СИСТЕМА (на конкурс)

СИСТЕМА

 

- Наберите Ваш код, - показалась на экране знакомая фраза.

Виктор секунду помедлил, а потом быстро и решительно набрал на экране ИД -индивидуальный номер.

- Вам придётся ответить на несколько вопросов, - вежливо предупредил компьютер, - Не спешите и не волнуйтесь. Вы готовы?

- Да,- ответил Виктор лёгким движением пальцев, но отчего-то пересохло в горле...

Он отвечал на вопросы в течение полутора часов, старательно избегая тщательно расставленных ловушек. Наконец экран засветился чуть ярче, и загорелся вопрос:

- Повторите, пожалуйста, Ваш код.

- Что-то не то, - подумал Виктор,- что-то опять не то.

Он снова, теперь уже не задумываясь набрал всё тот же код.

— Это не Ваш код.

И экран погас.

Виктор отступил на несколько шагов. Не удалось. Да было бы слишком просто, если бы что-то вышло из этой его очередной попытки прорваться через электронную преграду с помощью чужого кода и получить, наконец контакт с человеком. Любым человеком, которого по-человечески можно спросить : «Почему?»

Он снова решительно направился к дисплею и нажал кнопку «ВКЛЮЧИТЬ».

- Наберите Ваш код,- загорелось на экране. Виктор набрал другой номер, теперь уже свой собственный.

Ответ был получен без задержки:

- Вам известно, что вы не соответствуете требованиям Системы. Обратитесь с прошением о работе в другое место.

Экран снова погас.

Виктор опять нажал кнопку «ВКЛЮЧИТЬ». На экране бесстрастно высветился знакомый вопрос. Он с ненавистью посмотрел на маленький, аккуратный дисплей, светящийся приятным голубоватым светом, и, повернувшись, вышел из комнаты.

С номером Антона соваться снова было глупо. Компьютер запомнил попытку обмана и повторный опрос с целью идентификации будет ещё более изощрённым. Если уж он и в первый раз попался, то исход последующего опроса предрешен.

 

Сбежав по ступенькам лестницы, построенной в стиле «Ретро-Ново», он вышел из здания, из искусственного мира Системы, очень сдержанного и рафинированного, в город, живой и безалаберный, и остановился, скованный чувством безысходности. Дышать было трудно, мысли разбегались.

 Простояв неподвижно несколько минут, он взял себя в руки и стал обдумывать, что же делать дальше. Он должен работать, он не может без работы. А запрет Системы на его связь с Центральным Хранилищем Знаний не позволяет заниматься ничем серьёзным. Прорваться на приём к любому чиновнику ему не удаётся всё по той же непонятной причине – запрет на любые запросы в Систему. Итак, у него есть только один выход: решить очень серьёзную задачу из знаменитого списка нерешённых задач и с результатом обратиться прямо в Комиссию Системы. А ведь никакой серьёзной задачи без входа в Систему и Хранилище Знаний не решишь.

- Замкнутый круг, - думал Виктор, это – задача, не имеющая решения.

Впрочем, кажется, оставалась ещё одна, последняя тропинка, которая могла привести к цели и вернуть его назад, в Систему? Если только его Антон согласится, чтобы... Это опасно, он может подвести Антона. Но надо же, наконец, ликвидировать это идиотское недоразумение с Системой! Когда он решит проблему из специального списка Сложных Задач, которая даёт право непосредственного обращения в Комиссию, всё наконец выяснится. И никто не осудит ни его, ни Антона за обман: победителей не судят – так, кажется?

 

 

Антон согласился, хотя авантюра в случае провала грозила ему неприятностями и отлучением от системы минимум на год. Впрочем, Антон и не переживал бы это так болезненно, как Виктор. Он был чуточку ленив, хотя и не без способностей. А Система всегда была к нему весьма снисходительна. Если так позволено говорить о компьютерной системе.

