В некотором царстве, в некотором государстве...

Живёт-бывёт на свете такой артист Кеннет Брана. В свободное от исполнения ролей в кино и театре, означенный гражданин снимает фильмы. Некоторые по собственным сценариям. И в 1996-м он (в который раз) замахнулся на Вильяма нашего Шекспира. Так вышел фильм «Гамлет». В нём он и заглавную роль исполнил, и сценарий написал, и срежиссировал. Сюжет пересказывать смысла нет, фильм довольно строго следует тексту, который, полагаю, знаком всем (кто не читал — рекомендую, хе-хе).

Здесь нужно сделать отступление. Как известно, пьеса основана на хронике «Деяния данов» Саксона Грамматика, охватывающей период от древнейших времён до двенадцатого века. События «Саги об Амледе» (из третьей части хроники) принято относить к промежутку между пятым и седьмым веками. У Шекспира, как известно, они фехтуют шпагами, ведут себя как современника драматурга. Говоря проще, на историчность эта пьеса не претендовала по определению. В своём роде англичанин создал какую-то свою страну, где «всё не так», которая по какой-то вздорной прихоти называется Дания. Наподобие Казахстана Саши Барона Коэна, или Рио-де-Жанейро Остапа Бендера. Если принять это допущение, то странности фильма перестают вызывать недоумение и начинают отлично работать на повествование.

Исходя из предыдущего тезиса, можно предположить, что Брана, пошёл по тому же пути, и воплотил в кадре, какую-то сказочную страну, которую с тем же успехом можно назвать хоть Швамбранией или Тилимилитрямдией. И в этой стране явно «подгнило что-то». Двор короля с его интригами, удушливой обстановкой, лицемерным окружением. Вечная зима, постоянные сумерки или ночь. Зимние пейзажи угрюмы и бедны. Жуткое место. Впечатление, чего-то потустороннего. По антуражу можно предположить, что эта страна уже прошла стадию промышленной революции (почему бы и нет? Как известно, герои шекспировской пьесы тоже не в пятом веке действовали). Впрочем, технический прогресс мало затронул нравы жителей этой «Дании». Лучшим способом прийти к цели так и осталось убийство потенциальных и реальных конкурентов, а основным способом подчинить себе окружающих являются либо подкуп, либо насилие (правда, и в нашем мире это до сих пор актуально). И в этом неаппетитном вареве главный герой и барахтается. А тут ещё и призрак заявляется, и заявляет, что всё совсем плохо. Я-де папенька твой, и не волею божию, а своего братца, твоего дядюшки помре. Есть от чего прийти в расстройство. Кстати, сцена диалога с призраком исполнена классно, нагоняет жути не хуже этих ваших «Восставших из Ада».

И вот, наш принц раздумывает, произносит ставшие классическими монологи и всё в таком духе. Во дворце, где всё приспособлено для слежки за его обитателями. Большая часть действия снята общим планом, в той или иной сцене действующих лиц минимум. Что в весьма просторных помещения дворца создаёт эффект какой-то ничтожности потуг героя. Даже в сценах с довольно большим количеством людей камер отходит ещё дальше, представляя и массы незначительными и беспомощными. Что создаёт сильный контраст с теми сценами, которые, полагаю, по замыслу режиссёра, призваны показать, что в кадре — живые люди, такие же как мы. Особенно это бросается в глаза в сцене у могилы, где Гамлет ведёт диалог с землекопом. Вечер, какой-то жуткий лес, но чередование крупных планов персонажей, их взаимное расположение в пространстве дают эффект уюта, человечности. Своего рода передышка от густого макабра.

В фильме не приращено никаких дополнительных смыслов. Всё сводится к сакраментальному «быть или не быть», что на всякую хитрость найдётся ответная уловка, что если вступаешь в схватку даже за правое дело тебе успех никто не гарантирует, что в условном Датском королевстве подгнило не что-то, а вообще неясно, как оно ещё держится. Но благодаря визуальным решениям эти нехитрые, в общем-то, вещи доходят с какой-то особенной остротой, а отдельные сцены прямо-таки застревают в памяти. Подводя итог, можно утверждать, что данная постановка отличный пример понятного киноязыка и внятного визуального повествования, которые отлично дополняют речь героев. Нет никаких гарантий, что фильм вам понравится, но посмотреть его стоит. Ума он точно прибавит.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 12
    6
    109

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.