ruukr ruukr 13.03.22 в 07:51

Как тебя не любить

«Як тебе не любити, Києве мiй…?»

Слова из песни, впечатанные в подсознание с детского возраста. В этом году Киеву исполняется 1530 лет – довольно внушительная дата для истории города. Казалось, совсем недавно встречали его полуторатысячелетие, и я собрал коллекцию из 65 значков, посвящённых круглой дате. Незаметно мелькнуло 30 лет, хотя для такого города эти три десятка, пожалуй, ничто по сравнению с таким багажом. С каждым годом, навещая его, замечаю разительные изменения в его жизни и судьбах горожан.

За месяц до наступления майских праздников озаботился поиском билетов. Куда же поехать? Родной Киев – город каштанов! К тому же есть повод – юбилей папы. Точнее, он родился в январе 1941 года, но всем детдомовцам в метриках написали «дата рождения 9 мая».

Через сайт www.rzd.ru купил билеты на фирменный поезд Москва-Сумы до станции Зерново. Обратный билет из Киева  покупал на сайте укрзализницы, так как российский собрат сообщал, что все билеты распроданы. На украинской стороне я так и не смог выбрать в качестве интерфейса русскую версию, хотя сайт был трёхязычным.

Впервые украинские проводники проверяют паспорта. В этом году правительство страны приняло закон об именных билетах. Видимо, как способ борьбы со спекулянтами или «коммерсантами», как теперь принято говорить.

Плацкартный вагон заполнен до отказа. На моей верхней боковой полке сосед разместил смородиновый куст, моё сиденье оккупировал товарищ из Средней Азии. Лишь после настойчивого повторения просьбы я смог занять законную позицию. В связи с экономией электричества системами охлаждения выступают сегодня природные источники (форточки). Через тридцать минут движения в вагоне становится довольно комфортно.

Несмотря на то что поглощён чтением кругосветного путешествия, звуки и запахи вагонной жизни доносятся до меня. Ещё бы, ведь пассажир не может быть сторонним наблюдателем, он активный участник дорожного процесса и должен ощущать себя зажатым скудостью кубометража, испытывать нужду из-за одного работающего санузла на 55 человек (даже в казарме положен один умывальник на пятнадцать солдат), пассивно вдыхать запах сопревшей ковровой дорожки и принимать на себя случайные удары проходящих пассажиров. Нас с детства к этому приучили и мы должны отработать амортизационный ресурс советского прошлого. Кому не нравится – летайте самолётами современных авиакомпаний. Билет до Киева соизмерим по цене перелёта в Гонконг альянса Qatar airways.

Постепенно привыкаешь и к условиям. Лишь на редких остановках выходишь подышать чистым воздухом, размять мышцы, да полюбоваться изменившимся пейзажем. Вот до боли знакомая станция Сухиничи. В 2010 году, спасая лёгкие от пожаров, мы приехали на выходные дни на электричках в этот городок, в разгар праздника – Дня города. Гостиницу мы так и не нашли, от просмотра концерта отказались, так как местное население, разогреваемое алкоголем, было явно недружелюбно к заезжим и не скрывало это как в выражениях, так и во взглядах. Ну а когда мы ожидали поезд на вокзале, меня в течение нескольких часов провоцировали на дуэль, из-за нежелания пить пиво по случаю Дня Сухиничей.

Сегодня станция также бурлит. Горячие окорочка, пиво, мягкие игрушки – мешки пыли (продавцы спят на них между поездами). Над головами пикируют майские жуки, на Украине их называют «хрущи».

Спокойно проходим Брянскую таможню, через полтора часа украинская сторона проверяет наши вещи и документы, оставляя штампы в паспортах и въездных эмиграционных карточках. Из вагона выходит треть пассажиров, из которых большинство проделало путь в 515 километров и приехало на станцию Зёрново, чтобы ближайшим поездом вернуться в притягательную Москву. Здесь на полутёмном перроне они сбиваются в группы и обсуждают что-то неизвестное нам. А хрущи продолжают пикировать, слетаясь к редким фонарным столбам.

Станция Зёрново является железнодорожными воротами в приграничный городок Средина Буда. В 2000-м году я добирался в Киев на электричках (проезд был бесплатным), но участок Суземка – Зёрново – Хутор-Михайловский (22км) пришлось пробежать по шпалам. В то время меня лишь окликнули «Хто біжить?», на что я ответил «свои», и побежал дальше.

