upir-lihoy Упырь Лихой 28.04.22 в 12:09

В ад попадут не только лишь все

Вы спрашиваете, зачем нужны литературные премии? Ответ очевиден. Для привлечения внимания общественности к современной литературе. Для того, чтобы публика знакомилась с писателями, писатели становились более известны публике, издатели могли реализовать книжную продукцию, а спонсоры чувствовали, что выполняют важную, социально значимую миссию. Излишне, я думаю, говорить, какую радость приносят обсуждения литпремий читателям «Альтерлита». В общем, «Нацбест» делает всех чуточку счастливее.

Вы спрашиваете, должен ли национальный бестселлер воспитывать гражданское самосознание публики? Не должен. У художественной литературы совсем другие функции, и прежде всего эстетическое осмысление реальности. Основатель премии «Нацбест» В. Л. Топоров особо не жаловал пафосных дураков, осознавших свое высокое предназначение. Я трижды был участником Большого Жюри Нацбеста. Судил и другие литературные конкурсы (когда-нибудь вы узнаете, как я написал сто рецензий за три дня). Так вот, на каждый конкурс поступает значительное количество политизированных текстов на одну и ту же тему. То про сталингулаг, то про пенсионную реформу, то про китаизацию Сибири и смерть России, то про невинноубиенного батюшку-царя, религию и семейные ценности, то про насилие над думающими людьми. Самыми популярными персонажами длинных списков традиционно являются Сталин, Гитлер и Путин (иногда Николай Второй, Берия). Авторы думают, что нашли легкий способ прославиться, подыграв нужной аудитории. В этом сезоне о политике писали почти все, а два автора (Сергей Лебеденко и Михаил Куртов) так торопились, что даже не успели дострочить свои шедевры. В результате гонки кончились ничем, полит-биатлонисты промазали по всем мишеням и ушли с пустыми руками.

В недавнем интервью один из членов оргкомитета «Нацбеста» озвучил причину отмены финала в этом году: «Учитывая срез настроений в российском обществе, мы решили, что в этом коротком списке каждый может найти «своего» автора и «свою» книгу. А если бы жюри выбрало победителя, мы однозначно дали бы трибуну какой-то из политических групп. Был риск, что церемония пройдет достаточно остро. И это привело бы к расколу внутри и без того хрупкого литературного сообщества».

Именно по причине нарастающей идеологической вражды в обществе я выбрал две наименее политизированные книги — это «Типа я» Ислама Ханипаева и «Угловая комната» Тимура Валитова. В первой повествование ведется от лица школьника из Махачкалы, который пытается быть крутым. Во второй молодой писатель после пьянки переживает нападение некого Фарика на свое очко. И поверьте, это лучше, чем многостраничная сцена допроса врага народа в «Кремуляторе» Саши Филипенко или материалы судебного процесса над Павленским. Пусть лучше Фарик порвет очко молписа, чем агитаторы всех мастей порвут мозг читателя.

Кстати, о ЛГБТ. Две книги Ксении Буржской на тему однополых отношений не показались мне достойными внимания. Они написаны витиевато и с претензией на контркультурность, но их содержание сводится к любовным треугольникам. Недалеко от них ушел роман Веры Богдановой, где одна девочка видит в эротических фантазиях двоюродную сестру, а другая влюбляется в двоюродного брата.

В прошлые годы я рассуждал так: если не «Сука», то «Петровы в гриппе»? Только не это (и ведь угадал, смотрели русофобский фильм Серебренникова?). Если не «Уран», то «Некоторые не попадут в ад»? Только не это! В тот год я чувствовал себя героем стивенкинговской «Мертвой зоны», который должен убить будущего Гитлера. Да, в распрекрасной книге Прилепина была сцена, где мирное население Донбасса удирает от «ответки» на велосипедах, а Захарушка смеется

Предположу, что в последующие годы отечественные литераторы будут массово спекулировать на теме Украины и Донбасса, это же так почетно — насобирать гроши у доверчивой ваты для благотворительного писательского фонда и раздать «мирняку» по пакету макарон и по банке иваси на четверых. Сфотографировать бездомного деда с упаковкой яиц от великого русского писателя и кандидата в депутаты. А потом настрочить воспоминания, как бухал в донецких ресторанах, пока «мирняк» голодал. Или фэнтези про попаданцев в условном Донбассе. Или слабые стишки. Бумага все стерпит, но в истории литературы останутся не эти кривые опусы, а «Война и мир» и «Прощай, оружие!»

Себялюбие может сподвигнуть автора только на литературный онанизм. И если на горизонте появится действительно достойная книга, будьте уверены, премию получит она, а гомункулы отправятся в макулатуру.

Вы спрашиваете, что номинируют на «Нацбест»? Любой номинатор вправе выдвинуть книгу, которую он считает потенциальным интеллектуальным бестселлером. Главное, чтобы она соответствовала правилам, т. е. была не стихами и не ЖЗЛ и имела достаточный объем, чтобы считаться большой книгой. Так просто? А как же высокое предназначение писателя, ответственность, учительство и всякое такое? Нет никакого «высокого предназначения». Каждый пишет о том, что для него важно, в меру своих литературных способностей. Критикам и читателям не нужен героизм литераторов, не нужно их возросшее самосознание, не нужно их трепетное отношение к своей работе, осознание важности своей миссии. Нам нужны хорошие книги, которые как минимум не противно открыть второй раз. Искать такие книги — наша задача.

