И животноводство!

Конец 1970-х — начало 1980-х в англосфере был периодом довольно занятным. Коллективы, ориентированные на хард-рок, уже сдавали позиции, знаковые прогрессив/арт-рокеры упрощали свои композиции и вводили в них элементы диско, соул и фанка. Панк, вспыхнувший так ярко в середине 1970-х, сходил на нет, наиболее заметные его представители либо превращались в пародию на самих себя, либо разваливались, либо, как следует освоившись с инструментами и набив руку в сочинении музыки, развивали свой индивидуальный стиль и обретали культовый статус. А в это время, подрастало поколение, с одной стороны вдохновлённое панковскими простотой и непосредственностью, а с другой впитавшее в себя накопленный за предыдущие десятилетия опыт. Таким образом начала формироваться своего рода альтернатива новому мэйнстриму, в котором тон задавали те самые арт-рокеры с элементами диско, соул и фанка. Да, выходцам из рабочей среды всё так же требовалось выразить себя, как-то канализировать разочарование от политики засевших в парламентах консерваторов (или республиканцев, если вести речь о США). При этом, для этих молодых людей, как правило, были очевидны тупиковость как примитивной долбёжки по перегруженным гитарам, так вычурность и затянутость, характерные для коллективов условного рок-мэйнстрима 1970-х (в этом плане хард- и арт-рокеры уже мало чем отличались друг от друга). А слащавые и стерильные «новые романтики» и зарождавшиеся тогда AOR-коллективы (adult oriented rock) несильно находили отклик у этих ребят. Были, конечно такие, как гениальные The Stranglers или неподражаемые Rush, или хитроумные Marillion (тоже, кстати, начавшие 1979-м), но они стояли настолько особняком, что существенного влияния на индустрию не оказывали. Так, стали востребованы такие ансамбли, как The Cure, Bauhaus, The Smiths, Joy Division и прочие, сформировавшие эстетику того, что позже назвали пост-панком (в задачи этого очерка не входит подробный анализ социально-экономической обстановки и формирования сцены, так что, если кого или чего не упомянул, прошу извинить). И, вот, на почве всех этих событий, в деревне Инкберроу, что в графстве Ворчестершир, Англия, отпрыскам двух семейств пришла в голову идея попробовать свои силы в музыке.

Братья Джонс (Саймон Хью и Джастин) и братья Хавас (Грэм и Ник) объединили свои усилия по внесению разнообразия в музыкальный ландшафт. Самое начало их творческого пути довольно подробно и с юмором описано Саймоном Хью Джонсом на официальном сайте коллектива, названного And also the trees (https://www.andalsothetrees.co.uk/new/part-1 — пройдите по ссылке, не пожалеете). В данном же тексте будет больше рассказано непосредственно о творчестве.

1984 — And also the trees

Разочарованный отсутствием быстрой славы и лёгких денег басист Грэм Хавас покинул коллектив, на замену ему пришёл Стив Берроуз, хорошо с поставленными задачами справившийся.

Альбом звучит грубо, большая часть песен напоминает импрессионистские зарисовки (как если бы Сен-Санс жил в 1980-х, и захотел поиграть рок). По настроению он чем-то перекликается с работой группы The Cure Pornography (не исключено, что это связано с тем, что руководил процессом записи кьюровский барабанщик/клавишник Лоуренс Толхерст). А песня Out of the moving life of circles так и вовсе отлично вписалась бы в альбом Faith Роберта Смита и его друзей. Впрочем, в номере Shrine уже прослушивается тот своеобразный мелодизм, который, в дальнейшем, и получит развитие. Сочетание пост-панковской простоты и при этом характерной для поздней романтической школы мелодики отлично резонирует с настроением серьёзным и вдумчивым.
 
1986 — Virus meadow
На этой записи ребята продемонстрировали заметный рост. Гитарист Джастин Джонс развился в самобытного и мыслящего музыканта, стал основным композитором коллектива, с удивительной смелостью адаптируя импрессионистскую спонтанность к возможностям традиционного рок-квартета и сочетая всё это с едва уловимой барочностью. Биты брабанщика Ника Хаваса изобретательны и точны, партии баса Стива Берроуза стильные и внятные. Пение Саймона Хью Джонса стало более дисциплинированным, не утратив экспрессии, оно стало отлично дополнять работу инструменталистов, создавая классный контрапункт мелодиям гитары. Отдельно стоит упомянуть заглавную композицию, являющуюся, в своём роде музыкальным спектаклем. В исполнении Саймона Хью эта театральность очень хорошо сбалансирована мелодичностью и работает на музыкальную идею (в отличие от какого-нибудь Джона Андерсона из Yes).
 
1988 — The Millpond years

Эту работу нельзя отнести к большим удачам коллектива. С одной стороны, отличные песни, продолжающие направление творческих поисков предыдущего альбома (Suffering the stream, Shaletown, заглавная, Needle street), с другой — откровенно затянутые, невнятные номера, с преобладанием синтезированных звуков. Видимо, интерес к возможностям гитарных синтезаторов, принявший между 1985-и и 1988-м годами характер эпидемии, если не массового помешательства, сильно отвлёк музыкантов от собственно музыки. Впрочем, любителям так называемых «атмосферы», «роскошного саунда» и прочей квазимузыкальной шизы придётся по нраву.

1989 — Farewell to Shade
На следующий год, And also the trees, видимо, наигравшись с модными побрякушками, подсобрались и выдали довольно цельную и продуманную работу. Такие яркие в мелодическом отношении как Prince Rupert, Beliefe in Rose и ещё несколько, грамотно рассредоточены по трек-листу, придавая всей записи некую драматургию, получилось музыкальное повествование, а появление в составе опытного клавишника Марка Тибенхэма (или Тибенэма — англофилы, разбирайтесь) позволило, по всей вероятности, гитаристу Джастину Джонсу, сосредоточится на композиции и при этом заметно обогатило музыкальную палитру. Хотя более спокойное настроение, по сравнению с записью 1986-го года, может вызвать ощущение некое аморфности, но тут есть риск вступить в область совсем уж субъективных оценок, потому продолжать не стоит. В целом, эту запись можно назвать окончанием этапа формирования собственных стиля и видения.
 
Продолжение следует...
 
(От автора — в продолжении этого очерка, я планирую не только затронуть не только их записи, но и изложить некоторые взгляды на их визуальную эстетику, подход к концертами и некоторые другие аспекты их творчества).
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 11
    4
    144

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.