«НАЦБЕСТ» ВСЁ?

#новые_критики #новая_критика #нацбест_всё #толстов #кузьменков

Еще один сгорел на работе. Намедни ответственный секретарь «Нацбеста» Владислав Толстов объявил о клинической смерти премии: «Не будет Короткого списка, не будет финальной церемонии».

Жизнью нацбестиария я заинтересовался лет десять назад – и с тех пор добросовестно отслеживал перипетии тараканьих бегов. Как я выжил, как я спасся?.. Хотя вру, конечно. Забавно было наблюдать, как членистоногие вылазят из-под плинтуса и наперегонки спешат к кормушке. Крылышкуя золотописьмом, ага.

Так вот, вполне компетентно заявляю: все эти годы за «Нацбестом» неотступно следовал пятиногий пелевинский пес по кличке… хм. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое: 3,14… ну, вы в курсе.

На моей памяти «Нацбест» ложился в гроб трижды, но всякий раз на помощь прибывала реанимационная бригада с дефибриллятором и ампулой адреналина. Наиболее трагическая ситуация сложилась в 2015-м: оргкомитет не мог найти спонсоров, а хозяин «Лимбуса» Константин Тублин наотрез отказался поддержать свое беспутное чадушко. Тогдашний ответсек Вадим Левенталь навзрыд исполнил по этому поводу плач Ярославны: «Тревога и неуверенность в завтрашнем дне – грустные тренды текущего момента». Помирать, так с музыкой: поминки по новопреставленному устроили пышные – с водкой, греческим салатом и креветками в соусе (подробности из журнала «Шум»), да лох не мамонт, не вымрет…

Но к меценатам невзначай прилетела птица мудрости aka жареный петух: сначала ковид, потом сами-знаете-что. В прошлом году кошелек нацбестиария в одночасье отощал с миллиона до 600 тысяч, а в нынешнем денежное содержание главного приза упало до 400 тысяч. Да и тех, видать, не наскребли. Замечу: кроме 400 тысяч лауреатских, требовались утешительные премии финалистам, по полтиннику каждая. Логика оргкомитета безупречна: нет шорт-листа – нет затрат. Словом, как ни болел, а все помер…

Можно поработать Капитаном Очевидность? – кончина более чем закономерна.

Отец-основатель премии Виктор Топоров с широчайшей распальцовкой заявлял: «”Нацбест” осуществляет систематический дренаж литературного болота»; «Премия доказала свою надежность в качестве литературного компаса». Под компасом, как водится, обнаружился топор – уж простите невольный каламбур.

Заместитель главреда «Знамени» Наталья Иванова высказалась об отечественных литпремиях с негуманной честностью: «способ дать денежку хорошему человеку». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный. И «Нацбест» не минула чаша сия, несмотря на все топоровские, левентальские и толстовские мантры.

В 2013-м на нацбестовской сцене разыгрался самый натуральный, на зависть Ионеско и Пинтеру, театр абсурда. Большое жюри выявило бесспорного лидера – роман Максима Кантора «Красный свет»: 10 баллов. Малое жюри назначило лауреатом Фигля-Мигля, он же Екатерина Чеботарева, даром что ее опус «Волки и медведи» числился аутсайдером шорт-листа: пять баллов. Та-ак, начинаем интересоваться вводными. Кто печатал фиглевскую фэнтезийную фигню? – «Лимбус». А кто номинировал? – коммерческий директор «Лимбуса» Виктор Кузнецов, на сайте премии для приличия названный издателем.

Что не ясно?

В 2015-м имел быть беспрецедентный триумф: роман Сергея Носова «Фигурные скобки» при голосовании Большого жюри набрал неслыханное количество баллов – 19. Типичный питерский артхаус: завитки вокруг пустоты и намеки тонкие на то, чего не ведает никто. При полном отсутствии идеи: конгресс фокусников, раздвоение личности и кража капустных котлет упрямо не желали складываться в единое целое. Член БЖ Сергей Коровин писал: «Автор умудрился рассказать нам историю, где ровным счетом ничего не происходит, а мы с большим интересом проглатываем что-то даже менее питательное, чем воздух… Так, получается, обманул? Нет, просто фокус показал». Иные оценки были исключены: очередное изделие «Лимбуса», номинированное главным редактором «Лимбуса» Павлом Крусановым – писателем, застенчиво сообщил сайт «Нацбеста».