Выбор книжной продукции огромен. Как правило, книги издаются маленькими тиражами и даже не доходят до читателя именно в силу обилия бумажного «спама». Не помогут никакие криатифф врайтинг скул, «продающие обложки», критика-хвалитика и иные кунштюки. Премии все же помогают выделить более-менее значимые новинки. Благодаря им происходят «литературные события». Так что будем надеяться на лучшее: в следующем году украинский конфликт завершится, а новый сезон «Нацбеста» состоится.

 

З.Ы. Немного о конспирологии вокруг премии. Премиальный процесс «Нацбеста» прозрачен, идет открытое обсуждение всех книг, номинаторы каждый год выбираются случайно среди издателей, книготорговцев, критиков, книжных блогеров, писателей, журналистов, переводчиков. В жюри оргкомитет старается выбирать людей с разными политическими взглядами. Подобный плюрализм должен способствовать более объективным оценкам.

#нацбест #литературная_премия #ислам_ханипаев #тимур_валитов #захар_прилепин #ксения_буржская

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 32
    16
    413

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Arhitector

    Ваще отличная статья. Как бэ ничего личного, но фраза "я выбрал "Типа я" и "Угловая комната"" свидетельствует. Именно о том, о чём вы подумали. Надеюсь на чудо, что у нашей молодёжи не такой жёлтый... бульон в голове, чтобы думать также, как размазано выше.

    Дедушка Ленин и товарищ Сталин плохих литераторов ставили к стенке или ссылали в лагеря. Мне кажется - один из действеннх способов лечения плохого писательского таланта.

    А сейчас прошу прощения, но без резкости никак.

    Скажите, Упырь Лихой - а вы кушаете, натурально, говно? А детей своих кормите - говном? Нет? А почему?

    А почему вы считаете, что нужно кормить интеллектуальным говном подрастающие поколения и приучать его к литературному говну? Обоснуйте.

    Своё мнение я уже высказывал: все литературные премии нахер позакрывать, сделать единственную государственную в нескольких номинациях с задействованием президента РФ. Говнописцев - до поры до времени не трогать, однако особо борзых и извращённых - на лесоповал, в Сибирь, или вон из страны. Дон.

  • Konstantinking

    Тут как посмотреть. Вроде и хорошо, что есть премии. Люди занимаются творчеством, проводят время с пользой, развиваются. Но вот денежные призы, которые присуждаются победителям, наводят на мысль, что всё это делается с одной целью - срубить бабло. Никто не хочет вскрывать нарывы нынешнего поколения, показывать важные социальные проблемы, как это делали Грибоедова, Пушкин, Чехов и др. Побыстрее состряпать что-нибудь шокирующее и вырвиглазное и вперёд - покорять литературные олимпы.

  • shelley

    >Так что будем надеяться на лучшее: в следующем году

    >украинский конфликт завершится, а новый сезон «Нацбеста» состоится.

    Это не лучшее, это какой-то странный компромисс. Давайте уж действительно надеяться на лучшее: украинский конфликт закончится, премии "Нацбест" и "Болькнига" объединят в одну "Нацболь", и эта самая "Нацболь" всем составом уедет на оленях в Израиль, где и будет проводить свой конкурс в трёх номинациях-

    (1) Израильский писатель года

    (2) Пидарас года

    (3) Жизнь Замечательных Людей в перепеве Рабиновича.


    (Вообще-то последние годы там именно такие номинации и были, просто перепутали страну немножко. Но теперь, когда все вскрылись и поехали, будет гораздо проще. Make Israel great again!)  

  • genetyk73

    Лёха Андреев ви таки юдофоб? в кране вода закончилась? Так ето к сонтехнекам

  • shelley

    Гешин Я слышал, что юдофоб - это человек, который боится крупных рыб и китообразных. Нет, это не про меня. Я даже плавал с дельфинами. 

  • UgryumyAlebardist

    Лёха Андреев 

    а ты хорош! припечатал прямо в шнобель! 

  • bastet_66

    Литературные премии, конечно, нужны. Но нужна и жесткая цензура, которая не допустит даже близко разное «чтиво», способствующее моральному разложению молодежи. Нельзя позволять чтение откровенной пошлости. Разумеется, не каждый год русская земля может родить Чеховых, Толстых и т.д., но не допустить распространение книг, написанных корявым русским языком, с сомнительными сюжетами, в наших силах. Правда, все будет зависеть от состава жюри очередного литературного конкурса.  

     

     

  • hlm

    "Или фэнтези про попаданцев в условном Донбассе." - так уже вроде что-то такое вышло, и не одно, если не ошибаюсь. 

    "  Может ли насекомое решающим образом повлиять на ход Второй мировой войны? Может -если внутри пчелы полковник-инженер Петр Дегтярев, нашедший себе в Августе 2014 года героическую смерть в ходе боев на Донбассе." (с)Пчела-попаданец

    ну и Чужой обозревал какую-то дичь похожую https://www.youtube.com/watch?v=Fu7VvxyDp98&t=46s