Сегодня мы решили остановиться здесь на короткий ночлег, и наслаждаясь тёплой южной ночью, пошли к нашим родным. Такой низкий небосклон с обилием звезд можно увидеть лишь на лекции в планетарии. Здесь же эта красота повсеместно, главное не упасть в расщелину асфальта (фонари погашены, тротуары не предусмотрены, а в некоторых местах и асфальт тоже). Но это не беда, мы почти дома. Тётя Тоня и дядя Володя радушно встречают нас и, несмотря на позднюю ночь, пьём чай, отказываясь от ночного ужина или уже завтрака. Есть на Украине такая добрая, душевная традиция: накормить и приютить гостя, в какое бы время он ни прибыл.

Два с половиной часа на сон и спешные сборы в дорогу. Правда, наша дочь из-за переживаний так и не заснула, и каждые 20-30 минут интересовалась, не пора ли вставать.

– Слава, что вы будете на завтрак? – спрашивает тётя Тоня,– подогреть вам голубцов?

– Что вы, спасибо, мы ещё не успели проголодаться. Чая выпьём и в путь. – Может быть вам творожку домашнего, по паре бутербродов?

Перед таким соблазном не устоять. Второй завтрак мы получаем в дорогу. Украинцы – хлебосольная нация. Здесь не принято приходить в гости с пустыми руками, а также и гостя не отпускают без «подарка».

– Берите, дорога длинная, а в поезде буфета нет. Ещё возьмите гривен на билет.

– Спасибо, у нас есть деньги.

– Но, где же вы их поменяете?

–Ну а банковские карточки у вас принимаются или банкомат имеется?

– Не смеши, Славик…

Наслаждаясь запахами, красками и звуками деревенского утра (хотя город в 17 000 жителей язык с трудом поворачивается назвать деревней), проходя мимо покосившихся от времени домов, окна которых сравнялись с землёй, мы за десять минут дошли до красивого, выделяющегося современностью здания вокзала. Но кроме фасада, всё остальное остановилось лет тридцать назад. В последнее время привокзальная площадь лишалась своих булыжников, которые, по слухам, заинтересовали мэра и теперь служат ему на его участке.

За 100 гривен (360 руб.) купили три билета на скоростную электричку Зёрново-Киев-Фастов (расстояние 300 км, в пути 5 часов) в вагон первого класса.

Вагон обычного советского формата, внутри которого поставили мягкие кресла и столики. На окнах бордовые занавески, на полу грязная коричневая дорожка. На стенах когда-то крепились телевизоры и видеомагнитофоны, о чём свидетельствуют пустующие полочки. Туалет в соседнем вагоне и он не закрывается. Когда же поезд тронулся, мы ощутили себя в гигантской консервной банке, в которой было и холодно и шумно до такой степени, что услышать друг друга или объявления через репродуктор невозможно, а чтобы согреться, надели на себя все имеющиеся вещи. Сервисные неудобства вагона компенсировались открывающимися из окна видами цветущих садов и зеленеющих полей, чистотой и порядком. С приближением к Киеву температура воздуха в салоне повышалась, и мы постепенно сняли с себя все теплые вещи и к концу пути уже изнывали от жары.

На привокзальной площади, миновав оккупированные торговцами тротуары, оказались на конечной остановке троллейбуса №14, в ожидании которого купил ваучер пополнения баланса сим-карты МТС Украины. Наиболее популярным считается оператор Київстар, недорогой, но менее качественной связью обеспечивает оператор LIFE.

 Невольно понаблюдали за привокзальной жизнью. Несмотря на знойный полдень, она бурлила. Таксисты, грузчики, туристы, дачники, продавцы – все смешалось в этой круговерти. Довольно мало милиции, нет рентгеновских установок и околотников. Киевское такси довольно доступное и дешевле российского, но мы не торопимся. Вскоре подошел и наш жёлтенький троллейбус львовского производства. На движении общественного транспорта заметны отголоски прошедшего почти год назад европейского мундиале. Появились остановки со временем прибытия автобуса (троллейбуса). На всех маршрутах надписи дублируются на английском языке. Вход и выход через все двери, а также нет ступенек, и есть места для инвалидных кресел (детских колясок). Опять же нет турникетов при входе. Как в старые добрые времена работают кондукторы-контролёры, которые продают билеты (полторы гривны за проезд). В салоне установлены три компостера тоже из советского времени. Но кондиционер не предусмотрен, также нет голосового уведомления об остановках. По городу бегает множество жёлтых маршрутных такси «Богдан» украинского производства (проезд 2 гривны).

