Шпаликов, с любовью
В 1967 году 29-летний Геннадий Шпаликов снял свой дебютный фильм, назывался он «Долгая счастливая жизнь». Жизнь самого Шпаликова, поэта, сценариста, режиссера, оказалась недолгой, да и не очень-то счастливой. Кино он больше не снимал. Первая лента, хотя её и увенчали гран-при на фестивале авторского кино в итальянском Бергамо, оказалась и последней. Ему не позволяли больше кричать «Внимание, мотор!» Хотя чужие фильмы по его сценариям всё-таки выходили. Так Лариса Шепитько в 1971 году выпустила картину «Ты и я» с Визбором и Демидовой в главных ролях. Однако в целом дела обстояли неважно. Оттепель, символом которой стали фильмы по его сценариям — «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») и «Я шагаю по Москве», закончилась. Начинался застой.
Дарья Шпаликова, его дочь, написала: «Мне кажется, отца в последние годы никто не принимал всерьез. Известный сценарист, а одевается кое-как, машины нет, с женой развелся... Лежал в психушке, пьет. Пишет сценарии, которые никто не берет, новые стихи знают только его близкие друзья, а издатели публиковать не хотят. Странный, неустроенный, несчастный. Что-то рассказывает, пытаясь развеселить, а не смешно — скорее совсем-совсем грустно...»
Ещё одно свидетельство — его коллеги по драматургии Александра Володина: «Геннадий Шпаликов, писатель светлого молодого дара, в течение двух-трех лет постарел непонятно, страшно. Встретились в коридоре киностудии. Он кричал, кричал! — «Не хочу быть рабом!..» Он спивался. И вскоре повесился».
В первый день ноября 1974 года в доме творчества в писательском поселке Переделкино Шпаликов затянул на горле собственный шарф. Было ему 37 лет. Роковой для поэта возраст. В предсмертной записке объяснил: «Вовсе это не малодушие — не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас».
А за несколько месяцев до трагического шага написал стихи:
«Завещаю вам только дочку —
Больше нечего завещать».
А ещё в том же 74-м он закончил наконец киноповесть «Прыг-скок, обвалился потолок...» Писал долго, четыре года. Этот текст, как и несколько других его сценариев, ни при жизни, ни после смерти не стали фильмами. Но сейчас по ним в Москве ставят спектакли: в театре «Человек» вышел «Причал», в «Современнике» — «Девочка Надя, чего тебе надо?», и вот только что на малой сцене Театра Наций Марина Брусникина осуществила свою давнюю мечту, перенеся на подмостки «Прыг-скок...»
Прежде, чем рассказывать об этом спектакле, попробую ответить на вопрос: в чем же причина нынешнего подобного интереса к шпаликовским текстам?
Понятно, что никто не отменял пророческой пушкинской строки «У нас любить умеют только мертвых». Понятно, что за без малого 50 лет, минувшие с момента гибели Геннадия Федоровича, он постепенно обрел статус не только культового автора, классика-шестидесятника, но и трагического героя.
В 2003 году на доме №13 стр. 1 на 1-й Тверской-Ямской, где он прожил четыре года, открыли мемориальную доску. А в 2009 году у стен ВГИКа поставили скульптурную композицию троим выдающимся выпускникам, и бронзовый Шпаликов оказался в одной компании с Андреем Тарковским и Василием Шукшиным. Но именно в последние два-три года шпаликовское наследие активно возвращается к читателю/зрителю, а правильнее сказать, открывается ему.
Кажется, что ответ лежит на поверхности. Да, это талантливые тексты, искренние и исповедальные, в которых он проявил себя как поэт и обаятельный лирический хулиган. И при этом, как отмечала дружившая с ним Белла Ахмадулина, сценарии были для Шпаликова «подневольным» творчеством, поскольку в отличие от стихов все-таки ориентировались на продажу, на худсоветы, на цензуру, на публику.
Да, описываемые им люди и ситуации немного странны, внесистемны, неустроенны. Тем и привлекательны. Эти персонажи, как и их автор, обладают внутренней свободой, сильны своей слабостью.
Ну, и проще всего объяснить обращение к Шпаликову ностальгией и желанием рефлексировать над уже ставшим мифом советским прошлым.
Однако всё это не будет исчерпывающим ответом.
«Прыг-скок, обвалился потолок» поставлен Мариной Брусникиной, которую называют миссионером современной поэзии, прозы и драматургии, в её фирменной, легко узнаваемой манере полуигры-получитки. Знаю, что части зрителей подобный формат не нравится, их раздражает, когда текст используется как повод для диалога с залом, когда нет четвертой стены, когда фразы от третьего лица ощутимо тормозят действие. Актеры не только произносят положенные реплики, но и комментируют действия персонажей как бы со стороны, авторскими ремарками, благо их в этом киноромане много. Вероятно, исполнителям это даётся довольно непросто — прыгать туда-сюда, удерживать внимание публики. Но, к счастью, актеры талантливы.
В этой «цепи жизненных наблюдений», как называл свой сценарий сам Шпаликов, переплелись бытовуха с романтизмом, любовь с нелюбовью, оптимизм с безнадежностью.
