bitov8080 prosto_chitatel 21.04.22 в 16:09

В гости к мумиям

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина проходит выставка с названием, мимо которого невозможно пройти. Это «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия».

Вся экспозиция выглядит, как посвящение двум темам. Во-первых, это рассказ о том, как древние египтяне понимали смерть и загробный мир, и как воплощали свои представления в повседневной жизни. Для этого бережно, с огромным уважением и любовью к экспонатам, которое чувствуется пока ходишь по залам, специалистами музея были отобраны артефакты, многие из которых никогда до этого не поднимались из хранилищ.

Второе направление — это результаты большого междициплинарного исследования египетских мумий, в котором принимали участие НИЦ «Курчатовский институт», ученые, антропологи, врачи и даже криминалисты. Если когда-то давно способ изучения мумий был один — их разворачивали, сейчас ученые кроме рентгена использовали МРТ, КТ, генетическую экспертизу и, в завершении работы, технологию 3-D моделирования, что позволило восстановить внешний облик людей, которые находились внутри саркофагов.

Оказалось, внутри царила сплошная путаница и неразбериха — там, где саркофаг был обозначен, как принадлежащий мужчине, лежала женщина, там где женщина — мужчина, а часть мумий животных и детей оказалась подделкой ушлых дельцов еще из 19-го века, когда интерес европейских ученых и публики к ритуалам захоронений в Египте достиг пика. То есть, часть мумий просто была набита тряпками и смолой.
Помимо прочего, ученым удалось восстановить внешность двух человек. Этому посвящен последний зал выставки, но интереснее начать с него, потому что здесь представлена целая инсталляция. Возле двух саркофагов расположены большие экраны, на которых мы видим, как сначала из буквально песка времени собирается скелет, обрастает плотью и превращается в живого человека. 
Вот такая женщина была внутри мужского саркофага:

У египтян о бытие человека было представление, как об очень длительном, буквально в тысячи и даже миллионы лет, существовании, где жизнь земная занимает совсем небольшой отрезок. Смерть же была как бы переходом из одного промежутка существования в другое. Земная жизнь переходила в жизнь загробную, где покойный встречался с умершими родственниками и богами, живущими в загробном мире, и продолжал жить там. 

Главный бог загробного мира это Осирис. У египтян много божеств, но Осирис является одним из девяти важнейших богов. Эту девятку называют «эннеада» , изначально она возникла в городе Гелиополе, который был главнейшим теологическим центром древнего Египта. Гелиопольская эннеада была древнейшей системой, объяснявшей происхождение богов и происхождение вселенной и человека.

На фото вверху изображения Осириса. Это обычно человек, нижняя часть которого, туловище и ноги, забинтована, как у мумии, на голове корона с перьями по бокам.

Осирис был рожден богиней неба Нут и богом земли Гебом, у которых были и другие старшие дети, в том числе брат Осириса Сет и сестры Нефтида и Исида. Если Осирис был красивым, статным, сильным и добрым юношей, то Сет родился и вырос уродливым и завистливым человеком. Когда дети божеств подросли, достойных их величия девушек не нашлось, и они женились на сестрах, Сет на Нефтиде, а Осирис на Исиде. Нефтида была очень доверчива и простодушна, а вот Исида умна и приметлива. Она сразу заметила, что брат Сет испытывает совсем не братские чувства к Осирису, и хотела предостеречь мужа, но однажды Сет приготовил пышное торжество, на которое пригласил своего брата. Нужно сказать, что египтяне готовились к переходу в иной мир задолго до смерти, поэтому, когда Сет показал роскошный, богато украшенный саркофаг, стоящий в зале, где шла шумная пирушка, и пригласил всех желающих лечь внутрь и примерить на себя это ложе, никто не удивился. Это было вполне в порядке вещей, тем более, было обещано подарить саркофаг тому, кому он окажется впору. Хитрость состояла в том, что саркофаг был изготовлен заранее по меркам, снятым с Осириса. И когда тот улегся внутрь, идеально подошел именно ему. Тогда Сет со своими приспешниками захлопнули крышку гроба, навалились сверху, запечатали замками и печатями и бросили в Нил. Саркофаг утонул, но через какое-то время поднялся со дна и поплыл по реке, где на берегу его выловила безутешная Исида. Узнав об этом, Сет примчался туда и в ярости разрубил тело Осириса на куски, которые раскидал по разным частям Египта. 

Исида снова отправилась на поиски, и в каждом городе, где находила часть усопшего мужа, совершала похоронные обряды. Собрав все части тела, Исида соединила их, и тело Осириса мумифицировали. Так по сути, Осирис вообще и есть первая мумия Египта, и так объясняется сам процесс мумифицирования — пройти через обряд, приняв облик бога и заново родиться уже по ту сторону земной жизни. 