Ехать по центру города сплошное удовольствие. Нет ни пробок, ни плотного трафика движения. Из окон наблюдаешь за распустившимися белыми и розовыми каштанами – символом города и гордостью киевлян. Всевозможные кофейни молчаливо зазывают нечастых пешеходов. Куда же все подевались? И лишь на подъезде к бульвару Леси Украинки обращаешь внимание на ряды припаркованных иномарок и плотный поток пешеходов на тротуарах. Горожане направляются в Национальный ботанический сад Украины, который расположен на Печерске (центральный район Киева). И действительно, за одну остановку до конечной наш 14-й маршрут останавливается, и большинство пассажиров покидают салон. Суживает движение ещё и проходящий у дворца ветеранов концерт, посвящённый Дню Победы. На сцене ветераны войны и труда поют песни. Многие из артистов и зрителей одеты в вышиванки с прикреплёнными на них георгиевскими ленточками. Также у девушек на головах венки из искусственных цветов. Это, пожалуй, национальная особенность, которая набирает моду, как среди молодёжи, так и зрелого поколения. Второй особенностью, которая появилась у здешних мужчин в последние годы – это ношение облегчённых «нарядов»: трусы, майки, пляжные тапочки, хотя столицу Украины к пляжному городу не отнесёшь.

Встречи с родителями всегда волнительны. Поздравления, подарки, обмен новостями – и на пробежку в Ботанический сад. Вход в него стоит 20 гривен, можно купить абонемент, можно пройти бесплатно, если ты – спортсмен или служитель веры и направляешься в храм. На территории сада расположены Ионическая церковь и Выдубичский монастырь, а монахи принимают участие в выращивании сельскохозяйственных культур. В Киеве в это время несколько праздников: День Победы, Пасхальная неделя и цветение каштанов и сирени. Многие горожане устремились насладиться запахами и видами, открывающимися с холмистого правого берега Днепра. Мы с трудом пробрались сквозь плотный поток посетителей, оббегая их по газонам. Аромат сирени разносился повсюду, дополняясь запахами листопадных магнолий и древовидными пионами. В школьные годы классом любили ездить в этот сад, фотографироваться и гулять по его тенистым аллеям. Столько времени прошло, а он практически и не изменился. Лишь асфальт потрескался, да деревья подросли. Осенью можно набрать груш или абрикосов, которые буквально падают под ноги. Вокруг парка выстроилось множество малоэтажных домов и усадеб, но это веяние времени. Пробежка по малому кругу в 6 км входит в обязательную программу каждого посещения Киева.

Празднование дня рождения продолжили в кафе «Кафа», что в Шевченковском переулке (200 метров от Майдана Незалежности). На его летнюю веранду долетали слова песен военных лет. С этим кафе я знаком уже лет десять и, как мне кажется, здешнее кофе является одним из лучших, которые доводилось пробовать. Можно заказать обычный «американо», «эспрессо», «капучино», а можно выбрать сорт «блю маунтин» или «эфиопский иргачифе», приготовленных по технологии френч-пресс. Всего представлено 32 разновидности. Кофейничек самого дорогого кофе стоит 42 гривны. Интерьер, мебель и одежда официантов выполнены в африканском стиле. Нас восемь человек, но девушка запомнила наизусть пожелания каждого, что не могло не удивить.

В разговоре с отцом обсуждали стремление страны присоединиться к Евросоюзу и возможные последствия этого события. Действительно отмечаю поразительные изменения в её жизни чуть ли не с каждым приездом. Что это: перестройка в головах или веяние нового времени? Мы спорили о возможных катаклизмах и выгодах, которые могут возникнуть в случае евроинтеграции, поздравляли именинника с восьмым десятком, встречали 68-ю годовщину Великой Победы и наслаждались душевной теплотой весеннего вечера. Несколько омрачило праздничное настроение тот момент, когда внезапно обнаружилось, что в кафе отсутствует телефонная связь и неисправен платёжный терминал. Честно говоря, ещё ни разу здесь не удавалось расплатиться карточкой.