Вариант, придуманный Виктором, был и рискованным, и трудоёмким, а выглядел на первый взгляд просто глупо. Они работали вместе, каждый со своим компьютером.: Антон – со связанным с Системой, а через него – с Хранилищем Знаний, а Виктор – в автономе. Антон запрашивал и получал данные, а Виктор вручную перенабирал их с экрана дисплея друга. Перепись любым другим способом была невозможна, так как Система получила бы информацию об этом. Конечно, рано или поздно, Система по запрашиваемым данным идентифицирует Сложную задачу, а там и личность решающего её, поэтому Виктор торопился, хитрил, тратил время на ненужные запросы, которые уводили Систему в сторону от определения и задачи, и того, кто её решает.

Он работал, как сумасшедший. Почти не спал, ел, что попадалось под руку. Не желал тратить время даже на варку кофе и пил какую-то немыслимую бурду. Антона всё больше беспокоил фанатичный огонь, горящий в глазах друга. Восемь долгих месяцев продолжалось безумие, но однажды утром...

 

«Всё»,—сказал Виктор вошедшему в гостиную другу. – Задача решена. Она оказалась ещё труднее, чем я думал, но я пробил её!

Антон улыбнулся с облегчением и обнял друга.

- Как это ни странно, но ты сегодня не выглядишь безумным., - сказал он весело,- я уже боялся, что даже если ты и решишь эту задачу, тебе просто нельзя будет показываться на глаза Комиссии. В последнее время мне казалось, что если Система тебя и примет, то только пациентом Старого Дока. Оба засмеялись. Старый Док был суперкомпьютер с функциями Главного Психиатра Системы.

- Теперь я помогу тебе оформить результат и составить запрос на приём в Комиссии, - закончил Антон. А Виктор отправился отсыпаться и отъедаться. Перед комиссией он должен был предстать в лучшем виде.

 

На здании, где находилась Центральная приёмная Системы и раз в месяц заседала Комиссия, светились рекламные картинки, сменяя одна другую. Внимание Виктора остановилось на одной, и он печально улыбнулся. Надпись гласила:

В НАШЕЙ СИСТЕМЕ ВЫ БУДЕТЕ СЧАСТЛИВЫ

СИСТЕМА ЛЮБОМУ ИЗ ВАС НАЙДЁТ РАБОТУ ПО ДУШЕ

- Что ж, - подумал он, - не в рекламе же писать о том, что примерно две тысячные процента оказываются абсолютно непригодными и Система закрывает им доступ. Объясняется это прежде всего соображениями безопасности. Так называемая «защита от дурака». Непонятно только, каким образом я, один из лучших студентов Компьютерного Университета, три года успешно проработавший в Системе, попал в их число?

Он шёл в назначенное время на специальное заседание Комиссии и почти не волновался. Острая радость от решения Сложной Задачи весьма необычным способом прошла, осталось спокойное чувство уверенности в себе. Смущало и радовало то, что он, наконец, увидит этих гигантов, великих людей. Именно таких Система отбирала в Комиссию, именно они решали все самые трудные и спорные вопросы.

- За последние десять лет из тысячи ста восьмидесяти отверженных обратно в Систему был принят только один человек,- припоминал Виктор, - я буду всего лишь вторым.

Он решил, что в качестве компенсации за причинённые унижения и обиды он попросит возможности самому разобраться в том, какая ошибка привела к недоразумению и его отлучению от Системы. Это была задачка в его вкусе. Никто быстрее и лучше него с этим не справится.

Сдерживая себя, чтобы не бежать вприпрыжку, Виктор вошёл в вестибюль, прошёл мимо ненавистной Приёмной, в которой не раз самыми невероятными способами пытался восстановиться в Системе, и поднялся на второй этаж.