По преданию, где-то в процессе, Исиде ненадолго удалось оживить мужа, и они зачали сына, которого назвали Хор. Хор был слабым болезненным младенцем, которого лечила Исида, она же наставляла его быть сильным, чтобы отомстить за своего отца. Когда Хор вырос, он вызвал Сета на поединок, где тот выбил Хору глаз. Глаз Хора стал одним из важнейших амулетов для египтян, он защищает от недобрых, завистливых людей, от болезней и несчастий.

Тем временем, битва Хора и Сета продолжалась, и сын Осириса таки одержал победу над своим коварным дядей, а Исида смочила выбитый глаз молоком газелей, и он ожил. Тогда Хор решил отдать глаз своему отцу (в некоторых источниках он дает его проглотить отцу), и вот мумифицированный Осирис оживает. Но оживший Осирис жить на земле среди людей не захотел, а ушел по ту сторону бытия и стал богом загробного мира, где ожидал встречи с душами каждого умершего человека. На фреске как раз можно увидеть сцену, где Анубис сопровождает умершего и подводит его к трону, на котором восседает Осирис.

Ученые считают, что мумификации люди научились изначально у самой природы. Они стали замечать, что горячий песок и беспощадное солнце иссушают ткани умерших животных, проходит время, но они остаются сохранными, а шакалы, которые выгрызают и поедают внутренности, тем самым как бы помогают сохранить телесную оболочку. Так же стали действовать и люди, мумифицируя усопших. Все внутренности вынимались и помещались в специальные сосуды. Вот такие сосуды представлены ниже на фото.

Вынимались все внутренности, кроме сердца. Сердце в теле оставлялось потому, что в представлении египтян, с помощью этого органа человек мыслил и будет мыслить и в загробном мире. А так же потому, что сопровождаемый Анубисом в царство мертвых, прежде, чем попасть туда, должен был пройти процедуру «взвешивания сердца» на больших весах богини правды, справедливости и миропорядка, Маат. Маат изображается, как сидящая женщина с пером на голове. Это перо клалось на весы с одной стороны, а с другой лежало сердце. Если человек умирал с легким сердцем, без грехов, проведя праведную жизнь, путь в загробный мир был ему открыт. Если же сердце было отягощено злом и перевешивало перо, демоница или богиня наказания за грехи, Аммут, сжирала человеческое сердце, и вот тогда человек умирал как бы насовсем и переставал существовать.

Перед взвешиванием положено было давать и так называемую «клятву отрицания». Для того, чтобы не исчезнуть насовсем и попасть в загробную жизнь, человек у трона Осириса должен был обратиться к потусторонним богам и сказать, что он: — не убивал, — не насиловал, — не обижал сирот, нищих, нуждающихся, слабых, женщин, — не завладевал чужим имуществом, — не сквернословил, то есть был хорошим человеком. 

Все участвующие в погребении, готовились к нему как к особенному, сакральному действу, где у каждого была своя роль — представлять собою определенное божество, с чьей помощью простой обычный человек по итогу воплотится в самого Осириса. Для того, чтобы переродившийся человек в загробном мире ни в чем не испытывал нужды, к нему клали разные предметы, в том числе фигурки «помогателей». Ниже на фотографии такие фигурки разных цветов стоят вверху на полке. Сначала их было немного, позже стали складывать 365 по количеству дней в году плюс несколько надсмотрщиков. Считалось, что в другой жизни помогатели буду работать за своего хозяина, а тот будет отдыхать и наслаждаться.

Для ритуала погребения обязательно нанимались плакальщицы. Это были целые профессиональные коллективы специальных женщин, в чью задачу входило как можно качественнее оплакивать усопшего, по ходу действия перечисляя все его добродетели и хорошие поступки. Однако, все это было для египтян того времени не чем-то пугающим и мрачным. Ведь даже книга Мертвых, состоящая из заклинаний для перехода в мир иной, в древности называлась «Речение выхода в свет дня».

Еще одной важной процедурой погребения была церемония омовения и отверзания уст и очей, которая проводилась специальной палочкой. Мумию в саркофаге ставили вертикально (считалось, что горизонтально пребывают только спящие или мертвые) и палочкой, которая в точности повторяла форму ножа у повитух, перерезавших пуповину новорожденному, открывали мумии глаза и рот. То есть такой ритуал перехода и рождения человека в мир богов и его предков. На фото ниже — палочка для церемонии и фреска с изображением плакальщиц у саркофага с мумией и человека с такой палочкой, идущего за ними.