Не беда, я сходил на Майдан, где поменял необходимую сумму. Иногда при обмене требуют паспорт и могут отксерить его на память. Вторым нюансом испорченного настроения послужил счёт, в итоговую колонку которого внесли «сумму за обслуживание», что составило 18% от общей. Это конечно, не беда, но то, что было приплюсовано четыре порции сливок на 30 гривен, мне показалось излишней праздничной накруткой. «Вот тебе и Европа с Евросоюзом!» – сказал я папе, когда мы уходили, – «И дело не в социалистическом наследии, как ты считаешь… ведь девушки и ребята, обслуживающие нас, не были пионерами и комсомольцами, и думаю, что их родители, как и большинство голосовали за Незалежность, и сейчас, когда отсутствует возможность воспользоваться вертикальными лифтами, стремятся лишь к одному: к деньгам, кочуя из одного параллельного лифта в другой… Как бы ты не ругал советскую власть, но спустя двадцать два года мы используем её наследие, по своему ориентируясь на западные схемы. Я уже не говорю, смог ли бы ты в новой стране, работая инженером на заводе, получать квартиры, дачные участки, давать детям бесплатное образование…».

Может быть, это была и напрасная тема, но, наблюдая за чудовищным расслоением общества, за амбивалентностью сегодняшнего праздника Дня Победы и происходящей вокруг вакханалии, когда на улицах продаются оригинальные фашистские листовки времён оккупации (от 100 гривен за штуку), призывающие уничтожать партизан и поднимать промышленность Германии, молчать не хотелось.

Мы распрощались с семьёй брата и спустились в метро. Киевская подземка, пожалуй, одна из самых дешёвых в Европе. Проезд по синим пластмассовым жетонам стоимостью две гривны или магнитным проездным билетам. Имеется три линии: красная, синяя и зелёная. Перед Евро 2012 на все станции нанесли английский вариант, объявления дублируются на двух языках, каждой станции присвоен трёхзначный код, который встречается и на картах города. Множество указателей облегчают ориентировку, как для приезжих, так и для горожан. Поезда, правда, давно нуждаются в ремонте или хотя бы косметической покраске. Обилие рекламы лишь удручает пребывание в салоне. Интервал движения 3-6 минут (после 22:00 до 15 минут), довольно часто приходится чувствовать плечо соседа. До сих пор сохраняется торговля лейкопластырем, газетами и прочими ненужностями. Также в вагонах установлены рекламные телевизоры. Молодёжь охотно уступает место, как пожилым, так и детям. Практически возле каждой станции имеется карта окружающего квартала, а также нет объявлений, что «дежурный по эскалатору справок не даёт!».

Киев, день второй.

Утро начали с традиционной пробежки по Ботаническому саду. В семь утра лишь одинокие пенсионеры да дамы с собачками заполнили его цветущие аллеи. День сегодня обещает быть жарким. Вот уже две недели в Киеве не было дождей, и термометр подходил к тридцатиградусной отметке. Благо, что город, несмотря на продолжающуюся точечную застройку, остаётся самым зелёным. Его парки, скверы, пойма Днепра, близлежащие леса являются надежными лёгкими. Здесь до сих пор можно купаться в черте города, в том числе и в Днепре, а на Трухановом острове и пологом левобережье множество разнообразных пляжей: для детей, пенсионеров, спортсменов, семей, нудистов. Можно поставить палатку или пожить в летнем домике, половить рыбу или арендовать лодку.

Во время зарядки чуть не поддались соблазну заехать на пляж в Гидропарк, тем более, что из окон метро заметили, что купальный сезон уже открыт.