Перед каждой новой дверью он набирал свой код и двери послушно раскрывались. Эта простая радость была недоступна ему так долго! Наконец он остановился перед дверью, на которой светилось

ИДЁТ ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ

На клавиатуре перед дисплеем, стоящим рядом с дверью, Виктор, в который раз за сегодня, набрал свой код. На экране загорелись слова «Вас ждут», и двери послушно распахнулись. Виктор глубоко вздохнул и прислушался к себе. Сердце билось почти ровно.

«Спокойствие!»- сказал он себе и, расправив плечи, вошёл в комнату.

За полукруглым столом сидело одиннадцать человек, и на Виктора смотрело одиннадцать пар умных, доброжелательных глаз.

 

 

- Ну, теперь это недоразумение будет исправлено, - сказала Женни, когда они с Филиппом уютно разместились в полутёмном углу маленького бара.

- Ты о чём? – спросил Филипп.

- Об этом человеке, Викторе Стоу...Честно говоря, я совсем не понимаю, как могло произойти в нашей Системе то, что произошло. Это исключительно способный человек.

- Видишь ли, Женни, ты – самый молодой член Комиссии... Да, ты очень талантлива, но многого ещё не знаешь. Я видел, что ты отнеслась к этому человеку с симпатией. Он во время доклада смотрел или на Руководителя Комиссии, или на тебя. Что ж, это делает честь его вкусу.

Филипп отхлебнул из высокого бокала и закончил небрежно:

- Не думаю, что Система изменит своё мнение о нём...

- Как, Филипп? Это невозможно!

Филипп промолчал.

- Знаешь, - нерешительно промолвила Женни, - я скажу тебе по секрету... После заседания комиссии я посмотрела все данные и все работы Викторы Стоу...

- Эти данные закрыты даже для членов Комиссии, - быстро прервал её Филипп, - как ты...

Женни победно улыбнулась:

- Ты же сам только что сказал, что я талантлива.

Она замолчала и продолжала, теперь уже требовательно, смотреть на Филиппа.

Филипп мешкал, как бы на что-то решаясь.

- Ты всё равно узнаешь, - он махнул рукой и отставил высокий стакан в сторону.

Потянулся за пачкой сигарет, повертел её в руках и положил обратно.

- Видишь ли, дорогая,- произнёс наконец он, - этот человек действительно мог работать в Системе. Более того, ты не добралась до самого важного: по своим данным он мог бы, нет – должен был бы - стать Руководителем Комиссии. А Руководитель уже есть. И Заместитель есть – я.

В глазах у Женни мелькнул испуг.

- Ты хочешь сказать, что?..

- Да, да, дорогая. Ты ошиблась в одном. Это – не способный человек. Он – гений. А гении Системе не нужны. По крайней мере, сейчас.

 

#23настоящиймужчина #конкурс_alterlit

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 12
    8
    96

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080

    Добрый день, уважаемый автор. Интересная задумка у вашего рассказа, и он отлично бы лег в тему предыдущего конкурса "Наперекор системе", был здесь такой недавно.

  • AnnaAndersen

    prosto_chitatel Да, поняла это после того, как опубликовала. Огорчилась, что не знала про портал раньше. Но, все-таки - это про настоящего мужчину. Или нет?

    .

  • bitov8080

    Anna An конечно, про него

    Не огорчайтесь, впереди еще будут конкурсы)

  • EleonoraGrande

    Браво, Anna, только настоящий мужчина способен пойти наперекор Системе.

  • 1964mir

    Анна, рассказ понравился. Как раз о нашем обществе потребительского формата с развивающимся искусственным интеллектом.

  • Lina52

    Всё как в жизни бывает. Стоящие " у кормушки" боятся что что пришедшие гении подвинут их. 

  • viktoria_mauter

    Xороший рассказ, почти классика, многоплановый, многослойный , можно отнести и к системе, которая всегда бездушна и к образу настоящего мужчины, смелого и действующего!!!

  • AnnaAndersen

    Виктория Маутер Действуй, как можешь, и будь, что будет