vasyukhin Влад Васюхин 04.02.22 в 08:00

Посмотрите на люстру!

Начну немного издалека. В конце прошлого года я решил в своих соцсетях подвести итоги театрального полусезона. В театре, как вы знаете, жизнь измеряют не календарными годами, а сезонами. Весомость моего субъективного рейтинга, конечно, довольна дискуссионна — это мнение всего лишь одного человека, пусть и весьма насмотренного, расторопного, незашоренного (хотя не мне судить). Но могу вас уверить, что когда какое-нибудь СМИ, неважно, «Вездесранская правда» или New York Times, подбивает подобные итоги — театральные или кинематографические, гастрономические или книжные, это тоже, как правило, личное мнение одного человека — редактора, обозревателя, критика. Разве что оно усилено брендом издания.

Искусство — не спорт. Жизнь несправедлива. Человек слаб. А пряников сладких всегда не хватает на всех. Но творцы обожают попадать в рейтинги, в короткие и длинные списки, в лауреаты! Если, конечно, это не какая-нибудь «Золотая малина», «Серебряная калоша» или Шнобелевская премия. Впрочем, и туда обожают — всё, что не некролог, то реклама. Даже самые умные и проницательные при раздаче медалек теряют всякий нюх и чувство юмора.

Вот, скажем, почти все театры и режиссеры, чьи спектакли удостоились упоминания в рейтинге сайта «Ваш досуг» «13 лучших спектаклей 2021 года: выбор зрителей», гордо перепостили эту новость. Мол, мы — the best, нас выбрал зритель! А рейтинг-то довольно сомнительный. Знаете, каков его критерий? «Мы изучили, — пишет дорогая редакция, — анонсы каких спектаклей получили больше всего просмотров, отзывов и оценок пользователей». То есть, по сути оценивались не сами спектакли, а их анонсы и количество просмотров этих анонсов! Я не поленился и посмотрело страницы этих зрелищ. И тот факт, что несколько вошедших в «авторитетный» рейтинг спектаклей до сих пор не имеют на сайте вообще никаких зрительских оценок и отзывов, говорит о многом!

Но вернусь к моему рейтингу. Я его почти составил, но публиковать не стал. И знаете, почему? Застрял на номинации «Лучшая сценография». Не потому, что было много претендентов, а потому, что я не мог вспомнить: когда же в последний раз меня в театре восхищало (или хотя бы возмущало) то, что простая публика называет декорациями, а продвинутая — решением сценического пространства? Когда при открытии занавеса (кое-где занавес еще сохранился) я хотел бы аплодировать художнику? За те минувшие полсезона — точно нигде.

Я решил, что зажрался. Что мой глаз замылился. Что я предвзят. И попросил помощь зала — написал нескольким театральным блогерам и критикам, своим приятелям и подружкам. Но никто из них тоже не вспомнил не то, чтобы выдающуюся, а просто запомнившуюся работу сценографа.

Может, всё дело в том, что ушли большие мастера? Что в современном театре уже нет художников уровня покойных Давида Боровского, Олега Шенциса и Сергея Бархина, или пребывающих в почтенном возрасте Бориса Мессерера и Эдуарда Кочергина?

Легко, конечно, повторить мысль Немировича-Данченко, что театр начинается, когда выходят актеры и расстилают коврик. Можно сослаться на новые технологии — экраны, плазменные панели и тому подобное. Но как же, оказывается, этот минимализм или эстетика помойки, когда декорации сочинены «из говна и палок», уже достали зрителей! Читаю в фейсбуке комментарий одной театралки, Елены У.: «повсеместный аскетизм в оформлении спектаклей уже поднадоел. Сплошной черный задник, минимум декораций и костюмов на артистах. Депрессивная атмосфера. Воображение работает на 400%. Пора уже такому тренду меняться. Хочется красок, визуальной поддержки происходящему на сцене, стол/стул/деревянные мостки уже утомили».