Для того, чтобы человек наверняка прошел процедуру взвешивания сердца, к нему часто клали различные амулеты. Ниже представлены эти фигурки, в том числе сильнейший оберег - жук скарабей, который катит солнце. 

Вот такие красивые ложечки для масла:

Изначально мумифицировали и торжественно, пышно погребали, конечно, только царей и фараонов, а так же членов их семей. Позднее приближенных, военачальников, писцов, больших чиновников, в итоге мумифицировать стали и простых людей, у которых, само собой, были какие-то средства. С течением времени менялись и изображения лиц умерших на саркофагах. Посмотрите, если сначала перед нами классическое египетское изображение лица, то с завоеванием Египта Римом (незадолго до рождения Христа) изображения меняются.

Ниже перед нами знаменитые фаюмские портреты по названию провинции Египта, где их впервые обнаружили. Это на самом деле люди, которые жили две тысячи лет назад. Портреты нужны были для того, чтобы при погребении помещать их в районе головы, это была как бы уже готовая часть условного раннего саркофага, и художник рисовал их не для того, чтоб какой-то гипотетический зритель пришел на них посмотреть. И заказчик и исполнитель понимали, что это изображение для уже умершего человека в его загробном мире. Наверное, поэтому здесь нет украшательств, специальной пышности или искажения черт лица в угоду красоте. Все такие, какими они были на самом деле. И такие, какими, как они верили, останутся по ту сторону бытия в своей загробной жизни.

А здесь представлены мумии животных, их тоже, оказывается, делали в Древнем Египте. Делали даже, если приглядитесь, мумии любимой ящерки, крокодильчика, сокола и котенка. Которому, как выяснилось при изучении передовыми технологиями, в возрасте трех месяцев кто-то свернул шею. 

Ниже мумия младенца, в которой нет никакого младенца, а есть тряпки и смола, и фото поддельного самого раннего саркофага, в котором лежит не поддельный человек. Проделки, как я уже писала выше, ушлых египетских дельцов века девятнадцатого. Важно было толкнуть не просто мумию в бинтах, а желательно мумию в красивом похоронном «сундуке».

Это настоящий саркофаг с нарисованными на нем сценами сопровождения умершего в лодке в потусторонний мир

А здесь прекрасно сохранившиеся модели погребальных лодок с гребцами, саркофагом и статуями, в которых умершего должны были перевозить с восточного берега реки Нил на западный. Так как солнце, то есть, жизнь, рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, то царство мертвых по представлениям древних египтян находилось на западной стороне реки. 

 

Эти модели воспроизводят небольшие весельные судна, которые на самом деле передвигались по Нилу и перевозили саркофаги с мумиями, статуями и дарами, 16-17 века до н. э.

Саркофаг «в разрезе» в поднятой крышкой и мумией в середине

Кстати, а как вы думаете, куда египтяне помещали мозг человека, собрав все внутренности в красивые сосуды и оставив сердце внутри тела?

Первому угадавшему без поисковиков переведу тысячу лит на счет :)

Друзья, и спасибо, что посмотрели и почитали этот выпуск.  Всегда ваш, p_ch

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 36
    16
    289

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • hlm

    Замечательно, просто замечательно.

    Умеет автор увлекательно рассказать.

    А вот эта репродукция висела у меня на даче у бабушки, что оказало большое влияние на мои вкусы, хе-хе

  • bitov8080

    Аля К. красавчик, дааа

    Благодарю

  • vpetrov

    Аля К. А у меня "Ночь на Босфоре" Айвазовского. Но в Констнантинополь я так так и не собрался. Побрезговал им в форме Стамбула.

  • capp

    Мозг? Кому он нужен, мозг этот? 

    Тут при жизни-то без него прекрасно обходишься, а уж после смерти...

  • bitov8080
  • Karl

    Восхитительно просто в Музее изобразительных искусств  Пушкина был на вставк е картин когда учился в институте, а это вообще ооочень интересная буду читать. Спасибо за обзор!

  • bitov8080
  • sotona

    Очень облик наш культурный 

    Поднял жрец мумиатюрный,

    Тот, что три тысячелетья разлагаться не хотел.

    Но от гнева цепенея, 

    Встал он, точно Галатея:

    «Я — служитель, жрец левее, так, что топайте отсель.»


    Или, как сказала Хатхор Анубису после посещения Эрмитажа: "Небогато, зато чистенько".

  • bastet_66

     

     

     

    Тема очень интересная и захватывающая. Эх, если бы у всех детей была возможность посмотреть подобную выставку, они бы историю Древнего мира знали на зубок. Особенно впечатлили современные возможности воссоздать облик человека, находящегося внутри саркофага. Экскурс в историю немного утомил, но сам рассказ о выставке понравился.