cp
Alterlit

Рецензия на фильм «Бэтмен» / The Batman

#новые_критики #бэтмен #паттинсон #кравиц #неонуар #готэм #эмо_тёмный_рыцарь

год: 2022
режиссёр: Мэтт Ривз
в ролях: Роберт Паттинсон, Зои Кравиц, Пол Дано, Джеффри Райт, Джон Туртурро, Питер Сарсгаард, Энди Серкис, Колин Фаррелл

 

Привет зрителям!

Как-то раз, на просьбу охарактеризовать свой вклад в науку, сэр Исаак Ньютон скромно ответил: «я стоял на плечах гигантов». И если в области теоретической физики формулирование всего лишь одной новой теории является достаточным основанием для того, чтобы считать себя достойным своих предшественников, то в области искусства автору приходится непременно посрамлять их достижения.

«Бэтмен» это не только серия фантастически успешных комиксов и громадная машина мерчандайзинга, но ещё и одна из самых именитых франшиз за всю историю существования Голливуда. Концепция Бэтмена эволюционировала десятилетиями, принимая вид то откровенно самоироничного детского сериала, то арены столкновения концентрированных психозов и фетишей, то весьма реалистичной криминальной драмы, то прекрасно снятого социально комментария. И каждый раз режиссёрское кресло занимали люди, достойные места в числе лучших профессионалов своего времени. И хотя Мэтт Ривз стоял на плечах Бёртона и Нолана, вышло так, что новый «Бэтмен» получился весьма своеобразным, но явно не гениальным. Позвольте рассказать вам, почему.

Сюжет фильма начинается традиционно для «перезагрузочной» картины — все 60 с лишним лет истории вселенной DC, включая картины Нолана и кроссоверы с Суперменом, а также нападением инопланетян на Готэм одним махом перечёркнуты и забыты. Брюс Уэйн по версии Ривза — мрачный, депрессивный и необщительный 30-летний наследник миллиардного состояния, и в отличие от блестящего плейбоя в исполнении Бэйла, занимается борьбой с преступностью не по зову души, а в качестве своеобразной терапии. Брюс ведёт дневник, в котором подробно записывает сколько хулиганов он избил за прошлую неделю и какие эмоции он при этом испытывал. Удивительно, что этот дневник он не показывает психиатру, хотя, возможно, этот мощнейший сюжетный ход авторы приберегают для сиквела. Также в журнал Брюс записывает умные и крайне свежие мысли в стиле «Готэм тонет во лжи и разврате, но кто, кроме меня, может спасти его?» или «я герой, который нужен этому городу, почему же меня никто не любит?» Тут я сразу вспомнил гениальное прочтение образа Бэтмена от «Южного Парка» и понял, что фильм будет смешной. Как говорится, найдите десять различий: 

Кстати, проживает Брюс не в стандартном особняке за чертой города, где так удобно прятать секретную базу супергероя, а в сверхготическом пентхаусе на 125-м этаже небоскрёба Уэйна, а его Бэт-пещера находится в подвале этого же здания. Тут, уже на 15-й минуте фильма, я в первый раз схватился за голову. Мало того, что супергерой, по сути занимающийся уголовно наказуемым самоуправством в промышленных масштабах, после тяжёлого рабочего дня запросто подъезжает на мотоцикле к двери гаража в самом центре мегаполиса, и заруливает туда прямо в резиновом костюме и плаще (какие свидетели, какие видеокамеры, о чём вы?), так ещё строители умудрились встроить в существующий и реально работающий бизнес-центр экспресс-лифт из пентхауса в подвал, и никто из тысяч работников и арендаторов ничего не заметил. Я так и представляю себе разговор двух рабочих в пятницу в баре: «Джонни, я тут подумал, а зачем Брюсу Уэйну тайное убежище под его бизнес-центром, с замаскированной гаражной дверью, автономным генератором, суперкомпьютером и поворотным кругом для бронированного авто? Да ещё и летучие мыши постоянно гадили на голову во время работы. Может он Бэтмен? — Да нет, дружище, бред какой-то. — Пожалуй ты прав, давай-ка ещё по пиву!»

