ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ ШИПНИТОМА

(И. Шипнигов «Стрим»; М., Livebook, 2021)

#новые_критики #новая_критика #шипнигов #стрим #графомания

Пока Россия воюет с о-штаммом коронавируса, в паралитературном мире имеет быть эпидемия злокачественной шипнитомы. По счастью вполне локальная. Здесь все эпидемии локальные и скоротечные. В 2018-м сальнинеллез свирепствовал, в 2015-м – яхинококк, помните? И ничего, обошлось: со стойким иммунитетом в финале.

Зараза новая, да симптомокомплекс привычный: речевое возбуждение, бредовые интерпретации, дезорганизация мышления и ретроградная амнезия. Плюс две номинации: на «Нацбест» и «НОС». Вакцинация, судя по прежнему опыту, бессильна, но попытка не пытка.

Прошлогодний «Нацбест» единомыслием не отличался, однако Шипнигова это не коснулось. Большое жюри встретило его в лучших советских традициях – бурными продолжительными аплодисментами: энциклопедия русской жизни, искрометный текст, и как раньше никто не додумался?

Первым номером в списке заслуг И.Ш. стоит вербатим – и как раньше никто до него не додумался?

Хм. Этот жанр русской публике открыли в 1987-м драматурги Зубков и Красильников. Телеспектакль «Почему убили Улофа Пальме» помните? Я помню, ибо аксакал. Но отчего-то никому не пришла на ум макулатура последних лет – «Обращение в слух» Понизовского, «Завод “Свобода”» Букши или «Раунд» Немзер. Заодно не мешало бы вспомнить и «энциклопедию русской жизни» применительно к Понизовскому. Но! – ретроградная амнезия, как и было сказано.

На втором месте – старательная имитация корявых речей глубинного народа. И фонетическое письмо, без него никак: «какая то мая плисецкая ,не знаю кто такая. писательница наверно. и пишет по умному: НЕ УВЕРЕННА, ЧТО ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ УМА ЭТО ДОБРОТА. не уверенна, так и молчи».

Тоже ново, как фамилия Попова. Про бунинского Деню и шукшинского Ивана Петина, думаю, можно не говорить – все едино не в коня корм. Но опять-таки позавчерашний хит, «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева»: «Мартивьян от все етих побояв получился травмирован, стал полудикой», – «НОС» 2016 года, забыли? Для полного комплекта могу напомнить и слаповскую «Неизвестность» (2017), и угасшую звезду эротической сетературы Валну: «Когда уже мы ничево не соображали и нисопротивлялись парни с нас сняли все што на нас осталось». Ничего не напоминает?

И отдельный акафист рецензентов – за оригинальный язык. Точнее, за поросшие мхом бояны, каких в сети штабеля: «тамбур уходит в небо» (по запросу – пять миллионов результатов), «до белого колена» (15 миллионов), «за каменной спиной» (три миллиона), «львиная часть» (снова пять миллионов), «скрипя сердцем» (два миллиона) и так далее. Полная дезорганизация мышления. Коллеги, вас во всех поисковиках забанили?..

Г-н сочинитель, верните лычки первопроходца взад: вам не по чину.

Все перечисленное – далеко не шедевр. А потому воспроизводится легко и без боли.

чёта мне паходу децл стремно стало .. от стрима все такие на мегапафосе у всех выброс серы с тонином. это гармоны щастья может не все в курсе но я четал в паблике РУСКИЙ ПОЦИЕНТ. а стрим ничетал. и типа получаюсь не адик ватный ,кароч полное блин чмо и невменько. ладно хорэ чилить ,четаю в поте сил. ну чё паходу там леша по жизни терпила и вообщем лохозавр педальный по масковским магазам шаритца и в ценники тупит где дороже в пятере или в перекрестке. мне вот лично ихний прайс никуда не уперся ,так то я на урале живу у меня вообщем другие пре орететы. потом ничё , прикольно как чики в бане однографию за мутили. может не все в курсе когда вдвоем это парнография а когда чика сама себе всяко разно мечтает это однография. но ее там не овердофига и обратно галимый кринж. нафиг мне эти талантовы блин муки. чё в оконцове сказать видно птицу по помету. токсичному автару не удалось пре влечь меня в свое обояние. завтра стрим будет уже не втему. и цены будут паходу другие и приколюхи. немногое на свете долго бывает важным.. мария ремарк сказала может не все в курсе а я четал ,на дзене канал МАДАМ ХЕЛЕНА патамушта у меня такие пре орететы

Странно, что на эту хрень у Шипнигова три года ушло. Мне на абзац десяти минут хватило.

