levr Лев Рыжков 10.02.22 в 15:55

КУРОЧКА, ОТКРОЙ ДВЕРЬ

#новые_критики #михаил_лазарев #курочкаоткройдверь

Эту маленькую книжечку, изданную неведомым питерским издательством «Пламень», Лев Валерьич приволок с выставки Non-fiction. Затруднюсь сказать, что привело это издание в загребущие руки книголюба — возможно, подзаголовок «Повесть ужасов», а, возможно, и шрифт а-ля-рюсс на обложке с кровавыми вкраплениями.
Имя автора — Михаил Лазарев — было мне совершенно неведомо. При рассмотрении выходных данных подкупил тираж — 150 экземпляров. «Хе-хе! — понял Лев Валерьич. — Да передо мной, никак, потенциальная библиографическая редкость. А может и гримуар!»
Именно мизерабельный тираж, пожалуй, и пробудил интерес к книге. Стало, в общем-то, ясно, что это — не очередной маркетинговый «русский Стивен Кинг», а что-то все же любопытное.
Но посмотрим, что внутри. Попробуем испугаться.

***

На старте автор, действительно, как бы пугает. Во всяком случае, натуры впечатлительные содрогнуться, наверное, могут. 
Но по порядку. Живет себе где-то в вологодских пампасах средней полосы крестьянин Прохор. Жена, дети, скотина, хозяйство — небольшое, но справное. (Как писал в прошлом столетии кто-то из кубанских журналистов: «Я прошел за калитку, и фермер показал мне свое хозяйство — пусть небольшое, но справное».) 
И еще есть курятник. И в этом курятнике происходит неведомая фигня — по одной пропадают куры. Крестьянин начинает следить за курятником. И после ряда достаточно пугающих событий, Прохор лицом к лицу сталкивается с тем, что пожирает несчастных курочек. 
Это монстр с глазами, которые могут вылупиться где угодно, по всему телу. А еще ртов у него много. И изо рта может выскочить рука. Или нога! 
И вот фермер начинает с этим чудом-юдом бороться. А ружжо его не берет! Берет только кинжал, который Прохору подарили проезжавшие мимо его дома казаки. Очень странные, кстати, казаки. Они, например, пели жутковатые песни:
Под кровавую луною льет кислотный дождь.
Сто веков дорогой боли ты вперед идешь. 
За спиной лежит в руинах старый дряхлый мир. 
Ты велик, могучий воин — черный командир.
(...)
Хлещет кровь, кишки фонтаном, смерть на вертеле.
В эндорфиновом угаре сваришь жизнь в котле.
Стол накрыт, начни скорее свой кровавый пир.
Просыпайся, наш великий Черный командир.
Честно сказать, от начала я слегка позевывал. Ну, и что, спрашивается, можно выжать из достаточно малолюдной и мелкобюджетной хроники противостояния фермера и неведомой фигни? Да еще на двести страниц (а именно таков объем повести ужасов). Уже хотел широко зевнуть напоследок, да и забросить. Но тут началось по-настоящему. И просто ух, что такое. Странице примерно на 80-й.
Угрюмая и малолюдная хроника войны с неведомой фигней в глухомани вдруг расцветилась и заиграла всеми оттенками багрового. К курятнику стали стекаться самые разнообразные юниты. Сначала предсказуемые — типа, спецслужбистов, телевизионщиков и представителей духовенства. Потом полезла дичь и архиневедомая фигня. А за архиневедомой фигней полезла фигня суперархиневедомая. Страсти вокруг курятника разрослись до апокалиптического масштаба. Поперли бушевать монстры — куда как похлеще зубастика-глазастика из начала. Апофеозом же стало кровь-из-глаз-выбивающее побоище (тут микро-спойлер) а-ля «казаки против мутантов».
В общем, все, как мы любим. Дух, конечно, захватило. Но не от страха. Книжка, скорее, смешная. И это притом, что ни один из героев этого оглоушивающего трэша не только не шутит, но даже не пытается это делать. Что, безусловно, плюс. 
А захватило дух от авторской лихой наглости. Чувствовалось, что несло автора, притом со страшною силою. Килотонны великолепной ахинеи с конспирологией. И притом ахинея ложится в канву органичнейше и валяется, как влитая.