Одним из лучших спектаклей нынешнего сезона (премьера состоялась прошлой осенью) многие называют пятичасовую «Войну и мир», поставленную Римасом Туминасом в Театре имени Вахтангова. И почти все критики отмечали подчеркнутый аскетизм внешнего оформления, что из декораций на сцене только серая движущаяся стена. И даже оправдывали это: «Пространство сцены заполняют не декорации, а мастерство актеров».

Автор фото: Лена Морозова
Автор фото: Лена Морозова

Всё так. Но Туминас — такой один. И актеров, способных своим мастерством заменить декорации, на все театры не хватит. Я не призываю вернуться в пыльное прошлое, в архаику и нафталин, а тем более, в шекспировский «Глобус», где вместо декораций были таблички с надписями «Лес», «Сад», «Дворец» и минимальный реквизит. Но пренебрежение внешней эффектностью — всё-таки тупиковой путь. И вопроса «Чем будем удивлять?» никто не отменял.

#новые_критики #влад_васюхин #театрвахтангова #войнаимир #туминас #аксетизмутомил

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 8
    8
    191

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Zorianna

    Создавать рейтинги всего лишь на основе активности в анонсах такая себе идея.) Но кто я, чтобы судить такое, в самом деле. Хотя можно же было провести какой-нибудь онлайн опрос по крайней мере, если бралось именно мнение зрителей.

    Каюсь, последний раз бывала в театре довольно давно, а сейчас с этой пандемией так вообще окуклилась в четырёх стенах. Потому удивила тенденция к минимализму в декорациях. Театр, конечно, не кино, где декорации отыгрывают намного больше роли, но смотреть на голую сцену с разворачивающейся историей мне, наверное, бы не очень хотелось. С другой стороны, всё зависит от конкретного спектакля… Если к примеру, будет отличное музыкальное сопровождение, то оформление сцены уйдёт для меня на второй план. После сюжета больше всего ценю именно музыку во всём. 
    Есть ли в вашем рейтинге номинация связанная с муз. сопровождением? Если не секрет, кто её занял?)

  • blackuragang

    Всегда сомневаюсь в любых рейтингах, даже самых именитых, ведь у всего есть своя цена. Но вы явно проделали много работы для поиска той самой правды. На счёт декораций ничего сказать не могу, ведь очень редко хожу в театры и не наблюдаю пристально за игрой актёров (только если не прям всё плохо), не придираюсь к декорациям, но "война и мир" на фоне серой стены просто смешно.

  • Leleg

    Вадим Емельянов любуюсь вашим комментарием, столько здесь работы для поиска правды. Как в любой математической формулировке, где каждое слово непаханное поле значений и смыслов. Именитые рейтинги. Завернули прям, я аж заколдобился. А чего пристально-то наблюдаете за игрой, если только прям всё плохо? А если неплохо, то и хер за ними наблюдать? попробуйте сменить стратегию. 

  • horikava_yasukiti

    Вообще, мне нравится это постоянное недовольство обывателя, что ему не делают красиво.

  • Alex_

    Была в театре на “Мастере и Маргарите” и теперь понимаю, что меня смущало на протяжении всего представления. Действительно, это не таблички с надписями “лес”, “поле”, но количество декораций удручало. Даже количество и мастерство актеров не заполняло пустоты черной стены. До статьи даже не думала об этом, как о проблеме.

  • vlad_vasuhin

    Vangelia а в каком театре?

  • Arhitector

    Позвольте - я отвечу здесь стихами.

    Поскольку тьятру - много сотен лет,

    Здесь важно всё - костюмы, сцена, голоса и дамы,

    И свет, и цвет, и мечущийся звук,

    И те дома с деревьми-цветами, что перед самым зрителем растут.

    Без этого нельзя - ведь зритель, как ребенок:

    Приходит в тьятр - повеселить глаза, и сердце погрустить.

    Когда и если - мы об этом помним,

    В ответ нам зритель говорит: театру - БЫТЬ!...

    ...