Ходить по городу одно удовольствие. Во-первых, из-за запахов. Во-вторых, из-за порядочности водителей, которые в большинстве своём соблюдают ПДД и останавливаются перед зеброй. В третьих, из-за того, что пешком больше замечаешь. Поэтому, позавтракав, пешком отправились к стальной конструкции Родины Мать, которая с 80-х годов ХХ века является городским символом, возвышаясь на сто метров на правом берегу Днепра. В её постаменте расположен музей Великой Отечественной войны, вход в музей 10 гривен, за 50 гривен можно подняться к обзорной площадке у ног, за 200 гривен попасть в лифте на площадку у левой руки. Последние лет двенадцать я никак не реализую свою мечту. То студент – суицидент, совершивший прыжок на почве неразделённых чувств, на четыре года закрыл её для посетителей, то технические работы не дают возможности. Из моих друзей, знакомых никто так и не был на этой высотке. Да и стоимость отпугивает многих. Банковские карточки к оплате здесь не принимают, обменных пунктов на территории мемориала нет, да и тётушки-кассиры говорят, что площадку только открыли и неизвестно, будут ли сегодня экскурсии туда или нет. Необходимо отметить, что за фото- и видеосъёмку в украинских музеях необходимо доплачивать, причём сумму в 3-5 раз больше входного билета. В некоторых местах снимать профессиональным фотоаппаратом запрещено. Не знаю, по каким критериям оценивают работники музеев уровень оборудования, и относится ли это правило к мобильным телефонам.

Полюбовавшись гигантской скульптурой со стороны, мы отправились гулять по мемориалу. Здесь много интересного. И весело раскрашенные танки с перекрещенным стволами орудий (на них любят залезать дети и молодожёны) и фонтаны, в которых сейчас освежается изнывающий от жары мужчина в шортах и майке, и громадная чаша Вечного огня, и доты с бронзовыми фигурами партизан, где постоянно играет одна и та же мелодия «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой, с фашисткой силой чёрною, с проклятою ордой…». От окружающей обстановки мурашки пробегают по коже.

Неподалёку выставка под открытым небом боевой техники военного времени (вход 3 гривны, фото 10) и музей войны в Афганистане (вход 10 гривен, посещение кабины пилота вертолёта МИ-24 – 5 гривен). Почти все надписи дублируются на английском языке, хотя сами кассирши и работники с последним не знакомы и пытаются медленным проговариванием русских слов донести до иностранца «системные» требования. Здесь же и «Спивоче поле». В эти дни на нём проходит выставка тюльпанов, а вечерами дают концерты.

Сфера общепита в городе расширяется год от года. Даже не думал, что в Киеве кофе станет таким популярным напитком. В советские времена с трудом, как говорили «по блату», можно было купить индийский (вьетнамский) растворимый кофейный напиток, или в магазин иногда завозили свежие не обжаренные зёрна, которые доводили «до кондиции» кто как мог. И лишь на Западной Украине, начиная со Львова, этот напиток занимал пальму первенства. Но сейчас Украина, как мне кажется, обогнала Италию. Кофе пьют везде. И какой угодно. В магазинах имеются кафетерии, в подземных переходах можно попробовать, как «три в одном», так и неплохую арабику, причём совсем недорого (от одной гривны за чашку). Из года в год набирает торговля кофе на колёсах. Множество пикапов, в которых установлены полноценные кофемашины предлагают от пяти до десяти видов кофе в бумажных (пластиковых) стаканчиках по цене от шести гривен за чашку. На выходе из некоторых станций метро можно насчитать до 5-8 автофургонов с кофе. Кроме кофе они практически ничем не торгуют. И вот с этими машинками мы столкнулись на подходе к Киево-Печерской Лавре.

Лавра также самое посещаемое место в Киеве. Я впервые оказался в ней в седьмом классе на школьной экскурсии и даже не знаю, что больше привлекло: многочисленные музеи с сокровищами или посещение таинственных пещер, в которых жили монахи и покоятся мумии святых отцов. Некоторые говорят, что в их стенах происходят чудеса исцеления. Не видел. Лишь единожды слышал истошный крик то ли больного, то ли прокаженного немолодого человека, от которого стало жутковато.

Вход в заповедник Лавры платный, составляет 50 гривен (фото 100, видео 275, но профессиональной техникой запрещено пользоваться, отдельно оплачиваются музеи), проход к пещерам и храмам бесплатный. В шортах, короткой юбке, а дамам в брюках и без платка на голове входить запрещено, чем пользуются множественные бизнесмены, торгующие китайскими платками прямо на улице. От них не отстают и законные собственники территории. Кроме платков последние предлагают выпечку, хлеб, шоколад, конфеты, воду, вино и прочее. Также на территории комплекса множественные столовые, кофейни, трапезные, в которых можно отведать еду по умеренным ценам. Такой торговли мы не встречали в Ватикане. Кроме традиционных свечей и икон, можно приобрести и ткани, одежду, сувениры, обувь, посуду, и это пользуется популярностью не только у туристов. Также на церковной доске объявлений заметили предложения о совершении туров по святым местам в Израиль, Италию, Чернобыль (там обнаружена чудо-икона, в посещение входит экскурсия на Чернобыльскую АЭС), Валаам, Печоры, Дивеево, Почаев.

