vasyukhin Влад Васюхин 30.03.22 в 08:00

Из жизни примадонны

#новые_критики #театральный_обзор #театрвахтангова #терренсмакнелли #мастер_класс #мариякаллас #людмиламаксакова #олегмакаров #сергейяшин

Производственные пьесы 60-80 годов прошлого века называют феноменом советской драматургии. Говорят, нигде в мире подобного не сочиняли. Эти драмы отличала документальная достоверность. Они затрагивали, насколько позволяла цензура и самоцензура, как экономические, так и политические, социальные и нравственные проблемы. Только вот художественная сторона зачастую «оставляла желать» — характеры действующих лиц оказывались прописаны плохо, плакатно, их диалоги напоминали статьи из партийных газет и научных журналов или технические инструкции.

К тому же, советские сочинители не догадывались, что героями пьес про человека и его дело могут быть не только сталевары, шахтеры, свинарки и пастухи, но и, скажем, оперные певицы. Ведь что такое пьеса «Мастер-класс» американца Терренса Макнелли, о которой мы поговорим сегодня, как не производственная драма?

В этом сезоне сразу два топовых столичных храма Мельпомены — Театр им. Вахтангова и Театр Наций — объявили о желании поставить «Мастер-класс». На днях вахтанговцы уже сыграли премьеру. 

«Мастер-класс», Театр им. Вахтангова

Место действия этой истории — Нью-Йорк, Джульярд-скул, одно из самых престижных в мире музыки учебных заведений. Время действия — начало 70-х. Главная героиня — легендарная примадонна Мария Каллас.

На тот момент великая певица несколько лет как потеряла и божественный голос, и неземную любовь, долго жила затворницей, но тут вдруг решила то ли для поправки финансового положения, то ли от одиночества дать несколько уроков молодым коллегам. И все зрители по задумке драматурга — свидетели её мастер-класса. Четвертой стены нет. Выйдя на сцену, Каллас обращается не столько к ученикам, сколько к публике: «Не надо аплодисментов, вы — не в театре».

Макнелли написал эту пьесу в 1995 году, когда Каллас уже 18 лет как не было на свете, она умерла (согласно другой версии, её отравили) рано — в 53 года. Руки у автора оказались развязаны.

Драматург Терренс Макнелли (1938-2020)

Маститый драматург понимал: широкой аудитории будут мало интересны откровения и ноу-хау пусть даже мегапопулярной, культовой, обожаемой артистки о природе творчества, о том, чем обладатель хорошего голоса отличается от великого певца, и почему, если вы исполняете «Макбета» Верди, надо прежде обязательно полистать Шекспира. И он вложил в уста Каллас трогательные воспоминания о детстве, о первых шагах к покорению оперного Олимпа, сделанных в оккупированных немцами Афинах, о последовавших после триумфах и провалах, но самое главное — о её любовных историях. И в первую очередь, о бурных отношениях с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом. 

Можно ли вообразить, чтобы во время мастер-класса реальная Мария Каллас сообщила вдруг собравшимся, что Онассис когда-то заставил сделать её аборт и какой у него детородный орган? Нет, конечно. Чушь. Но ведь именно эти интимные подробности, пусть даже выдуманные, и душевные терзания, и dolce vita, и сплетни о коллегах, и есть самое интересное для большей части зрителей (точнее, зрительниц, которые и составляют целевую аудиторию подобной мелодрамы и никогда ничего такого не переживавших).

И уж точно не ради мастер-класса в репетиционном зале пришла основная зрительская масса. Ей, несведущей, что на Бродвее, что на Арбате, скучно смотреть и слушать как звезда третирует трех студентов, обсуждая их внешний вид активнее, чем вокальные данные, и вдалбливая нехитрые прописи: мол, надо работать, засучив рукава, мол, зритель для артиста — враг и его придётся победить и завоевать. И уж тем более что-то там про трактовку образа... 

В спектакле Вахтанговского театра оригинальный текст с его «учеными разговорами» решили дополнить фрагментами писем и мемуаров. И вдобавок ввели нового персонажа по имени Незнакомец (Олег Макаров), которому отдали и эти добавки (с одной стороны, придающие действию интимности и горечи, а с другой, тормозящие его), и часть реплик Каллас. 

Впрочем, у исполнительницы главной роли и без того много слов. И стоит признать: 81-летняя Людмила Максакова блестяще справляется с материалом, демонстрируя и память, и форму, и кураж. Её игра — вызов неумолимому времени и своеобразный мастер-класс.

Несмотря на кажущуюся простоту, пьеса Макнелли — твердый орешек для постановщика. Кроме непоющей, однако много говорящей Каллас, в ней заняты три студента и концертмейстер. И вот им приходится не только петь или музицировать, но и проявлять талант драматических актеров. И порой именно они, второстепенные персонажи оказывались слабым звеном: режиссеры предпочитали брать хороших оперных вокалистов и при этом посредственных актеров. Так, к примеру, было в 1999 году, когда «Мастер-класс» впервые поставили в России с Татьяной Васильевой в главной роли.

В данном случае Сергей Яшин решил показать синтетические способности молодых вахтанговцев. Мария Волкова, Евгения Ивашова и Алексей Петров довольно убедительны в партиях сопрано и тенора. 

Ветеран режиссерского цеха Яшин поставил крепкий, хоть и довольно традиционный спектакль, а потому будет интересно, чем ответит в Театре Наций молодой Дмитрий Сердюк. Пока известно, что Каллас в его спектакле сыграет Сати Спивакова, и что, начав репетировать, команда решила... написать на этом материале новую пьесу. И что там останется от Макнелли, если останется, большой вопрос.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 12
    10
    397

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • vpetrov

    Существование чернявой гречанки было оправдано её дивным голосом. Драматическая ценность  поворотов  её жизни, как кажется, несколько... переоценена. Каллас надо бы просто  слушать. Хоть бы и в "консервах". .. Смотрть же на Максакову можно и вживую но... на любителя.

  • sgb

    Прекрасный обзор. 

    Однако возмущает "паразитирование на классике" , - "... команда решила... написать на этом материале новую пьесу. И что там останется от Макнелли, если останется, большой вопрос"

    Выглядит это так : бездарные блогеры создали коллектив, назвали его Лев Николаевич Толстой и поставили спектакль "Анна КАРЕНИНА" , благо, что поколение зуммеров при подготовке к ЕГЭ первоисточники не читает и драть можно тексты откуда угодно , даже не меняя ижицы с ятью.

  • Karl

    Слыхал про прьемеру сию в Вахтанговском, огорчился что взяли заграничное....Не ужели наши не способны родить новую пьесу..!!!

  • hlm

    Тем инетереснее будет пусть и не отдельным текстом, но получить комментарий на вторую постановку.

  • bastet_66

    Да, сегодня трудно отыскать что-то необычное среди пьес. Тем дороже работы режиссера, который из сложного материала решается сделать достойный и доступный для разного зрителя спектакль. Мне показалось, что автор статьи настороженно отнесся к решению режиссера. Нынче непросто хоть чем-нибудь удивить, остается поражать виртуозным умением свободно трактовать классику.