igor_funt Игорь Фунт 27.04.22 в 12:30

Ко дню рождения внебрачного сына Наполеона. Создателя математики полутонов

Если я не дрожу, как змея в руках укротителя, я холоден! Эжен Делакруа

Вот крови озеро; его взлюбили бесы,
К нему склонила ель зелёный сон ресниц:
Делакруа!.. Мрачны небесные завесы;
Отгулом меди в них не отзвучал Фрейшиц...
Бодлер, «Маяки» (Пер. Вяч. Иванова)

Конечно, Делакруа не первый, кто указал миру на общую ошибку всех пейзажистов — передавать зелёный цвет природы одной краской. Тем не менее он был одним из первых, кто ввёл в живопись осознанную(!), можно произнести: математическую систему тонового разложения. (Наряду, скажем, с англичанином-портретистом Д. Констеблем.) Интерпретировав и углубив сей метод до существенного каждому художнику момента, — по которому он и становится крайне узнаваем.

Особенная узнаваемость Делакруа состоит в том, что зритель видит не меч в руке героя картины. А — свечение лезвия. Не натуру как таковую. А то, что она — в качестве выражения — может прецедентно дать. Не суть вещей, их «вещность», по-бердяевски. А по возможности — освобождённую их функцию. Воплощённую в движении мысли смотрящего картину. Не бордо́во-сине-жёлтое, с их оттенками и переходами друг в друга, — а симфоническую партитуру. Игру. Нежданный баховский аккорд органа.

Что подтвердил Гёте. Восторженно зафиксировав[1], дескать, иллюстрации Фауста в исполнении Делакруа своею силой воздействия превосходят (порой) собственно текст.

Но приступим…

Новатор-одиночка

Его жизнь — яркий калейдоскоп сплошных контрастов.

С иной стороны, — а у кого из ровесников жизнь — бодлеровская «река забвения» — была гладка? У Пушкина, Баратынского, Бальзака, закадычного приятеля детства Эжена — Дюма…

Даже критика говорит совершенно противоположное. Одни категорически твердят — Д. признан с самой увертюры карьеры. Вторые, — что слава пришла уже под конец жизни.

Одних восхищает романтизм Делакруа. Третьи от него нос воротят. Притом что против его взглядов выступали как сторонники академизма, — так и форменные реалисты. (Которых, в принципе, Делакруа и привёл в сей стан. Вырвав из лап «заскорузлого» прошлого.)

Будучи стопроцентным пионером-первопроходцем в ремесле палитры и кисти, он так и не создал школы «имени Делакруа»: не собрал вкруг себя аудитории, подобно русскому гению Толстому. Что очень странно.

Поклонники — да, были. Ученики, последователи — были. Да и вообще искусство XIX в. без Делакруа сложилось бы решительно иначе, кто б сомневался.

В чём же причина недооценённости? В чём причина непо́нятости при жизни, во всяком случае, до её середины? (Вслед чему он фатально заболел.) До импрессионального апофеоза творчества мастера — великой «Свободы на баррикадах», — разделившей социум надвое провокационностью «на грани».

Кстати, я не зря упомянул Толстого. Вроде бы — где связь?

Биографы-современники указывали на (как ни удивительно) литературный, беллетристический бэкграунд в творчестве Делакруа. [Многие критики сравнивали Д. — с Гюго. Бодлер — со Стендалем. Другие называли «Берлиозом в живописи». Ницше вовсе сравнил Д. — с Вагнером!] Представляя его картины некоей мистической формой прозаических повествований. В некотором роде оказав сим образом художнику… медвежью услугу.

Ведь творчество всякого маэстро, виртуоза в любом жанре деятельности, — это попытка рассказать жизнь, рассказать злободневность, насущность эпохи. Обрисовать философскую подоплёку событий (если это событие). И — вселенскую непогрешимость природы, ежели сие — «тривиально» пасторальный пейзаж.

Сейчас, с высоты времён, мы внемлем, что эта вот терминологическая казуистика, крикливая перегруженность критики — своей напыщенностью могла оттолкнуть публику от Делакруа. От его личности как простого ремесленника, пусть и блестяще образованного. Притом что от напрасных инсинуаций страдал не один Делакруа: то было приметой революционных перемен. [Кто ж ведал, что неспокойное девятнадцатое столетие перерастёт в ещё более жестокое, беспощадно-кровавое.]

