plusha plusha 28.12.21 в 09:00

Немного истории и современности (индийские рассказы)

Гоа – уже давно территория истории. Пусть не нашей, русской, эта история началась там совсем недавно, но определенно, мировой.  Феномен хиппи интересен для многих. Пожалуй, нельзя назвать другое альтернативное культурное движение, просуществовавшее столь долго, такое массовое и до сих пор оставшееся на плаву. Даже тех, кто сам не участвовал в нем – оно часто интересует, притягивает, хотя бы со стороны.

«Дети цветов» добрались в Гоа в первое же десятилетие своего существования. Освоив несколько южных стран в поисках рая на земле, они объявились в Гоа, где и осели надолго, некоторые из них остались там жить навсегда.

Хиппи движение в Гоа катилось волнами. Первые колонии появились еще в самом начале семидесятых годов прошлого столетия, а отдельные люди – даже в конце шестидесятых. Сейчас их называют «старые хиппи», в том числе и за возраст. Именно появлению первых европейцев, тех самых хиппи, обязан Гоа превращением из рыбацких деревушек в преуспевающий туристический штат. Хиппи показали дорогу в Гоа всему миру.

История хиппи в Индии хорошо известна. О ней есть много книг, фильмов, интервью. Остались тысячи фотографий и любительских киносъемок, просто завораживающих. На них те же камни, пальмы, природа, которые мы видим сегодня, и совсем другой, ни на что не похожий мир вокруг. Мир молодых, счастливых, старающихся укрыться от мировых проблем людей, влюбленных в жизнь и Гоа. Они прославили Гоа на весь мир. Коренные гоанцы росли рядом с ними, помогали, тоже узнавали что-то новое для себя о том, как живут люди за пределами Индии. Процесс узнавания друг друга был обоюдным. Так был создан Гоа – такой, каким он дождался нас.

Каждая жизнь и история – уникальны по-своему, интересны. В Гоа хипповали множество людей, ставших потом известными всем. Обо всех не расскажешь. Немного про тех, кто остался там надолго.

Джангли, молодой итальянский художник и скульптор, пришел в Гоа пешком из Италии. Представляете, пешком? Он шел несколько лет, через много стран. Но добрался до места, ставшего его второй родиной. Это он подарил нам лицо Шивы на Малом Вагаторе, обращенное на восход солнца. Он высекал его из скалы на берегу. Это был тяжелый долгий труд.

Все старые фото с О Гоа.ру 

Сколько людей видели Шиву, сколько фото сделано – не счесть. Я думаю, даже только за это – жизнь Джангли можно считать состоявшейся. Он подарил нам Шиву, почти пятьдесят лет живущего у самой кромки океана. Жаль только, что время делает свое дело. Шива разрушается, все больше трещин и сколов. Я фотографирую его с 2009 года. И даже на моих фото видно, как он изменился. В Гоа идут и просто природные изменения, они очевидны на многих пляжах. И теперь Шива часто зарывается в песок. По утрам индусы из соседних шек откапывают его. Они тоже его любят.

Джангли остался в Индии навсегда. Местные индусы с удовольствием рассказывают про него разные байки. Долгое время он работал в Найн Баре, его многие хорошо знают. Сейчас работает в музее в Арпоре. Женился, говорят, вроде даже на русской. У него красивый большой дом, несколько маленьких детей. Не знаю точно, правда это или нет, эти люди не любят чужого любопытства, живут достаточно замкнуто, не пуская в свой круг посторонних. Я надеюсь – все так и есть.

История гоанских хиппи прочно связана с именем Клео Одзер. Именно она впервые поведала миру о них. Клео принесла в Гоа самая первая волна хиппи, когда ей еще не было двадцати. А потом ее называли королевой Гоа. Домой, в Америку, она вернулась в самом начале восьмидесятых, выучилась, получила степень доктора философии и антропологии. И написала книгу о фриках в Гоа и о своей жизни там, полной приключений. Книга эта долго считалась большой редкостью даже в США, потом была переиздана еще раз уже в Гоа. Недавно переведена на русский язык.

