так произошло? Объясняю. Права на издания малоизвестных иностранных авторов стоят немалых денег, а их надо как-то отбивать продажами. Вот редакция журнала и помогла богатому холдингу за счёт выдуманных наград нарастить продажи неликвида. В главных номинациях побеждает спонсор журнала – «Эксмо-АСТ», а вот через явную накрутку в соцсетях дают номинации и награды Пехову плюс рядом иногда с ним «друзья» по скромному издательству – «Армада&Альфа-книга».

Номинация «Лучшая детско-юношеская фантастика года» появлялась раньше урывками, но постоянной она стала с 2011 года. До этого в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года» награда вручалась с 2004 по 2006 года, потом в 2009, ну и затем на регулярной основе с 2011 года.

Представьте себе, Джоан Роулинг у них победила лишь однажды в 2005 году в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года». Роман-победитель – «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» – это шестой том цикла. Эта книга продалась тиражом в полмиллиона экземпляров. Все другие книги из всемирно известной сказочной серии в России на момент появления в премии журнала «Мир фантастики» подростковой номинации уже продавались стотысячными тиражами, но журнал смог отметить только шестую книгу из всей серии. И лишь потому все ранние книги Роулинг не были в призёрах, что продажами своими всех выдуманных «победителей» журнала в разные годы покрывали, как бык овцу, поэтому необходимости делать им пиар-номинацию не нужно. К слову сказать, у Роулинг было только две номинации без побед за всё время её скромного участия в премии журнала «Мир фантастики». Победа её шестой книги скорее всего была продиктована тем, что это предпоследняя книга, поэтому перед концом рентабельного конвейера надо было выжать максимум продаж.

До этого в этой номинации побеждали исключительно книги от «Эксмо» и зависимого от него «АСТ». Лишь потом редакция расширила «круг почёта» для нескольких издательств.

Нужно напомнить, что правами на книги Роулинг тогда владело «РОСМЭН», а к 2014 уже «Азбука-Аттикус». Запомните это, так как в дальнейшем эта информация нам ещё даст повод домысливать подоплёку компанейского сговора между издательствами.

Все реальные факты того, что иностранные романы для подростков уже получили множество премий за рубежом, редакции были известны, но они пренебрегли ими лишь потому, что предполагаемые продажи уже были заведомо предсказуемыми. Это касается не только книг Джоан Роулинг.

Давайте рассмотрим ниже других победителей номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года», что не относятся к издательскому холдингу «Эксмо-АСТ».

«РИПОЛ классик» с книгой Патрика Несса «Голос монстра» в 2012 году. Продажи при этом не впечатлили. Дальше стартового тиража дело не пошло. Только спустя 4 года в 2016 году эту книгу издательство смогло выпустить новым тиражом, когда в кинотеатрах в этот год вышла экранизация романа. Не будь её, и второго тиража могло и не случиться в планах вовсе. Вытащить проект помог Голливуд, а не итоги журнала «Мир фантастики».

«Азбука-Аттикус» и её книга от автора Дианы Уинн Джонс «Сказочное невезение» обрела «счастье» в 2014 году.

В 2016 году в подростковой номинации победила «Азбука-Аттикус» с её книгой Чарльза де Линта «Кошки Дремучего леса».

В итогах 2018 года дали награду издательству «РОСМЭН». На этот раз книге некоей Е. Соболь «Дарители. Сердце бури».

В подростковой номинации 2021 года отдали награду неизвестной книге из «РОСМЭН». Книга называется «Лабрис». Кто-то про неё слышал?

Как видим, с 2011 по 2021 года другие издатели получали призы в этой номинации строго через два года и по чётным датам. В 2020 дали «подростковой» книге из АСТ, поэтому график выдачи другим издателям перенесли на 2021 год. Но мы же понимаем, что 2020 год был сложным, поэтому «Эксмо-АСТ» не могло себя обделить в такое сложное время. Если бы в 2020 году не произошло пандемии, то награду в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года» получила бы книга от «РОСМЭН» или «Азбука-Аттикус». Теперь, судя по всему, выдача наград «посторонним» книгам для подростков будет происходить в нечётные года, ведь раньше всё шло по чётным датам. Явно же была договорённость об очерёдности, если раньше она соблюдалось исправно. В издательский сговор вмешалась пандемия.

 

Российские подростки скупали десятки тысяч книг из цикла «Дивергент» Вероники Рот в 2012, также скупались книги из цикла «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. Кстати, английское «BBC» признало сам цикл книг «Голодные игры» как «100 самых вдохновляющих романов по версии BBC» в 2019 году в разделе «Приключения». Но вышли все три книги цикла за рубежом с 2008 по 2010 года, а у нас в России первые две книги вышли в 2010, а в 2012 вышло целых четыре издания третьей книги цикла с разными обложками, но с тем же названием, где общий тираж каждой версии улетал за стартовую отметку в 10 тысяч экземпляров вместе с последующими доптиражами. Каждая отдельная книга цикла «Голодные игры» по всему миру нахватала кучу премий. Но «Мир фантастики» убеждал, что «книга года» у подростков в эти годах будет именно тот неликвид от неизвестного и нераскрученного западного автора, который они, прошу прощения, всучили читателям.

Все книги победители 2010 года теперь забыты. И это при том, что там побеждали в разных номинациях в том числе и чета Дяченко и Терри Пратчетт с не самыми удачными для самих себя книгами, которые затерялись на следующий же год, а победитель в номинации «Фэнтези года» за 2010 год и вовсе забыт навечно.

Для большинства подростков были свои любимые книги, к примеру, в 2012 году и во все другие года, а вот редакция «Мира фантастики» пыталась впихнуть в читательские заказы то, что нужно было отбить по деньгам главному заказчику – «Эксмо-АСТ».

 

Продолжение следует...

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 35
    11
    334

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080

    Какие чудесные, вдохновленные лица на фото

  • alexeyzyryanov85

    prosto_chitatel Я обо всём этом знаю, но мои черновые задумки к фантастике и вообще в литературе я в первую очередь подразумеваю для отправки в жанровые издания, а у вас в требованиях абсолютная оригинальность. Если бы принимались ранее опубликованные вещи, то я что-нибудь для конкурсов бы разместил.

  • hlm

    Алексей Зырянов 

    ну смысл большинства конкурсов и не только у нас как раз в оригинальности текста, да. Чтобы люди писали новое и развивались. А рассовывать покрытые пылью черновики - ну где ж тут соревнование?

  • bitov8080

    Алексей Зырянов по-разному бывает

    В основном новое, да

  • hlm

    читать это ещё более скучно, чем всю эту попаданческую макулатуру

    нет в статье стройности какой-то

    я тоже иногда пишу на очень "узкую" тему (но не про культуру совсем) обзоры и кртические статьи, и позволю Вам дать совет, уважаемый автор

    Вы или пишите для реальных фанатов темы - и тогда уж не стесняйтесь хоть диаграммы выдачи псевдопремий выкладывать с статистическими расчетами  в духе "на первый-второй рассчитайсь"

    или пишите чуть более понятно широкому кругу читателей и больше, больше грязи. Можно ещё тик-ток завести и там плясать под смешные лозунги типа "долой кумовство в узком кругу отечественной фантастики" в костюме единорога.

    а то вот эта попытка усидеть на двух стульях  - лично меня не увлекла

  • alexeyzyryanov85

    Аля К. Какая ещё попаданческая макулатура? Вы внимательно читать умеете?

    "...не стесняйтесь хоть диаграммы выдачи псевдопремий выкладывать..."
    Я и так разделил статью надвое, а все скриншоты вставить - это на метр удлинит экранное пространство каждой части.

    "...позволю Вам дать совет..."
    У меня опыт официальных публикациях в газетах и журналах России, Германии и Израиля. Мне ваши советы ни к чему. О вас я не слышал ни разу и не читал. 

  • hlm

    prosto_chitatel посмотрела профиль автора.

    Пожалуй, забираю все свои советы обратно.

    Но конкретно этот текст скучный, с этим я ничего поделать не могу.

    Там регалий, как у Дейнерис Бурерожденная из дома Таргариенов, законная наследница Железного Трона, законная королева андалов и Первых Людей, защитница Семи Королевств, Матерь Драконов­, кхалиси Великого травяного моря, неопалимая, Разрушительница Оков.

  • hlm

    Алексей Зырянов 

    Да-да, я уже поняла, что Вы опытный волчара критик с скриншотами.

    Статья только написано скучно, а так да, чтение перечисления Ваших публикаций заняло у меня бесценные несколько секунд времени.

  • Nematros

    "них@я не понял, но очень интересно". (цэ)

    да, премии поделены вперед, да бизнес он такой, да, все скоты, но штоуш поделать, с этим нужно как-то жить наверное.  

    "«11/22/63». А кто-нибудь помнит эти три книги от Стивена Кинга?" 

    У меня, например, этот роман один из самых любимых у Кинга, а читал я его, за исключением двух-трех последних книг, полностью. И, думаю, я далеко не один такой.  

    Я б тоже, если б завел свою премию, вручал бы ее друзьям - мне не трудно, а им приятно. У нас так вся страна живет на самом что ни на есть официальном уровне. Но если сможете изменить, я буду горд, что писал комментарий под таким человеком. 

  • Arhitector

    У меня возник сторонний вопросец: Алексей, поделитесь - Вам кто-то "заказал" этот "Мир фантастики", или у Вас "просто накипело"? Джокер мне шепчет на ухо - а не заказал ли "Мир фантастики" сам себя таким образом? У пиара, ведь, как известно, не бывает цвета: что белый, что чёрный, что жёлтый - всё одно свою работу эффективно выполняет (задумчивый смайлик). А ещё - тут выше столько наговорено, что со стороны этой компашки в принципе хватит штук на 10 возможных судебных исков к нашему автору. Не?

    Прочёл чуть более трети статьи и далее читать не стал - копаться в грязном белье этого помойного ведра нет особого желания. Я уже выше говорил, что все эти "премии" надо к чертям собачьим закрывать.

    Поделюсь своим небольшим опытом. Как-то в нашей библиотеке, к которой когда-то имел отношение, был организован региональный конкурс "Юный фантаст": в течение трёх месяцев со всего края принимали от ребят (до 18 лет включительно) печатные и рукописные произведения указанного жанра. Вот где, скажу я вам, наши никому не нужные алмазы, Гаррисоны и Азимовы зарыты! Пришло, если не изменяет память, около 300 работ, ОЧЕНЬ трудно было выбирать победителей, много замечательного юными писателями было написано. По итогам - издали сборник работ лидеров и победителей, вручили каждому участнику - именные сертификаты можно сказать ручной работы, за подписью губернатора.

    Вот это - настоящий конкурс, и настоящие премии, а не эти ваши, нацбестообразные рукарукумойчиковые (задумчивый смайлик).

  • hlm

    Arhitektor 

    "Я уже выше говорил, что все эти "премии" надо к чертям собачьим закрывать."

    Почему же позакрывать? Пусть растут все цветы. Но рассказывать о том, как эти премии работают - можно и нужно. 

  • alexeyzyryanov85

    Arhitektor Нет, заказов со стороны не было. Я прочёл на этом сайте статью другого автора (https://alterlit.ru/post/24189/) и вспомнил, что у меня в критических черновиках собрана разная инфорация о сомнительных лауреатах и можно было бы расширить список "позорных" фактов в премиальной жизни России. Про "Большую книгу" написали, наверное, уже с десяток разоблачительных статей, которые мусолят одну и ту же мысль. В жанре фантастики ругают премии с каждым десятилетием всё меньше. Я подумал, что в этом году надо оживить эту тему и поддержал автора, о котором сказал выше.

    А что касается премий поскромней. То лично я очень давно победил в одной международной премии по мнению жюри, но вот организаторы премии решили включить зачем-то электронное голосование параллельно выбору жюри и в итоге отдали призы двум накрученным авторам, которые потом просто исчезли. Как я понял, это были какие-то фейковые авторы. Зачем было приглашать реальных людей-писателей в жюри, если их мнение потом решили не учитывать? Мне тогда двое из четырёх членов жюри дали призовые места: 1-е и 2-е. У того, кто "похуже", было 1 и 3 места. Деньги давали только первым двум победителям. Ради них и придумали организаторы иное голосование, чтобы не тратить деньги на "посторонних". 
    Вот ссылка на мою лирическую миниатюру - http://samlib.ru/editors/editors/z/zyrjanow_aleksej_wiktorowich/4_snegom_stanu.shtml
    Там в конце есть специальный комментарий и скриншоты мнения двух жюри.

  • bastet_66

    Понимаю озабоченность автора состоянием дел в журналистике. Даже разделяю его праведный гнев. Но отследить нить размышлений было трудновато: много фамилий и цифр. Соглашусь, что в этом и суть статьи.  И все же мысли легли не стройными рядами, а полоскались, как флаги на ветру. По мне - сложноватая для осмысления задумка. Но повод для размышления дан.

  • alexeyzyryanov85

    bastet_66 Почти два десятилетия всё-таки, не за один год обзор. Множество номинаций, в которых явно соблюдалась своя "договорная" система с другими издательствами. Если бы сократил статью, то хейтеры бы сказали, что я "нашёл то, что хотел найти", но когда "неприятных" совпадений стало так много, то не использовать их было бы преступлением.