Ну а пока Брюс страдает и рефлексирует, над Готэмом в очередной раз сгущаются тучи — некий психопат по кличке Загадочник начинает похищать политиков и высокопоставленных чиновников, убивать их и оставлять на теле послания Бэтмену с хитрыми головоломками. Тут нельзя не похвалить американцев — о них можно говорить что угодно, но оптимизма им не занимать. Вот, скажем, ты коррумпированный мэр города, который берёт взятки, причём не у кого-то, а у мафии, абьюзит рюсских проституток from Estonia, ворует сотни миллионов из бюджета — ну правда, зачем тебе охрана? Ведь к тебе точно никто никогда не придёт мстить, а если всё-таки случайно придёт, то на твоём доме висит скромная табличка «Частная собственность. Вход запрещён» — кто посмеет нарушить священное право? Только вот на беду мэра психопаты наотрез отказываются соблюдать общественный договор, так что Загадочник преспокойно залезает в дом через окно, забивает мэра как собаку, отрезает ему палец и рисует на стене чёрную кошку. Ну ладно, предположим первый раз маньяку повезло, но учитывая тот факт, что Загадочник публично обозначил свою цель — убить всех коррумпированных политиков, полное равнодушие к своей судьбе остальной элиты Готэма, которая после смерти мэра так и не завела себе телохранителей, просто поражает.

Ну а Бэтмен, получив послание Загадочника, решает начать оперативно-розыскные мероприятия, с целью чего заваливается в мафиозный клуб и немедленно начинает избивать охрану — так ведь гораздо легче незаметно подобраться к боссу и спокойно поговорить. В конце концов, отправив в больницу полторы дюжины секьюрити, наш герой добивается аудиенции у Пингвина, который в данной инкарнации «Бэтмена» не разу не мутант-психопат, а просто мелкий мафиози. Получив немного бесполезной информации, Бэтмен уже готовится отчалить, как вдруг видит на местной официантке/проститутке очень характерные сапоги, замеченные им на фотографии убиенного мэра. Немедленно выясняется, что данная девушка лёгкого поведения — никто иная как Женщина-кошка, и наш герой начинает следить за ней, в надежде, что мамзель выведет его на след преступников. Женщину-кошку, кстати, тоже не сильно волнуют вопросы безопасности — выследить её до дома — раз плюнуть, а переодевается она исключительно в ярко освещённой комнате без занавесок, очевидно, чтобы дать врагам возможность оценить, как ловко она натягивает кожаную униформу на полупрозрачные трусики. Бэтмен следит за ней, потом они немного дерутся, мирятся, целуются и в итоге Кошка раскрывает Бэтмену страшную тайну — оказывается, недавно убитый мэр был коррумпирован — то есть, Брюс узнаёт ровно то же самое, о чём ему открытым текстом писал Загадочник.

Тут сделаем паузу и заметим, что к этому моменту фильм уже отъел добрый час хронометража, а на экране не произошло ровным счётом ничего. Ну а далее по сюжету вышеописанный цикл повторяется несколько раз — Загадочник убивает очередного коррупционера, посылает Бэтмену головоломку, а тот всё рефлексирует и томно вздыхает. До конца интригу сего высокоинтеллектуального произведения раскрывать не буду, но не могу не отметить несколько наиболее весёлых моментов. К примеру, оказывается, что американские взяточники лояльнее советских партизан — даже под угрозой неминуемой мучительной смерти они не сдают своих партнёров по опасному бизнесу, вот она, кальвинистская этика. 

Также поражает полная оторванность главного героя от реальности — когда верный слуга Альфред подступается к хозяину с челобитной, мол, батюшка, примите наконец бухгалтеров и займитесь делами компании, а то прогорим ведь скоро, Брюс голосом утомлённого байронического демона произносит чисто аристократическую фразу о том, что деньги ему не интересны — а на что же он в случае банкротства компании будет покупать свои хай-тек игрушки? Если в трилогии Нолана Луций Фокс специально воровал у компании средства, чтобы Брюс мог продолжать их тайно тратить на свои мышиные дела, что было вполне логично, то в данном случае про материально-техническое обеспечение героя просто забыли. Впрочем, и упакован нынешний Бэтмен куда скромнее — не БТР, не конвертоплана ему не досталось, хорошо хоть маску с ушами выдали.

Ну и, разумеется, просто шикарно обставлен момент вербовки Загадочником банды для совершения теракта. Запостил дурак в маске на ютюбе видео в стиле «ребята, завтра в семь вечера будет серия взрывов, а потом берём винтовки и айда охотиться на политиков, сбор на 3-й улице Строителей, дом 25» — и всё сложилось, не копы, не спецслужбы никак на такое не среагировали. Видимо сценаристы совсем не следят за новостями из родной Америки — там недавно был анекдотический случай, когда ФБР накрыла банду повстанцев, готовившую похищение губернатора штата Мичиган. Так на суде выяснилось, что 40% банды, включая её лидера, сами были агентами ФБР под прикрытием или информаторами, но в Готэме, очевидно, вопросы безопасности поставлены на самотёк. Опять же, если у вышеупомянутого Нолана организация Бэйна была отлично подготовленными религиозными фанатиками, без раздумий готовыми умереть за правое дело, что объясняет их успехи, то у Ривза полгорода разносит горстка набранных по объявлениям придурков. Словом, как уже догадался проницательный читатель, с логикой сценарий фильма не дружит. После такого не стоит даже упоминать, что Бэтмен, который по сути обязан быть скрытным, всё время топает как слон или, падая со 120-го этажа, слегка планирует мордой об автобус, но не разбивается — ей-богу, даже в глубоко цирковой дилогии Бёртона физика была реализована лучше.