Клео вернулась в Гоа в середине девяностых, уже тяжело больная. О последних годах ее жизни и смерти, предположительно в возрасте пятидесяти лет, ходит много разных слухов и версий. Есть даже такая, что она вовсе и не умерла, до сих пор живет в Гоа, избегая публичности. Но наиболее вероятно все же, что скончалась она в госпитале в Мапсе в полном забвении, тело никто не забрал, оно было похоронено тоже в Мапсе.

Клео Одзер.

Имелся в Гоа и свой хиппи-король, его называли Восьмипалый Эдди, у него на руках было восемь пальцев, а не десять. Этот человек появился в Гоа в конце шестидесятых, ему уже было под сорок. И тоже остался навсегда. Как и все, кто долго живут там –  стал индуистом. После его смерти в 2010-м, стал вопрос о кремации. Друзья хотели, чтобы он был кремирован по индийским ритуалам в Варанаси. Но на это не было денег. В момент смерти с Эдди находился его друг, американский журналист. Он бросил клич на Фейсбуке. Буквально за несколько часов были собраны сто тысяч рупий для Эдди на погребальный костер в городе мертвых. На этой церемонии присутствовали много старых хиппи.

Эдди.

Гоа внес серьезную лепту в музыкальную культуру. Рок музыканты со всего мира собирались там. А еще Гоа – родина трансмузыки, где рок смешался с чисто индийскими этническими мотивами. Про Гоа, как пристанище для музыкантов, тоже сложено много легенд. Если вы будете спрашивать местных, они обязательно расскажут вам про известного голландского музыканта, долгое время скитавшегося по Индии и жившего потом в пещере у океана в Гоа, пока индийские власти ни депортировали его на родину. Но он потом тоже возвращался снова и снова.

Если говорить о музыкальном Гоа, надо обязательно упомянуть Гоа Гила. Это именно он сделал Гоа законодателем музыкальной мировой моды. Юность Гоа Гила тоже прошла среди хиппи в Гоа. О нем рассказывает Клео Одзер в своей книге. Правда, все значимые персонажи у нее описываются под псевдонимами. Потом Гоа Гил уехал домой, там он живет, играет, работает. Но всегда возвращается в Гоа, ежегодно. В том числе и за новой музыкой. Гоа – место рок-фестивалей. Многие из нас посещали Санберн в Вагаторе, там часто проходят и другие.

Гоа Гил тоже много интересного знает про самое начало Гоа для европейцев. Он рассказывал об этом в своих многочисленных интервью. Они потрясающе интересные. Мне понравилось, как он говорил о том, что многие старые хиппи просто исчезли, растворились в какой-то момент, никто ничего не знает о них. Некоторые стали садху, так и бродят по дорогам Индии. А другие…. Их просто не стало, но они все равно здесь, в Гоа, их души. Он, Гоа Гил, чувствует это, уверен, они просто стали недоступны взглядам, невидимыми.

Гоа Гил.

Про старых гоанских хиппи можно рассказывать бесконечно. Каждый из них – уже история, гоанская. Многих, с тех самых старых реликтовых фото и записей, можно просто встретить на улицах и рынках. Они вполне узнаваемы, индийское солнце законсервировало их. Есть в Гоа и их специальные местечки, где они собираются вместе. Некоторые из них традиционны – еще с тех самых времен. Но это вовсе не означает, что этим людям нужно наше любопытство. Те фото сделали их слишком публичными. А они вовсе не стремятся к известности, порядком устали от своей узнаваемости. Они просто живут свою гоанскую жизнь там.         

Когда в Гоа хлынул поток туристов из разных стран, многие хиппи перебрались оттуда в другие штаты. Гоа стал слишком шумным для них. Некоторые осели в Гокарне, тоже на берегу океана. Раньше они жили в шеках на пляже. Но пару лет назад собрались все поближе друг к другу в одном районе, нашли там жилье. В Гокарне их тоже можно часто встретить. Я помню одного, несколько лет жившего в соседней со мной шеке, очень общительного, с удовольствием беседующего со всеми. Других часто можно увидеть в городе, в некоторых кафе. Сейчас уже даже сразу не поймешь, что это европейцы. Они одеты, держатся как индусы. Их пускают в любые храмы в Гокарне. Мне кажется, эти люди уже даже больше индуисты, чем сами индусы, которые очень уважают их, не только за веру, за многое, хотя бы за то, что они говорят на их языке.