Вопросы есть?

Да, о номинаторах, раз уж к слову пришлось. Доброхоты «НБ» считали прозрачность номинаций несомненным достоинством – тут, мол, нет букеровской анонимности, что открывает возможности для нечистой игры: нашкодил и в тень. Теоретически все верно. А практически – с точностью до наоборот. Ну, номинировал Колобродов в 2013-м абузяровский «Мутабор», бесконвойную графоманию, где порхает неизвестный орнитологам зеленый какаду, дубы растут за полярным кругом, а подлежащее в трагическом разладе со сказуемым: «проходная выпускало». И что? – объявили Колобродову строгий выговор с занесением? Назначили административный штраф? Печатать перестали?

В какой-то момент «Нацбест» начал жить по принципу «В бой идут одни старики». Судить об этом можно по нынешнему лонг-листу. Прошу убедиться: Бренер с Пелевиным – по пять номинаций, Фетисов – две, Данилов – четыре, Орлов, Басинский да Синицкая с Некрасовой – по три, Рябов – шесть, Снегирев – восемь. А судьи кто? Ба-а, знакомые все лица: Топорова, Жучкова, Богословский, Одинокова, Погодина-Кузмина, Демидов, Кронидова… Сплошь и рядом – ветераны премиальных баталий. Бравы ребятушки. Гвардия.

Больше скажу: всякий сезон «Нацбеста» из тех, что на моей памяти, был атакой клонов. В 2018-м, например, клонировали Колобродова – номинатор, номинант и член жюри. А также Басинского, Шаргунова и Орлова – номинаторы и номинанты. В нынешнем сезоне Орлов вновь предстал в двух лицах – номинатор и номинант.

Братва, награждайте друг друга! Милая, уютная тусовка для своих. Но с претензией на вес и значимость. Как же: ведь надежный литературный компас.

Именно. Надежнее не бывает. Не стану говорить об искусстве детали, композиционных хитросплетениях или психологической достоверности – академиев нацбесы не проходили. Возьмем школу первой ступени – владение русским письменным. Так ведь и здесь лауреатов и финалистов поощрять следовало ну никак не деньгами, а учебником грамматики и толковым словарем. Примеров – как у дурака махорки, потому ограничусь двумя.

Александр Терехов, лауреат-2012, «Немцы»: «страдающе за префекта», «возненавиденного всеми», – и прочие самодельные причастия и деепричастия, сработанные долотом из занозистой чурки.

Кирилл Рябов, номинант-2022, «777»: «Ночнушка всколыхнулась, и я мельком увидел краешек ее вагины». Ночнушка с вагиной – такое, пожалуй, одному Магритту мерещилось. Да, и насчет краешка – у пациентки выпадение влагалища?

Впрочем, эта, по слову известной критикессы, дикопись никого не смущала. Когда «Нацбест» быть прикажет героем, у нас героем становится любой. Ибо сказал отец-основатель: «”Национальный бестселлер” призван выявлять художественные достоинства – буде такие хотя бы в латентной форме наличествуют». Латентные достоинства – это, простите, что такое? Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что. Но шли, искали и приносили – загляните в любую рецензию члена БЖ в любом сезоне. Было дело, зазывал Левенталь и меня в ареопаг, да я ответил цитатой из Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на седалищи губителей не седе».

Комизм в том, что опусы, назначенные бестселлерами, таковыми категорически не становились. За последние десять лет допечатывали и переиздавали четыре лаурированные книги: «Немцы», «Зимняя дорога», «F20» и «Петровы в гриппе». И не скажу, чтобы они были в топе продаж. Скажем, переиздание «F20» 2018 года на «Озоне» уценили с 923 рублей до 585. На «Лабиринте» наблюдаем ту же историю с «Петровыми»: книжка 2018 года продается за 694 рубля вместо 951. И еще одна значимая деталь: в случае «Немцев» и «Петровых» поводом к переизданию стала экранизация, отнюдь не ажиотажный спрос.