После прочтения вышеперечисленного может сложиться впечатление, что фильм абсолютно провальный, но тем не менее, Мэтт Ривз совершает чудо и умудряется компенсировать проблемы сюжета замечательным стилем. Новый «Бэтмен» это не только очередная, столь характерная для DC Comics «перезагрузка» серии, но и попытка переосмыслить её сущность, выразив классические идеи через призму стильного неонуара. Авторам удаётся успешно воссоздать практически неуловимую атмосферу 90-х, Готэм всё столь же сер, мрачен, полон боли и ужаса, на фоне звучит наиболее депрессивные композиции группы «Nirvana», желтоватые фильтры и крайне скупое освещения напоминают о раннем творчестве Финчера, а бесконечный дождь воскрешает эстетику «Таксиста» Скорсезе. Ещё со времён великолепного вампирского нуара «Впусти меня» Мэтт Ривз по праву считается мастером жути и безысходности и следует признать, что и в «Бэтмене» он не зарыл свои таланты в землю.

Актёры сыграли настолько хорошо, насколько это позволил им сценарий. После «Довода» Роберт Паттинсон доказал свою способность играть серьёзные драматические роли, и тут он также показал себя с лучшей стороны. Паттинсон прекрасно выполнил поставленную режиссёром сверхзадачу — создал оригинальный образ эмо-Бэтмена для девочек-подростков, и хотя можно поднимать вопрос об уместности такой интерпретации, зрителю понравилось и в итоге фильм принёс продюсерам более 600 миллионов. На Зои Кравиц в различных вариантах латекса приятно смотреть, так что можно смело утверждать, что сработала она отлично. Полу Дано вообще всегда отлично удавались образы психов, Колин Фарелл блистает в роли Пингвина, да и такие ветераны как Джон Туртурро, Джеффри Райт и Энди Сёркис не потеряли лица. 

Итог: отличный фильм для тех, кто никогда не смотрел «Бэтменов» и умеет отключать мозг во время просмотра. Интересно, свежо, но фантастически глупо, и, ясное дело, не достигает уровня именитых предшественников.

  • 33
    16
    173

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • alteruser
    Alterlit Developer 25.04 в 20:15

    Большинство недостатков, перечисленных автором, разбиваются о скрепы Готэма =)

  • alteruser
    Alterlit Developer 25.04 в 20:25

    Александр Костин "этот город прогнил до основания" - оправдывает любой косяк сценариста (ИМХО)

  • alteruser
    Alterlit Developer 25.04 в 20:27

    Александр Костин , но фильм я посмотрел. С первого просмотра недостатки бросались в глаза, но лично мне не разъедали психику) А за обзор спасибо!

  • Psychoscum

    Alterlit Developer ИМО, даже припадочный Пингвин,  аутист Нигма и его дурочка-секретарша из сериала "Готэм" были куда более правдоподобными.  Но фильм, разумеется, не о том.

  • alexeygagach

    Обзор прочёл с удовольствием. А смотреть, разумеется, не буду. 

    Недавно посмотрел российский сериал "Топи" , был приятно удивлён. Автор не хочет рецензию забацать? 

  • plusha
    plusha 25.04 в 22:27

    Союз писателей России до конца, да посмотрела, Топи, и тоже после рецензии здесь, была, точно! Затрудняюсь автора назвать....

    Но сначала я перепутала, про Шершни подумала. Они мне очень прямо понравились, но там только первый сезон, и это не наше кино.

  • alexeygagach

    plusha нашёл по поисковику аж две рецензии. 

  • plusha
    plusha 25.04 в 22:44

    Союз писателей России надо же, здорово. А мне никогда ничего не удавалось найти поисковиком.

  • Konstantinking
    Konstantinking 25.04 в 22:22

    "через призму стильного неонуара". не смотрели новый фильм гильермо дель торо? он снят тоже в жанре нуара. разница, думаю, будет ощутимая) имхо

  • bastet_66
    bastet_66 26.04 в 07:44

    Я думаю, пока публика позволяет зарабатывать на образе Бэтмена, подобные фильмы будут сниматься. Если взялся за это дело известный режиссер, сняв пару-тройку более-менее засветившихся актеров, зрители все проглотят, лишь потом ощутив послевкусие разочарования. Но это будет потом. Автор умеет разжечь интерес к объекту рецензии. Придется посмотреть, чтобы согласиться или поспорить.

  • udaff