«В тот день, ближе к вечеру, повалил снег. Был конец ноября, но дни стояли теплые, с дождями, все темнело от луж, а воздух был такой сырой, влажный, что начало зимы как бы само по себе откладывалось на неопределенные сроки. Но вот однажды, ближе к вечеру, стемнело вдруг и повалил снег.
День этот запомнился Ане Сидоркиной по многим обстоятельствам, но снег она непременно вспоминала, как он тогда повалил вечером. Большой снег».
Главных персонажа — три: мать (Дарья Калмыкова), отец (Артём Быстров) и их 11-летняя дочь Ксения (Александра Урсуляк), девочка и становится главной рассказчицей.
Простая советская семья, которую разрушит, а может, в итоге и укрепит нелепейший случай: муж, в принципе хороший, добрый и в меру пьющий работяга устроил дома скромную гулянку, явившаяся с работы жена вызвала милицию, а хозяин дома случайно немного побил мента. Год колонии. Дочка — в интернате. Когда до свободы останутся считанные недели, этот Юра Сидоркин самовольно отправится в Москву, поскольку должен купить дочке новогоднюю ёлку. Естественно, за побег ему светит новый срок...
Мне этот спектакль не показался сентиментальной слезовыжималкой, хотя, безусловно, режиссёр Марина Брусникина — не из тех, кто в принципе склонна к «чернухе», эту историю она утепляет советскими шлягерами. И вместе с художницей Полиной Бахтиной удерживает внимание зрителей аскетичной, но довольно остроумно придуманной сценографией. История разыгрывается как бы в студийном павильоне, где локации, реквизит и персонажи сменяются стремительно.
Чертовски интересно, как на это зрелище отреагировал бы Шпаликов. Но сам факт, что его сочинения востребованы спустя полвека, точно бы вызвал у него улыбку.
#новые_критики #влад_васюхин #шпаликов #прыгскок #театрнаций #марина_брусникина
-
Васюхина интересно читать, даже если и не знаком с темой.
Любопытно, что "Доглая счасливая жизнь" и "Прыг-скок" стали ещё и названиями альбомов Летова.
-
-
Отчего-то кажется, что пьеса ещё и о случайности в человеческой жизни. О её нелепых и печальных последствиях. О тягости рутинных отношений и неожиданных (но радующих драматургов и психологов) последствиях от привычного выплеска привычных эмоций. И - да. Произведения Шпаликова актуальны и сегодня. Человек не меняется. Скука, радость, любовь, ненависть, равнодушие, печаль - остаются. Немного изменяются-смещаются причины, оценки и объекты. Ещё актуальны эти произведения останутся потому, что мало кто из драматургов умел вызывать такое чувство ностальгии. Причём ностальгии по короткому моменту счастья и счастья "долгоиграющего", вечного. Пережитого или даже воображаемого. Иногда - в условиях, возникновении этой самой ностальгии, не способствующих. Ностальгии по радости жизни, пусть даже не испытанной, по-настоящему ни разу. Спасибо автору за обзор. Ностальгия опять стучится в мою дверь.
2 -
-
-
Очень жаль, что признание заслуг для многих приходит уже после их смерти. Ещё грустнее, когда неудачи и жизненные испытания ложатся тяжким грузом на плечи некоторых людей и толкают за грань. Кто-то считает это слабостью, кто-то трусостью, но никто не может знать, каково было тому или иному человеку на самом деле.
Спектакль такого формата весьма заинтересовал, как и сюжет истории, была бы возможность я бы точно сходила посмотреть.
Спасибо за познавательную и информативную статью. Я тоже про Шпаликова не слышала ранее, но теперь буду знать из-под чьего пера «мелькнёт в толпе знакомое лицо, весёлые глаза».
-
Для меня Шпаликов прежде всего поэт. Огромная радость, что к нему сейчас возвращается интерес. Спасибо Вам за напоминание. А ещё он у меня почему-то тесно ассоциируется с ещё одним советским "прозёванным гением": Сергеем Чудаковым. Что-то есть схожее в их стихах и судьбе.
-
Автору статьи безусловно спасибо за статью - и за знакомство, в том числе моё, с так трагически ушедшим Геннадием Шпаликовым. В свободное время найду и обязательно прочту его биографию, хотя бы вкратце. А вообще, конечно, это огромный недостаток, или, если хотите, порок нашего общества - часто признавать своих гениев лишь после того, как они окончат, нередко горько и одиноко, свою тяжёлую, полную лишений и переживаний жизнь. Это, в целом, считаю предательством нашего общества по отношению к таким талантливым людям.
При жизни - побивать камнями,
Или же просто - равнодушно мимо проходить.
Ну а потом - могилку укрывать цветами,
И научаться вдруг - любить и чтить.
Как это - подло и отвратно,
Как это низко - так "любить людей",
Нам всем - не будет это прощено,
Хотя б любить мы СТАЛИ Ооооочень сладко -
Тех, кто УШЁЛ - от НАС,
Открывши в вечность дверь...
1