Теперь помножьте пародию на 480 страниц – получите до зевоты искрометный текст. Разнообразием приемов И.Ш. публику не балует. Хуже того, и меры не знает. Фонетическое письмо надо строго дозировать: продираться сквозь надолбы фейсбучного красноречия – удовольствие для избранных.

Но раз уж продрались, да будет спойлер. «Стрим» – это «Москва слезам не верит» в изводе 2020 года, история двух понаехавших: делопроизводителя Алеши и продавщицы Наташи. У Алеши марафон по магазинам: где подешевле, у Наташи марафон по мужикам: кто побогаче. Алешу нелегкая занесет в обломный брак со столичной интеллектуалкой, у Наташи приключится обломная love story с богатым извращенцем: «члены вибраторы и прочее вроде обыкновенные всякие разные , как в нормальном секс шопе. а гробики под их размер как типа футляры !!!» Под занавес оба прекаритария переживут не слишком убедительную трансмутацию в средний класс и даже грамоту худо-бедно освоят. Алеша с подачи каких-то мутных благодетелей выбьется в коучи, Наташа слезет с иглы и выйдет за него замуж. А богатый маньяк загнется от ковида. Тут и сказке конец, кто слушал – молодец. Tinder, WhatsApp и Telegram прилагаются.

О чем написан «Стрим», вы поняли. Как написан? – по малозатратным технологиям. Ток-шоу в производстве много проще, чем убедительные портреты или характеры. Кстати, на характеры можете не рассчитывать, поскольку их большей… виноват, львиной частью заменяют шаржи – продукт с невысокой себестоимостью. И есть на что опереться:

«Леша пытался, хоть и безуспешно, немного поднять свой культурный уровень! Пусть у него ничего не получилось, но как меня тронула сама эта попытка. Я сама займусь образованием Алексея. Быть может, под моим началом он разовьется в чрезвычайно высокую психическую личность! Это же про Шарикова, блин…»

Узнали довлатовскую Варю Звягину?

Наивно надеяться на что-то другое: за плечами у Шипнигова литературная студия «Коровий брод» под патронатом Елены Исаевой, правоверного драматурга-вербатимовца и сценариста. О драматургических ея талантах судить не могу, зато с Исаевой-сценаристом очень даже знаком по «Бедной Насте». Это где цыгане на придворном балу (?) поют «Кхаморо», написанную в 1960-е (??). А государя Николая I Павловича перекрестили в Александровичи (?!!). И прочие конфетки-бараночки, вплоть до дуэли с цесаревичем. Да уж. Такой сэнсэй плохому не научит.

Что и наблюдаем. Стоит И.Ш. сделать шаг за рамки стилизации, и начинаются штампы вроде «целлюлитных мандаринок». Или откровенная чушь: «с бананами это <манная каша – А.К.> выходит так органично, словно они всегда колосились рядом с пшеницей». Что, снова да ладом попугая Кешу процитировать?

Сюжетостроение ничуть не лучше: фабульных аппендиксов до неприличия много. А равно и персонажей непонятного назначения. Соцработник Зоя Васильевна выходит к рампе лишь для того, чтобы развлечь публику очередным идиотизмом: «я вложила в него свои кропотливые руки». Экс-проститутки Анна и Мария долго и нудно пародируют видеоблог. Бригада таджикских гастарбайтеров тупо драит толчок. У остальных одна на всех миссия – мезальянсы: богатая наследница Катя плюс реальный пацан Витя, фемка-веганка-йогиня Вика плюс реальный пацан Паша. Совет да любовь.

Резонный вопрос: из-за чего, собственно, шум? Из-за голливудской мелодрамы, где всем будет щастье – то есть, sorry, happy end с поцелуем в диафрагму? Из-за семьдесят седьмой воды на чужом киселе?

Да хоть сто семьдесят седьмая, эпидемия все равно была гарантирована.