***

Филологических чудес и языковых красот в «Курочке...» искать не стоит. Язык достаточно бедный. На весь текст я увидел только одну впечатляющую метафору. Потом стал искать, чтобы процитировать, но так и не нашел. Но она есть. А в целом стиль повествования выглядит примерно так:
«В центре сияния лежало безрукое тело. (...) Тело принадлежало хозяину участка, крестьянину Николе. Кажется, он был еще жив и слабо шевелил ногами. Но через секунду его облепили прибежавшие люди. Они вгрызались в Николу, как дикие звери. Дрались между собой за место у тела. (...) Их лица были перепачканы кровью, глаза широко раскрыты, лица искривлены в страшной усмешке. Рядом завывали немощные старики, которым не давали добраться до лакомства, но они все равно исступленно пытались пробиться к телу и лезли поверх умерших за своей страшной трапезой. Звуки кровавого пиршества, смех и крики сливались в ужасную какофонию».
Стилистически, конечно, ничего выдающегося. Плюс штампы («кровавое пиршество», «широко раскрытые» глаза etc.). Читать, впрочем, легко. Взгляд скользит по строчкам, не буксуя.
Скажу, что откровенно радует отсутствие перечисления марок оружия и рассуждений о том, что стреляет лучше. Вот просто — большая пушка, вот она делает бу-бух. Научные фантасты такого пренебрежения, понятно, не простят. Но читать, действительно, легко.
Диалоги тоже не особо выразительны. Характеров не отражают. Служат для функциональных целей: «Подай, принеси, пошел на...».
Характеров у героев тоже нет. Все индивидуальные особенности заключаются в профессиональной деятельности — крестьянин, мент, бабка, журналистка. 
А вот, что хуже, так это то, что не прописаны злодеи — это обычные, то есть, безликие люди с обычными тусклыми именами. Вот это, конечно, зря. Тем более, что монстров автор смачно так, душераздирающе прописал. А злодеев — нет.
Но эти недостатки искупаются, как ни странно, сюжетом. Он реально шедеврален и крышервущ. Лев Валерьич уже давно скептически относится к сюжетам. Но в «Курочке...» — это циклопический, феноменальный, в геометрической прогрессии нарастающий лютый трэш. И это вполне себе raison d`etre такой вот «повести ужасов».
И это — тот случай, когда действительно любопытно, что еще написал этот самый Михаил Лазарев. Надеюсь, что узнаем в скором времени.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 19
    12
    574

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • uletsholod5689

    Тот самый случай, когда прекрасное в простоте. Много жути, которая добавлена как вишенка на торте. После статьи обязательно поищу книгу, очень уж завораживает, а плюсом и беглое, легкое чтение, что может послужить и развитием. в общем, процитирую автора..феноменальный, нарастающий лютый треш.  

  • capp

    Доосиливал с огромным трудом.  

    Как будто писал *отяжелевший братишка Sklep, растерявший весь позитив и удаль молодости, и заместивший всё это тяжелой дичью... 

    Да и по форме похоже на некий сценарий. 

    Не люблю такое.

  • chey_tuflya

    Дочитал на выходных "курочку". Неожиданно.

    По поводу автора могу сказать следующее: пока он пишет по-сорокински трэшевые вещи он будет читабелен. Как только он начнет писать прозу или попытается "олитературить" свой трэш - его ждет провал. С матчастью у него большая беда.

    Но, как это ни странно, мне скорее это понравилось, нежели нет.

  • bastet_66

    Вот нравится такая манера написания рецензии. Не пытается автор за писателя додумать мысли. Подает взгляд со стороны, не навязывая читателю свою позицию. Но сама книга… Создалось впечатление, что критики пресытились хорошим литературным словом, добротным сюжетом. Иначе как объяснить восхищение посредственной ахинеей? И ведь действительно будут это читать.

  • Samarin

    Прохор шёл под знаменем,

    Чёрный командир