Тот же Толстой в чём только не обвинялся «ворогами». Тому же Серову, на рубеже веков, — инкриминировали преднамеренные ошибки, «недорисовку», «замалчивание» — вплоть до художнического «сифилиса»! (В портрете Маши Симонович.) Но не суть…

Держась авторитета бодлеровских маяков — старых мастеров [сам ставши маяком будущим поколениям] — Делакруа не жалел себя в самобичевании. Относясь к плодам трудов вполне объективно — в плане достижений и заслуг: — был весьма строг. (И по-толстовски одинок.) О том говорят его дневники, коими я воспользовался.

На испещрённых мелким почерком страницах он непрестанно спорит сам с собой и — великими мира сего.

Почитая Рембрандта выше всяких границ, мнемонически перекликаясь с ним в нелёгких перипетиях судьбы, — Д. пишет, мол, ему всё-таки не по душе манера рембрандтовских высказываний.

Например, Рембрандт утончённо покажет (условную) голову. Платье же — чуть наметит. Методологически следуя в фарватере «голландской» манеры штриха.

В данной ситуации Д. более верит итальянцам, да и вообще деятелям «венецианской школы» — Веронезе, Рубенсу, Монтанья. С их подробнейшим изображением всех частей композиции. Вплоть до преднамеренных утрирований — чисто «для пиара»: выразились бы ныне.

То есть достижение непосредственно сути произведения, — по мнению Делакруа, — возникает как за счёт гиперболизации, так и за счёт известных ограничений. Даже отказа от (пусть и существенных) деталей: в некотором роде за счёт привнесённых в работу ради зрелого результата — жертв. Но — эти жертвы должны быть тщательнее скрыты, чем у Рембрандта. С его «откидываниями» и плохо спрятанными недоговорённостями.

Плюс — рубенсовская театральная искусственность — драматический эпатаж в заданных рамках. В чём Д. преуспел. И что впоследствии переняли сонмы художников. Обернувшись маркерами эпохи — бодлеровскими маяками.

Теория полутонов

Аристократ с рождения (отцовство Д. приписывали и Талейрану, и Наполеону), с неповторимым самобытным мировоззрением, — он стоит особняком. В стороне от шумных толп. (Тут тоже сходство с Толстым.)

Так получилось, что Д. в искусстве превзошёл в себе человека. Точнее, искусство превзошло собственно бытовое, человеческое. Оставив потомкам не человека с его слабостями, не личность с её потребностями. А — необъятный Космос идей. Млечный Путь эмпирики здравомыслия.

Его колористика — целое направление: «Всё наше современное искусство, наша художественная культура основана на его достижениях. Он оплодотворил Мане, Курбе. А ещё больше — Ренуара и Сезанна», — пишет русский художник-эмигрант Л. Пастернак (иллюстрировавший Толстого), отец будущего нобелевского лауреата. [Для точности я бы добавил в эту фразу непримиримого антипода Д. — Энгра.]

Началось всё с онтологии. С вещей, недосягаемых словами, — только осязанием, впечатлением.

Д. чувствовал, что лицезрит прекрасное, созерцает его, — лелея и восхищаясь. Мысленно превращая увиденное в совершенство, — истово ждущее полотна. Но…

При переносе умозрительного ощущения на холст — результат внезапно покидал его. Ускользал — недостижимо, незримо. Что напоминало облако, ежесекундно меняющее геометрически-небесные формы: похожие на грёзы.

Это сейчас мы говорим «Теория полутонов Делакруа», «Треугольник Делакруа»… Тогда же всё начиналось намного проще. Прозаичней: без численно-пунктуальных мистерий.

В поисках решения с виду нерушимой задачи взаимодействия Теней и Света Д. исходил Лувр вдоль и поперёк. Пытаясь найти ответы у Венето, Кариани и Зелотти. Что кончилось, — как и должно быть у гениев: — озарением. Эврикой! Как и бывает у гениев — озарением случайным.

Вот эта байка… 

В один из дней Делакруа шёл по неширокой пустынной дороге, освещённой закатным солнцем. Вдалеке появился дилижанс, приближаясь. И тут мастера осенило! Чёрный экипаж — отливал жёлтым на солнце. Но — с фиолетовыми тенями по краям. Оставалось лишь вывести теорию.