Первые транспати в Гоа.

Индийские власти с самого начала были недовольны потоком экстравагантных европейцев, хлынувшим в Гоа. Они нарушали правила поведения, принятые в патриархальной Индии. Иностранцы оккупировали юг, где старые традиции особенно чтут. Среди них были люди, бежавшие от закона в своих странах. И если уж говорить прямо – оттуда шел импорт наркотиков в Европу и США. Но властям противостояли свои же местные жители. У них появилась работа и заработок. Да и справиться с этим процессом было трудно, он быстро стал стихийным, все больше людей интересовались Гоа во всем мире.

Поначалу правительство Гоа еще пыталось предпринимать какие-то меры против нелегалов. Регулярно в апреле устраивались рейды по отлавливанию и депортации из страны иностранцев, проживающих в Гоа с закончившейся визой. Диктовалось это еще и гуманностью. Впереди сезон дождей и сильной жары. Не все иностранцы смогли бы их пережить без удобного жилья, в пещерах и палатках. Их насильно отправляли на родину. Депортация была бесплатной, и многие, обнищавшие в путешествиях, охотно пользовались этой возможностью улететь обратно домой.

Когда фриков стало слишком много – власти решили применить другие, уже суровые меры. Теперь за нарушение визового режима стало грозить заключение. В районе Калангута даже была построена специальная тюрьма для иностранцев. Выжить в обычной индийской тюрьме европейцам сложно. Но и приготовленные специально для нас апартаменты за решеткой – тоже не сахар, там намного хуже, чем в наших тюрьмах.

Постепенно индийскому правительству просто пришлось смириться с массовым туризмом. Тем более, что он приносит штату ощутимую прибыль. Власти Гоа теперь всеми силами пытаются развивать именно цивилизованный, богатый и безопасный туризм, приносящий большой доход. Для этого в Гоа, особенно на юге, были построены комфортабельные отели, рестораны. Это дань необходимости, туристов в Гоа и Индии становится все больше. Власти заинтересованы в деньгах от них.

Много иностранцев мечтает жить в Индии. Натурализоваться там почти невозможно – это тоже осознанная политика государства. Но имеются и исключения. И самое главное – это Ауровиль, небольшое интернациональное поселение на территории Индии рядом с Ченнаем, похожее на город Солнца, о котором мечтал Кампанелла. Ауровиль назван в честь индийского философа и революционера Шри Ауробиндо, считавшего такие поселения идеальными. Основан Ауровиль ученицей философа, ее принято называть Матерью. На территории Ауровиля действуют свои собственные визовые законы. Многие иностранцы приехали туда, чтобы остаться в Индии. Давно уже нет Матери, но ее городок все еще продолжает существовать, пусть и становится все меньше

 

Русские в Индии появились в девяностых годах прошлого столетия. Понятно, конечно, что имеется в виду массовый русско-индийский туризм, и открытие Индии для России уже в современную постсоциалистическую эпоху.  А так – русские в Индии бывали и раньше, начиная с Афанасия Никитина, Рерихов. Имеются русские поселенцы и в Ауровиле. Я где-то читала, как две женщины из России впервые попросили убежища у Индии в далеком девяносто первом году, власти не отказали. Потом они долго жили в Ауровиле, может, и по сей день там живут.

Сейчас русские ездят в Индию часто. Кто-то понежиться под жарким солнышком на гоанских пляжах. Другие лечиться и омолаживаться с помощью древнего искусства аюрведы. Некоторые ищут духовного просветления в ашрамах. Кто-то просто путешествует с рюкзаком. Индия привлекает самых разных людей. Страна у нас большая, народу много. Мы потеснили в Индии даже англичан, не говоря уж о других европейцах, израильтянах, американцах. Мы тоже вписываем свою страницу в историю Гоа, меняем его под себя и вместе с собой. Такая уж судьба у этого штата – стать воротами в Индию если не для всех, то многим.

