OlegIvanov OlegIvanov 15.03.22 в 09:01

Артем Серебряков «Фистула»: Горе от ума, или не пришей к звезде рукав

Издательство: Городец, 2021 г.

 

Юноша приезжает к сестре. У сестры муж-депутат и маленький сын. Компания совершает поездку в театр, потом экскурсию на завод мужа. Далее вялая ссора брата и сестры. И отъезд молодого человека. Вот и все, что происходит в этом романе. Не так и много.

Сподвиг нас к написанию рецензии тот возмутительный и отчасти удивительный факт, что автор несмотря на то, что ужасно ленив, весьма талантлив. И не только талантлив, а еще и очень умен. И не просто умен — но даже еще и хитер. И все эти три — по отдельности полезных — свойства, объединяясь, создают то, что получилось, то есть неприличный жест в сторону любителей психоделической прозы. Я очень сомневаюсь, что Гомбрович был умен. Я не верю, что Роб-Грийе был хитер. Гомбрович был, может быть, хитер да не умен. А Роб-Грийе был умен да простачок. А Раймон Руссель был и вовсе чистой воды имбецил. Поэтому они умудрились создать правильные, свободные произведения. Чем же мешают Серебрякову его ум и хитрость? Вот он начинает писать, его прет, все вибрирует вокруг, радость переполняет мозг, энергия — тело, и тут бы писать и писать себе дальше, как пишется, но у него вдруг включается ум, и ему люто-бешено хочется вставить что-то умное в текст (пофиг что это умное рубит к чертям логику таланта, который гораздо умнее Серебрякова — но это ум иного рода), например, разные цитаты из поэтов, философов, которые, конечно, в психоделической прозе смотрятся как рукав на звезде. У Филиппенко это бы сошло. Но ведь Серебряков метит выше. А потом он очень умно решает воткнуть толстыми намеками сюжеты из греческих мифов — что уже 30 лет назад считалось моветоном, и нас мастер в литинституте за это сильно ругал и бил. И вот здесь, когда текст уже на стадии загнивания находится — в дело вступает хитрость. Хитрость шепчет Серебрякову: Артемка, а ведь наша книжка будет лежать в папке «мои документы» и дальше нее не уйдет, слишком уж она заморочено-психоделическая (с мифами-то ты переборщил!), нужно срочно что-то придумать. И я придумала. А давай, котенок, воткнем туда ну, эти, модные тренды, да побольше. Побольше. Чтобы актуально было. Чтобы все поняли, что ты очень актуальный писатель. Актуальность это наш с тобой путь в премиальные списки. Ну я не знаю, говорит Артем, мне так-то эта актуальность вообще по барабану. Да и тем более — вдруг оно сегодня актуально, а завтра уже не актуально будет? А я опять придумала — мы воткнем ее постиронично, чтобы никому непонятно было на какой ты стороне, стебешься или искренне переживаешь. Если ветер переменится влево — говори, что на левой стороне. А если вправо — что на правой. И вдохновенный шепотком хитрости, юноша принялся кропотливо собирать все, что было трендового за последние годы — скул буллинг, фэмили харрасмент, энимал вайленс, и напоследок разгон демонстраций очень-очень плохими силовиками. Вот теперь у меня все получится! Образы персонажей он сделал нарочито карикатурными, картонными, чтобы на всякий случай всегда можно было откреститься — а я стебался. Речь персонажей тоже оставляет желать лучшего. Ватная, деланная, искусственная (но это не специально, он просто не умеет).

К сожалению, в объеме актуального автор хватил лишку — оный составляет 90% от всего романа. То есть внутри любимой нашей чистой психоделии у него как глисты живут всякие буллинги и силовики, заглушая языковой талант (хотя это тоже понятие, выданное нами с большой натяжкой. Такие выражения как «ехидный запах», уверен, повеселили бы А. К.), разрушая жанр.

Повторюсь. Книжка в результате разваливается на отдельные нитки и это было бы типа круто и авангардно, если бы большая часть линий не состояла из криво прописанного харрасмента, коему место в дешевых газетных публикациях, или у бывшего журналиста Филиппенко, но уж точно не в психоделической литературе. Сращение жанров получилось неорганичным. Даже не жанров, а совершенно разных мышлений. Будто в Серебрякове живут несколько людей. И один сочиняет тонкую психоделику, замечательно создавая образы слоистых засасывающих пространств. А другой бьет первого по голове и поверх его эзотерических текстов лепит кривые агитки про бедных-несчастных сестер Хачатурян и вообще про все, что пишут в интернетах (воспринимая эту политику инфантильно, без малейшей критики). Туда ли ты зашел, лисенок? Если туда — то прежде всего нужно развивать вкус. Хотя, безусловно, это стратегия коммерчески провальная. И я не уверен, что Серебряков хотел бы понравиться мне. В своем кругу, с ультраактуальной Букшой и прочими сотоварищами — ему радостно и перспективно. Но что-то мне грустно от такой перспективы. И хочется просто нахрен послать всех и повеситься. За психоделику обидно. Это моя, моя страна. Мое тайное убежище. И мне невыносимо видеть, как Серебряков тащит туда свою любимую желтую прессу. Ведь будут повторять. Скажут: ему можно, значит и нам можно мешать горячее с круглым, а белое с громким. Осквернения и профанации умножатся.