Слева направо. Углы (вершины) треугольника: Жёлтый-Красный-Синий. Рёбра (стороны): Оранжевое-Фиолетовое-Зелёное.

Всё просто. Красное с синим — даёт фиолетовое. Синее с жёлтым — зелёное. Жёлтое с красным — оранжевое. Это — первичные цвета на прямых линиях треугольника. С результирующими их суммирование (слияние) компилятивными цветами.

Контрастирующие же тона лежат друг напротив друга. Жёлтый-фиолетовый. Красный-зелёный. Синий-оранжевый.

Любопытно, что Д. как бы заново вывел и теоретически доказал classic style (кисть старых мастеров): проявление чистого тона на свету, без «грязи». Подобно приснопамятному дилижансу на солнце. Также — собственный непревзойдённый стиль. Отличающийся «случайным», необоснованным коричнево-чёрным тоном в тени «чистого» классического света: «Если вы прибавляете к какому-нибудь цвету чёрный цвет, вы не достигаете полутона. Вы только делаете его грязным. Для достижения полутона вы должны прибавить цвет, лежащий в треугольнике насупротив данного. Если к производному тону вы прибавляете противолежащий ему в треугольнике (или наоборот), вы ослабляете его, т.е. достигаете необходимого полутона. Отсюда — зелёные тени на красном тоне в свету. Фиолетовые на жёлтом и т.д.»… — пишет Делакруа.

Беллетрист в живописи

Д. терпеть не мог всяческие аналогии — «неестественные» определения: ваятель-сочинитель, «архитектор палитры» etc.

Живопись должна быть живописью, — а не беллетристикой. Музыка должна оставаться музыкой, — как изрекал Моцарт.

Крайне начитанный, сверхобразованный, Д. ненавидел неологические (и нелогичные) изыски в синтаксисе. Был врагом «нелитературного» воздействия на литературу. Сиречь нехудожественного воздействия — на картину, холст.

Эти никчемные внешние новшества вредят современности. К тому же превращая великих людей прошлого в обветшалые пыльные мешки. В ящики с антиквариатом, — считал Д.

А ведь консерватизм всецело совместим с любым неолиберализмом! — если пользовать с умом.

Чрезвычайно уважая гедониста-Стендаля за его разумность, взвешенность, Д. радикально погружается глубже, дальше — в плане духовности и благопочитания святынь.

Одномоментно неосознанная внутренняя свобода обоих заставляет реагировать в нужный момент всей неотразимой силой индивидуальности, — воплощённой в Благородстве с заглавной буквы. Вплоть до очаровательной игривости «нового» вольного романтизма. В «мягком» некрикливом противостоянии аскетизму консерватора-Энгра достигая шекспировского абсолюта в фабуле полотна, слоге песни. Абсолюта Гёте, Леонардо и Рембрандта. [Но — без преувеличений и фанатизма. Слишком большая вольность таит в себе опасность превратно по́нятого значения свободы.]

Тем не менее живопись должна оставаться живописью — это закон.

И он без роздыху копирует Тициана, Рафаэля, Джорджоне, Бассано. Тренируясь. Непрерывно участь. Сравнивая их. Сталкивая. Синхронно занося впечатления в блокнот. Тасуя как колоду карт постоянно меняющиеся фрагментации социально-политической правды. Математических формул светотени. Объединяя соответствия-несоответствия планетарных очарований в единую теорию познания. Единый источник вдохновения.

Итальянцы, французы, англичане… У последних доминирует природа: в ремесленной традиции старой англ. живописи. К счастью не прерванной Великой Революцией. В отличие от французов, — извечно проповедовавших рационализм, систематизацию.

От венецианцев Д. взял яркую, колоритно-скрупулёзную иконопись тела. Всё это свёл в палитру своей блестящей техники.

Присовокупив ко всему немалую скорость исполнения, передачи материала, — Делакруа стал предтечею стремительно нарождающегося ядерного взрыва импрессионизма. Взрыва новой художественнической мысли. Новых глобальных тектонических разломов в тотально колеблющемся противостоянии мировых сообществ. И — враждующих финансово-биржевых кланов. Въяве торжествующих победу бодлеровских цветов непогрешимого Зла.