 

И теперь уже индусы обсуждают и рассматривают нас, как когда-то для них были внове первые хиппи. В Гоа прилетают люди из всех городов России: музыканты на фестивали, туристы, зимовщики, артисты и режиссеры в поисках новых возможностей, художники. В Морджиме уже живет целая русская деревня. Многим удалось купить там недвижимость еще до 2008 года, пока это было возможно. Местные жители говорят, что в Морджиме все индусы стали миллионерами, благодаря нам, русским.

Имеются сейчас в Гоа и русские фрики, и даже просто бомжи, или они становятся ими там, попав под чарующую расслабленность Гоа, забыв о тех, кому нужны дома, или просто не имея там обязательств.

В Гоа случается много разных историй, такое уж это место, вдохновляющее всех. Бывают прекрасные: кто-то находит свою любовь или расстается с тем, что ему не нужно, рождаются дети у родителей, что уже и перестали мечтать об этом, обдумываются шедевры и даже научные открытия,  еще разные замечательные чудеса. Но, к сожалению, и грустных историй тоже полно, и даже трагических.

Кто-то, бросив все на свете – тоже решает остаться там навсегда. Но это «навсегда» продолжается иногда всего несколько лет. Индия – сложная страна, не проживешь без денег, друзей и работы. Там легализована продажа всякой дряни. Там жарко, в сезон муссонов много разных болезней. И для белых бродяг все эти обстоятельства часто становятся фатальными. Хуже всего, когда там пытаются бомжевать с детьми. Им местные условия совсем не подходят.

Случаются там и просто несчастные случаи – кто-то утонул, разбился на байке, бывают изнасилования. Гоа сегодня – это такая маленькая русская колония со своими собственными особенными и просто проблемами и радостями - на другой планете, в Индии.

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 116
    14
    356

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • valeriy693

    Про хиппи и жаркие страны - это ещё лучше даже, чем просто про жаркие страны. Можно и согретья, и поумнеть

  • valeriy693

    У нас тоже тут почти все значимые персонажи под псевдонимами. Прям как у Клео Одзер

  • plusha

    Последние транки и Грыжа Ога! Только у нее я всех узнаю, кто есть кто....а тут в реале никого никогда не узнаю, зато псевдонимы все живые....

  • Karl

    Плюша привет, представляешь наткнулся на публикацию в комсомольской правде, про то что сейчас в ИНДИИ есть фанаты советских детских книг в ФБ есть индийская  группа  книг времён СССР https://www.kp.ru/daily/27348.3/4529083/  

  • Karl

    Подумал, что тебе как индиаведу быть может это будет интересно https://www.facebook.com/SovietLiteratureInMarathi/?ref=page_internal

  • plusha

    Kremnev207 привет, Жень, все прочитала и посмотрела. Ну как бы сразу хочу сказать - по моим наблюдениям практически половина того, что у нас пишут и показывают по тв про Индию - неправда, как есть. И уж если это касается и прямо вот таких конкретных и очевидных вещей (как однажды зимой прошло у нас по тв, что в Гоа, в  Индии вспышка малярии, поставив на уши всех родственников, тех, кто находился там, а мы об этом и не слышали вообще, да и не бывает малярии зимой....), то тем более - такой расплывчатой штуки - как интерес индусов к нашим старым сказкам времен СССР. Лично я такого не замечали и не видела, и не слышала.... группа в ФБ очень небольшая, и посты появляются раз в год.... а там, не знаю, может быть, конечно....Должно, по идее, им нравиться, я считаю, у нас с ними много общего прямо на генетическом уровне.