Вот такие мысли у меня от твоей книжки, Артем. Езжай на природу! Не бери планшет и смартфон. Без книг. Копай картошку, ни о чем не думай. Через два года другими глазами взглянешь на свое творчество. И жизнь наладится. Дети народятся. Деньги рекой польются. Благодать спустится.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 14
    10
    172

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Arhitector

    Прежде всего что бросилось в глаза, так это обложка книги. Интересно, кто её оформлял. Авторская разработка? Дело в том, что... как бы это корректнее выразиться, такой рисунок может означать... наличие некоторых...тараканов в голове, и тараканов довольно крупных, профессионалы вам больше расскажут. Или, напротив, такой рисунок специально нарисовали довольно здоровые люди ?:) И почему книга называется "Фистула", кто-нибудь скажет ?? :)

    Не могу я читать подобные книги, слишком легки, слишком густой борщ из миллионов лёгких бессодержательных фраз (выцарапал пару страниц в Паутине) вокруг довольно простой истории. Подумаешь, "любовь к сестре". Тоже мне диковинка. Откройте вон любую родословную любого царского дома, или любого маленького посёлка в тайге или джунглях Амазонки.

    Взрослеть нужно автору, взрослеть.

    Переходить на более серьёзные темы.

    Тем более чувствуется - может (задумчивый смайлик).

  • DariaTutDariaTam

    Arhitektor а к кому должна быть любовь, чтобы вас удивить?

  • Arhitector

    DariaTutDariaTam Спасибо за вопрос, Дарья. Ответ - "к людям".

  • horikava_yasukiti

    "И хочется просто нахрен послать всех и повеситься." - зачем же повеситься? Лучше повесить.

  • Arhitector

    А я всё-таки нашёл доступный текст и всеми силами тужился прочесть несколько страниц. Посему - несколько личных впечатлений об этих водоворотах лёгких букв. https://www.litmir.me/br/?b=705321&p=3

    1. На мой вкус и цвет, текст перенасыщен всякими нетривиальными сравнениями-прилагательными, из-за чего создаётся впечатление, что текст писался именно для вычурности, а не для содержания и событий, происходящих в нём. Если по-другому - тот случай, когда за декорациями не видно актёров. "Приехал поезд и с акульей жадностью принялся одного за другим проглатывать эти тела"; "я стоял теперь на платформе один, как ошибка, клякса, портящая бесчеловечное утреннее спокойствие"; "Это было... здание, помнившее времена... – такой давности, которую обычно невозможно представить настоящей жизнью, а только плакодермовым предком жизни"; "На всём множестве секунд от прикосновения к рюкзаку и плащу до выхода из шейного позвонка поезда меня не покидало..." И всё это только - с одной страницы. ...

    2. Автор, захлёбываясь в своих новоизобретённых фантасмагорических сравнениях-прилагательных порой вообще теряет связь со смыслом употребляемых слов. "Плакодермовый предок жизни". Простите, но ржал аки коняка. "Плакодермы" - это древние рыбы, отдельные представители которых живут и сейчас. Так что "предками жизни" они никак быть не могут [дальше следует непереводимая игра нецензурных разноязычных слов].

    3. Как назвать, интересно, то...состояние личности, когда текст льётся бурным потоком, но накачен лишь какими-то личными эмоциями по поводу самых мелких деталей без всякого особого содержания? Надо проконсультирваться. Может быть, не зря такая обложка.

    Всё, читать это не могу. Ссылкой поделюсь со знакомым опытным работником соответствующего медучреждения, ему будет, думаю, интересно. :)

  • hlm

    У нас что, на книжком рынке нет книг кроме издательства Шубиной и Левенталя? Почему большинство обзоров на них? 

    я, как читатель от этого уже устала. Не к Вам лично вопрос, уважаемый автор, просто крик в пустоту.

  • bastet_66

    А меня заставили вернуться в начало рецензии слова «Сподвиг нас к написанию рецензии...» Почему «нас», автор вроде бы один? Или это из серии «Мы, Николай Второй»? Прочитала несколько страниц книги, дальше не смогла. В этом с автором статьи совершенно согласна. Разжевывание, смакование слов, длинные описания, когда уже нить развития действия теряешь. Начало получилось вялотекущее, не захватывающее. Впрочем, и рецензия не сильно бьющая или скорбящая.