«Никогда никто, столь известный, как он, не подавал повода к таким ложным суждениям!» Ю. Мейр-Грефе о Делакруа

Примечание:

[1] И.П. Эккерман (секретарь Гёте). «Разговоры с Гёте». М.—Л., 1934.

#эженделакруа #художник #живопись #полутона #теория #цвет #романтизм

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 8
    7
    205

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • vpetrov

    Ориенталистские его сюжеты люблю очень. Этнографично. Колониально. Верещагин, в этом смысле, с ним перекликался замечательно.

  • Arhitector

    Как говорил один человек (подмигивающий смайлик) - в живописи я не разбираюсь, но картины смотреть люблю (с). Имя художника не было мне знакомо, хотя, отыскав и окинув быстрым взглядом пару десятков его картин понял, что когда-то на них останавливал внимание. Открыв его биографию в антипатриотической "википедии" выяснил, что название статьи Игоря хотя и громкое, просящееся даже на какую-нибудь глянцевую обложку, но действительности скорее всего мало соотвествующее: формальный отец - Шарль Делакруа (политдеятель, один из министров иностр. дел); фактический отец, вероятнее - Шарль Талейран (всесильный наполеоновский министр иностр. дел). И лишь некоторые слухи приписывали отцовство Наполеону.

    В статье Игоря хотелось бы прочесть и хотя бы пару строк о биографии "сорванца", который, по воспоминаниям А. Дюма, "к трём годам уже вешался, горел и травился" - т.е. в ней много интересных и показательных штрихов. Что незаслуженно упущено автором. Ничего не сказано ни о его первой картине "Ладья Данте" (1822 г.), ни о работах над фресками, ни о его полугодовой поездке в Африку, где он сделал сотни эскизов, во многом настроившим его художественную кисть... Но за обзор всё равно спасибо.

    Картины выглядят, почти все... довольно мрачноватыми, как будто каждая из них рисовалась на фоне потемневшего неба накануне грозы. Навевает что-то тяжеловатое, хотя нарисованы замечательно.

    Также, хотел спросить - может в следующий раз можно найти для статьи какого-нибудь внебрачного сына Менделеева, или Вавилова, или купца Морозова? Надо же, хотя бы временами, глаз обращать и на отечества сынов незаконнорожденных.

    А то, панимаэшь, в зомбоящике - немцы, французы и американцы, на альтерлите - они же.. Прямо 1812 год какой-то (задумчивый смайлик).

  • chey_tuflya

    С большим интересом прочитал.

    Делакруа помню только по школе с его картиной "какая-то баба на каких-то баррикадах". И еще одну помню, что-то с труднопроизносимым названием "что-то про Сарданапала".

    В моих кумирах не числился. Но я и не искусствовед. Для меня, как для обывателя, все кто знает каким концом держат пюпитр к палитре - уже художник.

    Спасибо.

  • alibabaiff

    Спасибо, прочитал. И даже вспомнил свою художественно-оформительскую молодость. 

    Однажды, в рабочее время, заместо процесса изготовления наглядной агитации, по просьбе комсомольского секретаря завода я изобразил на листе ватмана его портрет акварелью. Деятель был сильно нерусский и для чего ему понадобилась собственная мордень такого размера упорно не отвечал. 

    В технике импрессионизма я накладывал зелёные тени на красный нос в свету, фиолетовые на жёлтую кожу в тени. Портрет получился яркий, красочный, как постер индийского фильма. Заказчик был в ахуе. Он ушел, держа шедевр трясущимися руками. Через час вручил мне две бутылки водки, как-то сумев пронести их через проходную завода. В тот миг я чувствовал себя Рафаэлем. Вот что значит - волшебная сила искусства!

  • igor_funt
  • alibabaiff
  • bastet_66

    Имя Делакруа вызвало в памяти картину «Свобода, ведущая народ». Большое впечатление она произвела на меня в свое время. Глядя на нее, получаешь огромный заряд энергии. Полезная, местами витиеватая статья, наполнена интересной информацией. Хотя я всегда с осторожностью отношусь ко всякого рода параллелям: между художниками и писателями, поэтами и композиторами. Но с тем, что творчество Делакруа – это Космос, который можно открывать и открывать, не поспоришь.