Вообще украинцы довольно религиозны. Но христианство здесь какое-то своё, особое, в него «подмешаны» языческие обряды. Вера в сглаз, порчу, колдунов, приворот, гадание на кофейной гуще, восковой свече довольно распространены среди населения, и это не зависит от уровня образованности человека. В специализированной литературе описывается индуцированный этно-культуральный психоз южных областей под названием «пороблено» (в переводе с укр. – «сделано»). Я встречался с ним и на Киевщине и наблюдал горькие последствия совершаемых поступков.

На территории монастыря есть два святых источника, где можно бесплатно набрать холодной воды. Некоторые страждущие около трубы с водой проводили и обмывание себя чуть ли не до пояса. Жара или вера? От посещения пещер отказались из-за большущих очередей и необходимости покупать второй платок поверх брюк. Хотя, для тех, кто в первый раз в Лавре, это любознательно. Различают Ближние и Дальние пещеры, между которыми длинный белоснежный деревянный коридор. Электричество в них отсутствует, все посетители со свечами в руках, продолжительность самостоятельной экскурсии с остановками у ликов святых составляет 15-20 минут. В пещерах довольно прохладно, низко и узко, но чисто и местами уютно.

Поставили свечи в дальнем храме, прошлись между могил погоста, понаблюдали за мирскими событиями и с двойственными чувствами покинули утопающую в зелени и разноцветных платках Лавру.

Из Лавры через парк Славы направились к метро «Арсенальная». Заметил и здесь изменения. Монумент погибшим в годы второй мировой войны потеснил музей и памятник жертвам украинских Голодоморов (их было четыре). На входе фигуры истощенной голодом девочки-подростка и надпись: «помните о тех, кто погиб, и тех, кто не родился». В школьные годы мы этот исторический аспект не изучали, но обратил внимание, что средств на такую своеобразную память о событиях тех лет выделяется из государственной казны немало. Мне кажется, что количество репрессированных было не меньше, но этот аспект почему-то замалчивается. Подобные музеи встречаются в Прибалтике, но там смело выдвигается тема «оккупации». Думаю, что цели преследуются одни и те же – подальше оттолкнуться от советского прошлого.

У метро «Арсенальная» поискал вкусную кофейную в переходе, но увы, она исчезла, как и многие заведения общепита. Но доходное место пусто не бывает, и на её месте торгуют плюшками. В Сбербанке России, клиентом которого являемся, сняли украинскую наличность, комиссия составила 10 гривен, что является выгодней, чем менять рубли в обменном пункте.

В обязательную программу входила и прогулка по главной улице – Хрещатику, тем более, что благодаря Виктору Ющенко, она в выходные и праздничные дни отдаётся во власть пешеходам (его ещё хвалят, что за годы своего правления он увеличил пенсии в четыре раза, тогда как теперешний поднял их всего на 100 гривен). В разгар дня в центре города малолюдно, так как большинство горожан либо уехали, либо в парках. В места отдыха пустили дополнительные маршруты общественного транспорта. Мы ненадолго забежали сюда, лишь чтобы купить билеты на вечер в театр. В Интернете я так и не нашёл сайта, который бы предлагал билеты в интересующие меня театры, поэтому решили напрямую обратиться в кассы. По городу разбросано множество новеньких современных информационных киосков службы «123», которые должны продавать билеты «куда угодно», но они ещё не работают. Город живёт в ожидании предстоящих выборов в городскую Раду и «грозится» многотысячными демонстрациями, если выборы по решению Президента перенесут на три года. На конец мая запланирована многотысячная акция по этому поводу.

На Хрещатике в этом году высадили молоденькие деревца каштанов, второй год идёт реконструкция ЦУМа, восьмой год перестраивают соседствующий с ним главный гастроном. На тротуаре возле закрытого гастронома постоянно действующий пикет в поддержку Юлии Тимошенко. Единичные забастовщики требуют её освобождения. Также хронически «охраняют» от политических вандалов фигуру вождя мирового пролетариата в 200 метрах от гастронома, возвышающегося напротив Бессарабского рынка. Надпись с неё убрали, но зато скульптуру отнесли к наследию ЮНЕСКО. Посетив кассы русского драматического театра и главного театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко, остановили свой выбор на опере «Евгений Онегин».