Если сливки таковы, что же молоко? А там не то что на бест – на мало-мальски сносный сейл рассчитывать не приходится. Носовские «Фигурные скобки» – тираж 2 000 без малейшей надежды на переиздание. Букшина «Свобода» – 4 000 при схожей перспективе. Пелевинский «Покров-17» – 3 000 и ровно то же безотрадное будущее.

Кстати, о Пелевине, который Александр. В прошлом сезоне все финалисты паралимпиады оказались равного неликвидного качества, поэтому главного нацбеса выбрали по принципу «на кого Бог пошлет». Как в старом анекдоте: аппендицит или гастрит? – бросили монетку и вырезали гланды. До сих пор такими дурацкими демаршами славился лишь покойный «Русский Букер». Я подумал тогда: неважная примета. И не ошибся.

И в самом деле, сколько можно устраивать лохотрон за чужой счет? Любому терпению есть предел, в том числе и спонсорскому.

«Нынешний сезон “Нацбеста” завершен, как сложится дальше, не знает никто. Но с надеждой и верой в будущее – до новых встреч», – объявил Толстов.

Будущее вполне можно прогнозировать с оглядкой на тот же «Русский Букер». После непродолжительной гражданской панихиды тело не предадут земле, не надейтесь. Толстов какое-то время постоит с протянутой рукой у гроба, а потом труп сгниет и будет благополучно забыт.

Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить: ведь лох и впрямь не мамонт.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 35
    12
    1043

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Konstantinking

    "Дренаж литературного болота" Шта? То есть всё, что получило премию - это литература? Бред сивой кобылы. Кстати, почему начиная с 2020 года премию присуждали без жюри? Хотя если посмотреть прошлые составы жюри, то особых восторгов оно не вызовет. Шнуров, юдашкин, собчак, канделаки, чехова, шелест... Бузовой нет, непростительная оплошность. Весь российский бомонд собрали.

  • horikava_yasukiti

    Рискну предположить, что по мере завершения формирования новой идеологии (которой нет, хе-хе), будет сформирована и новая конъюнктура, и инфраструктура (в т. ч. и всякие-разные "премии") эту самую конъюнктуру обслуживающая. Ибо искусство (особенно коммерческое) есть мощный инструмент пропаганды (литературы это тоже касается), в буржуазном обществе, отвлекающий трудящихся от классовой борьбы.

  • horikava_yasukiti

    Культурный Шизофреник, большинство молодых, таки да, к литературе равнодушны. Но я всё чаще стал с удивлением обнаруживать 18-22-летних, ссылающихся, то на Горького, то на Толстого. Что меня лично радует.

  • ampir

    Господин Хорикава Ясукити если таких много, то меня тоже радует... ах, если бы.... может не всё потеряно)

  • horikava_yasukiti

    Культурный Шизофреник, я, конечно, статистическим учётом не занимался. Просто по личным наблюдениям сужу. Стал видеть таких ребят чаще, чем лет десять назад.

  • genetyk73

    Всё утопить (с)

  • alex_kuzmenkov
  • hlm

    Обсуждение прекращения существования НБ начинает утомлять не меньше его существования.

  • Arhitector

    Александр, тут как бэ... Инесса Ципоркина Вас чуть опередила с этой темой, и практически всё сказала. Да и остальные сказали, что думают по этому поводу. Давайте, может, про реактор? про любимый лунный трактор?

    А может быть, следует начать пробовать на зуб другие литературные премии, коих в России дох... донельзя много развелось? Может, таким образом - поедИм все тухлые болотца, оставив жить только достойные?

    Предлагаю - начать с "Премии Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации". Или, например, с "Государственной Премии Российской Федерации в области литературы и искусства".

    Как, крепкИ зубы-то - вот ЭТИ орешки пощёлкать?

    ..

  • alex_kuzmenkov

    Arhitektor, прежде чем пальцы гнуть, учите матчасть: https://webkamerton.ru/2019/03/svezhiy-kavaler