    Но вообще индусы что-то о России знают..... я в ФБ тоже торчу в такой группе, для индусов знающих русский язык. Их таких много, особенно из пожилого поколения. Многие учились у нас ( в основном, на врачей ) в период активной советско-индийской дружбы. Все они сейчас с удовольствием вспоминают эти годы. У некоторых русские жены, даже и более молодых. В Гоа русский язык на вес золота вообще. Там всего два русскоговорящих врача (тоже у нас учились), так у них тааааакая практика, очереди стоят, они богатыми людьми стали. Я знаю, что дома у них даже  тв на русском есть, чтобы, не дай бог, не забыть язык. То же самое касается и других специалистов в Гоа. Вообще, русский язык в Индии сейчас очень востребован, особенно в Гоа. Многие наши работают там учителями в школах, учат русскому. Я даже сыну как-то предлагала - дорогущий колледж искал русских учителей музыки, рисования и физкультуры. А если устраиваться там на работу легально (как там предлагалась), там есть минимум, который они обязаны платить иностранным специалистам - 1500 долларов, а при ценах в Индии - это как тебя королем назначили.

    Так как-то.

  • Anat-K

    у меня проиворечивое отношение к этим хиппи)) Раньше был интерес, потом, посмотрел, что они из себя представляют по фильмам, статьям, фотографиям и решил, для себя, более распущенных и безответственных людей еще поискать придется))) И переболел их движением)) Тем более с годами. И вот даже сейчас гляда на фото с ними, скорее смотрю на них, как на "блаженных" бездельников, чем на каких-то серезных людей)) Безответственных, распущенных, духовных тунеядцев)) Фиг с тобой, как говорица, хочешь с ума сходить, сходи как-то сам по себе, но зачем из своей придури делать культ! Ведь молодежь на такие вещи сильно падки)))

    Прощу прощения за своё брюзжание))) Но сегодня я бы лишь со стороны посмотрел на нх, без погружения в тему так сказать))) в Индии есть более серьезные вещи для "погружения")))

    За пост, конечно, спасибо! Вполне информативно.

  • plusha

    Мистер Белый 

    Я столько инфы про них перевернула, океан просто. И мои выводы: мне интересно движение хиппи, вот то, настоящее, первая волна в Гоа. Потому что они искренние были, пусть даже и заблуждались...а потом было много подделок, включая и наших отечественных, не, это уже не то. Про хиппи много чего есть стоящего. Вот например (чтобы если без экзотики) "Мосты округа Медиссон", книга и фильм, фильм даже лучше - отражают, да, настоящее.

  • Anat-K

    plusha 

    я конечно не спец по ним, чтобы предметно и обстоятельно разбирать суть их "культуры". Может быть и так, что со временем на основы "свободы" нанесло много мусора и грязи, и появилось вот это безобразие, как общие дети, беспорядочное половые отношения, безответсвенное отношение к семье, если хиппи - значит обязательно на веществах, и так далее. Как говорится "По плодам дерево познается". И вот эти плоды выглядят совсем не прилично))) Я бы не хотел чтобы мои (условные) дети были хиппи, в том виде, что мне про них известно))) Сам-то я уже "оторванный ломоть", меня не просто испугать "голой писькой" или косяком с ганждубасом))) бгггг А вот подростки, то да....Я и сам в свое время с пеной у рта доказывал "Вы ничего не панимаити", про них))) Сейчас самому стало смешно кокой был недалекий я)))

  • plusha

    Мистер Белый 

    Хиппи - как молодежная культура, движение, пережило в отличии от других всплесков, десятилетия, что само по себе что-то значит. Но и выродилось, конечно, уже. Я бы тоже не хотела, чтобы мои дети...и они не хотят, хотя играли в это все, разное, в школе, но именно играли. 

    Многие старые хиппи так и остались жить в Индии, многие убрались давно из Гоа, там стало слишком шумно. Про них тоже есть книги и фильмы уже, они сами история, интересная. Их там можно встретить (если задаться целью), прямо с этих вот старых фото персонажей. Но они необщительны и не дружелюбны к чужим...но вообще мне попадались, и со стороны посмотреть интересно, и даже беседовать довелось. Мощно, конечно, и индусы их страшно уважают.