Талантами в России не рождаются, их назначают. Две первые книги И.Ш. – «Рассказы о Земфире, поклонниках и рыбках» и «Нефть, метель и другие веселые боги» никто в упор не разглядел. «Нефть» на book24 за пять лет купили 26 раз, а на «Лабиринте» на нее аж целых две заявки. Так и работал бы паренек человеком-невидимкой, не вмешайся Аглая Набатникова, что пристроила «Стрим» в нацбестиарий. Кто такая, спросите? Ха. Страна должна знать своих героев: дочь Татьяны Набатниковой, секретаря Союза писателей России, а также полпреда немецкого литагентства Nibbe&Wiedling. Потенциал у Набатниковой-старшей убойный, сужу по ураганной карьере ее зятя Рубанова. А уж комплименты организовать – вообще не вопрос. Ну, или позицию в шорт-листе…

меня вот лично тут одно децл напрегает што паходу будет афте пати. афте пати ,это после вписки может не все в курсе. да нефиг блин парится будут другие пре орететы

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 29
    14
    564

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • mayor

    И снова поржал. К автору имею один вопрос: Скока вам плотют, чтобы вы это читали?

  • alex_kuzmenkov

    mayor1, коммерческая тайна.

  • Arhitector

    Что тут у Вас сегодня? Очередной агнец на заклание и растерзание? Вот нет от Вас спокойной жизни))  Только человек, панимаЭшь, придёт в домашний уголок после очередного трудового дня - попить чаю, подумать о космических кораблях иных цивилизаций, бороздящих пространство - и на тут тебе, терзают критики бесщадно очередную тушку новоиспечённого автора.)) Скажу несколько слов своих впечатлений.

    Странно, вот когда набираю эти строки пришла мысль - как каждый из нас может очень просто определить, "удачной" или "неудачной" является та или иная книга - для НЕГО. Очень просто. Если Вам - жалко потратить своё время на прочтение данной книги, то книга "неудачна". Если Вам не жалко потратить часть своего жизненного времени на прочтение данной книги - то книга удачна. Критерий, как мне кажется, довольно неплохой.

    Так вот, для меня данная книга является - неудачной. Моим, если можно так выразиться, нейронным сетям - абсолютно не интересно её читать, поскольку представленная там, пусть и в художественном виде, информация - достаточно примитивна. Это как, знаете ли... пробовать читать книгу, где все страницы покрыты лепетанием младенца вперемешку со звуками домашних животных: "агу, агу, мяу-мяу, кись-кись, гав, ааааа, мур-мур-мур, ма-ма, па-па, квох-квох...". Моему мозгу такой примитивизм не заходит. И подрастающим детям своим я тоже не порекомендовал бы такое чтиво от слова совсем. И даже немножко жалко нескольких десятков деревьев, пошедших на издание данной книги). Думаю, данное чтиво - для весьма ограниченного круга узких лиц - я правильно выражаюсь?))

    Ну а теперь стоп и две строчки более чем серьёзно: вне зависимости от литературной ценности данного произведения книга может оказаться в каком-то роде полезной для... историков эпохи и литературы, лет через 200 - изучающих, например, молодёжный сленг в России начала XXI века. Не ну типо рили тру я глаголю, не?))

  • Kulebakin

    Arhitektor Вы точно архитектор?

  • blackuragang

    Очень понравилась ваша фраза: "Талантами России не рождаются, их назначают". В нынешнее время можно применять ко всем сферам нашей жизни. Как жаль, что на нашей родине становится всё меньше и меньше талантливых писателей, но всё больше и больше "гениев", которые расчитывают написать бред и заработать на этом "кучу денег".

  • chey_tuflya

    Попробую похвалить авторскую критику.

    Это трудно, доложу я вам! Поелику не читал того, о чем автор пишет с таким знанием (но и с таким же предубеждением).

    И еще одно: мне хотелось бы увидеть расчленение произведения больше, чем произвёвшего его автора.

    Не кривя душой, сообщаю, что статья меня даже на короткий миг сподвигла взяться за прочтение некоего "Стрима", но струсил, побоялся злокачественной шипнитомы, ибо происходящее в сюжете вместе с языком повествования вызывает лёгкий рвотный рефлекс.

  • uletsholod5689

    Литературный "вирус" избежать нельзя, с одной стороны досадно, а с другой даёт почву для таких статей, что очень даже хорошо. Все сказанное выше, включая комментарии - одно и НЕсплошное доказательство тому, что даже литература может быть двуличной.