Пообедав в сетевой вареничной «Катюша», интерьер которой выполнен в стиле квартир 80-х годов, а вместе с книгами, посудой и одеждой официантов усиливает проникновение в эпоху, мы отправились на Речной вокзал. Тридцатиградусная жара давала о себе знать. Привокзальная площадь находились в состоянии ремонта и частичного затопления. Вода в Днепре поднялась на два метра. Это впервые за сорок лет, что отразилось на низких строениях и набережной, пешеходная часть которой осталась под водой.

У пешеходного перехода загоревшие зазывалы приглашали на водную прогулку на речных круизах (довольно популярная профессия в стране, где зазывалы приглашают на автобусные маршруты, кафе, туры по городу). Кассы отсутствовали, как и билеты. Отдав по 50 гривен матросу при посадке на корабль «Десна», мы отправились в часовой круиз по Днепру под аккомпанемент песен Верки Сердючки.

– Почти, как восемь лет назад, Надя, помнишь, когда мы впервые с тобой катались по Днепру? Тогда тоже играла Сердючка.

– Да, Слава, помню… и кораблики те же бегали, только краски поменьше было на них и билеты стоили кажется всего двадцать гривен.

Со стороны водной глади Киев приятно рассматривать. Зеленеющие днепровские кручи, из которых выглядывают одинокие памятники да золочёные купола церквей Лавры. Левый берег – сплошные пляжи и рыбачьи угодья. Кое-где их существенно подтопило, и ивовые деревья стоят в воде. Но в целом не ощущаешь себя в центре мегаполиса. Лишь через мосты бегают синие вагончики метро, до снуют редкие машины по набережным. Тёмная вода несёт отдельные кусты, палки да редкие бутылки. Возле пешеходного (Труханова) моста появились развлечения: прыжки с тарзанки и поездка через Днепр на тросе (без сопровождения), что выглядит довольно зажигательно.

С Речного вокзала отправились на Подол. Как пел Владимир Высоцкий: «А без Подола наш Киев невозможен, как Святой Владимир без креста. Это же кусок Одессы, это новости для прессы и мемориальные места…». Ему и сейчас практически удалось избежать точечной застройки и сохранить вид столетней давности, если бы не реклама. Большинство домов затерялись в эпохе XIX века.

Перекусив чаем и пирожными в сетевом кафе «Віденьскі булочки», начали подъём по Андреевскому спуску. Эта маленькая кривая улица – Андріївский узвіз, вымощена булыжниками, по ней редко движутся авто и дамы на шпильках, является довольно колоритным местом. На всём её протяжении идёт бойкая торговля сувенирами, антиквариатом, картинами, вышиванками. Каждый дом имеет свою историю. В самом её начале имеется музей – «Музей одной улицы», где в стиле времён героев романа «Дни Турбиных» знакомишься с её домами и обитателями, как бы переносясь 100 лет назад.

Вот дом Ричарда, с остроконечной башенкой и выделяющейся готической архитектурой. По слухам, там обитают привидения. Однако – это лишь уловка хитрых кровельщиков, с которыми не окончательно рассчитался жадный хозяин-заказчик и в ветреную погоду кровля начинает издавать «особенные звуки». Вот дом-квартира писателя, перед входом в который вас встречает сидящий в кресле бронзовый Булгаков, как бы приглашая к себе в гости. Недостающие части обстановки окрашены в белый цвет, что придаёт потусторонний колорит. Вот Андреевская церковь, архитектором которой выступил итальянский мэтр Растрелли. И мастеру было угодно поставить эту красоту на жилом доме (говорят, что это единственное в своём роде сооружение). Мы улыбались местным сувенирам, пообщались с продавцом антиквариата о Киеве времён войны, который цитировал «Майн кампф» и рассказывал о нелюбви его автора к голубям, оставив свою визитку на случай, если мы вдруг решимся открывать свой музей и ушли на Десятинную улицу, очарованные Подолом, спуском и Киевом.

Десятинная является о

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 86

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют