cp
Alterlit

Бродилка по Бродскому

Иосиф Бродский не любил театр. Единственное деликатное исключение делал для балета, да и то если на сцене царил один из его лучших друзей: «Как славно ввечеру, вдали Всея Руси, / Барышникова зреть. Талант его не стерся!» 

О чем говорить, если сам адресат этой стихотворной оды, Михаил Барышников, вспоминал: «Иосиф со смаком рассказывал, что, сколько его ни тянули в театр, он всегда уходил с первого действия. Убежал с «Гамлета» на Таганке через несколько минут, со знаменитой постановки Любимова (это было в Париже, где Таганка гастролировала в 1977 году; Бродский дружил с Владимиром Высоцким, игравшим принца датского — В. В.). Но до конца досидел и даже пришел за кулисы, когда Лев Додин привез в Америку своих студентов. Я его уговорил. Они были в Бруклинской академии. Я даже спросил: как же ты высидел? И он ответил: они такие молоденькие, эти мальчики, мне просто было их жалко. Потом ему сказали, что они бы расплакались, если бы узнали, что он был и не зашел к ним. Они выросли, стали актерами Малого Драматического театра, но до сих пор помнят ту встречу, потому что для них случилось чудо».

В Москве пока еще никто, насколько мне известно, не додумался сделать о Бродском биографический спектакль, скажем, наподобие «Горбачева» в Театре Наций или «Женщин Есенина» во МХАТе им. Горького (а вот в его родном Питере, в Театре им. Ленсовета с молодыми артистами труппы выпустили «Бродский. Изгнание»). Хотя в кинематографе его жизнь изображали не раз — и полновесно, как в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», и эпизодически — в сериале «Таинственная страсть», в ленте «Довлатов», еще где-то.

Но вот спектаклей, основой которых послужили стихи Иосифа Александровича, создано уже немало. Как справедливо и желчно заметил еще лет десять назад один театральный блогер, «Бродского сегодня эксплуатируют в хвост и в гриву, считается, что достаточно взяться за его поэзию — и готова постановка». В мае, месяце когда нобелевский лауреат появился на свет, они по традиции будут на афише. 

Конечно, говоря об этих поэтических представлениях, в первую очередь следует назвать работу Алвиса Херманиса «Бродский/Барышников». Мне посчастливилось посмотреть её дважды — на премьере в Риге, в 2015 году, и через несколько лет в Вене (играть спектакль в России, как и вообще посещать её, Барышников и тогда наотрез отказывался, а уж сейчас и подавно). Это полуторачасовой моноспектакль, где Михаил Николаевич удивительно точно, сдержанно, без всякого актерства читает (проживает, пропускает через себя) строчки, ставшие уже хрестоматийными. Многие из них он слышал от автора в числе первых, еще горячими... 

Спектакль «Бродский/Барышников»

Конечно, этот пример не имеет аналогов. А так, конечно, стихи Бродского читают, играют, проживают и пропускают через себя артисты, которые не были с ним знакомы, никогда его не видели и даже родились после его смерти. 

Мне было удивительно увидеть в прошлом году афишу с броской надписью «Бродский» в Сухуми: в Абхазии, в Русском драматическом театре, с местной звездой Миланой Ломия поставили его раннюю поэму, пригласив режиссера из Санкт-Петербурга Марию Романову. 

Моноспектакль «Бродский» в Абхазии, Русский драматический театр

Постановщик так объясняла свой замысел: «Милана Ломия — представитель послевоенного поколения (имеется в виду грузино-абхазская война — В. В.), и поэма «Шествие» абсолютно на нее «ложится». Отчасти это харакири, потому что ты выходишь на сцену и вскрываешь свое нутро. Но в этом и исцеление. В Абхазии много боли, связанной с прошлым. Но очень важно, и Бродский дает такую возможность, перестать топить себя и приподняться над этим, принять мир и идти дальше, подняв голову». 

Кстати, поэма-мистерия «Шествие» в частях, в 42 главах-сценах, несмотря на то, что Иосиф написал её в 21 год и считал несовершенной, оказалась прекрасным материалом для театра. Из той «бродскианы», что идет сейчас на московской сцене, спектакль-променад по этой поэме в Студии драматического искусства — возможно, один из самых интересных. 

«Шествие» в Студии драматического искусства

Он необычен уже тем, что все час и сорок минут зрители проводят на ногах. Зрелище начинается в гардеробе, а после актеры ведут публику в фойе и на лестницы. Разумеется, привлекает не только оригинальная форма — мало ли спектаклей-бродилок мы видели? — но и тонкая эксцентричность этого перфоманса. 

Продолжим скользить по афише дальше. 

«Бродский. Посвящается Ялте» играют в театре «Сопричастность», поэму «Горбунов и Горчаков» — в «Современнике», а в Театре Наций в рамках цикла «Наше всё...» с 2016 года есть моноспектакль Дмитрия Сердюка, он же — автор композиции, где стихи сопровождают барабаны, рояль и... балалайка. Сперва спектакль назывался «Речь о пролитом молоке», а теперь — «Лица необщим выраженьем». 

Дмитрий Сердюк играет стихи Бродского в Театре Наций

Актер Тимур Еремеев исполняет стихи под электронную музыку, его моноспектакль называется «Бродский. Синтетика». «Бродский. Retweet» — название перфоманса Павла Михайлова «про одиночество человеческого гения и его трагедии в этом». «Почему я читаю стихи Бродского? Потому что, мне кажется, только так и происходит «эстафета поколений», и мы с вами — те, «кто ощущает запах» — так объяснил Михайлов свой замысел.

Но спектакли по Бродскому — это не только стихи. В театре «Практика» поставили нобелевскую речь поэта, назвав представление строчкой из неё — «Тени великих смущают меня». А студенты Константина Райкина сделали спектакль «В тени Бродского» — о пяти ленинградских поэтах его поколения, о «товарищах по выживанию». 

Не лишним будет сказать, что в этих спектаклях мы можем увидеть разного Бродского: и ожидаемого меланхолика, и неожиданного романтика.

#новые_критики #театральныйобзор #бродский #барышников #милана_ломия #шествие #дмитрий_сердюк #театрнаций

  • 19
    10
    176

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Arhitector
    Arhitektor 04.05 в 14:32

    Как оказывается, Бродского "сегодня эксплуатируют и в хвост и в гриву" не только театры, большия и малыя, но и некоторые авторы альтерлита, видимо следуя распространённой тенденции :). Если уж мы про стихи и театр - есть ли на СЕГОДНЯШНЕМ горизонте новые талантливые поэты (актёры? писатели? художники? меценаты?), достойные нескольких росчерков, штрихов и набросков в статейных строках?

    Ждём-с.

    Нацбестовщину не предлагать-с.

  • hlm
    Аля К. 04.05 в 16:53

    Arhitektor наша редакция очень хотела бы опубликовать статью о хороших современных поэтах. Но пока предложений не поступало.

  • sotona
    Сотона 04.05 в 17:03

    Аля К. Йавазумаляйу, ну кто же сейчас попалит хорошего поэта, коли это последние зверушки, позволяющие тритонам почувствовать себя саламандрами.

  • vladv
    Влад 05.05 в 11:30

    Arhitektor конечно, есть! 

  • bastet_66
    bastet_66 05.05 в 07:32

    Очень хорошая весть, что на биографию Бродского не посягнули жадные до сенсаций режиссеры. Здорово, что молодежь любит и понимает его стихи. Учится на хорошей литературе, а не на «чтиве». Глядишь, на литературном небосклоне появятся новые звездочки. Спасибо за обзор.


  • vladv
    Влад 05.05 в 11:29

    Спасибо! 

  • Arhitector
    Arhitektor 05.05 в 15:39

    Вчера честно потратил некоторое время, выискивая в сети современных молодых поэтов и поэтесс - думал посмотреть их творчество, посмотреть, о чём думают и пишут. И как-то...разочаровался в именах, фамилиях и роде занятий. То "молодые" - оказывались не такими уж и молодыми, то их словотворчество - оказывалось вцелом, пардон, очешуительной поебенью, выдаваемой за стих, то это оказывались - просто какие-то случайные люди, мало подходящие под эпитет "молодой поэт России". Или, может, не там искал?

    Взгрустнулось. Джинсы - есть, жвачка - есть, вордоф танкс и инстасамки - есть, смузи - тоже есть. А талантливых молодых поэтов, равно как писателей и художников - нет, забыли вырастить. Вот незадача. Хотя кто его знает - задача, или не задача. Может - оно всё идёт по плану.

    Погода - тоже плачет. Пойду похожу по дождю.

  • hlm
    Аля К. 08.05 в 02:29

    Arhitektor художники точно есть. Зубков тот же, например. 1995 год рождения. И ещё с десяток имен смогу назвать, но тут не хотелось бы засорять комментарии.

  • hlm
    Аля К. 08.05 в 02:30

    То, что молодежь не забывает Бродского - это же хорошо. Кто-то из зрителей заинтересуется, расскажет другим - и вот они, круги по воде. Ведь сколько авторов пылятся на полках, хотя вроде как и неплохие.