cp
Alterlit

Рецензия на фильм «Последняя дуэль»/The Last Duel

#последняя_дуэль #ридли_скотт #мэтт_дэймон #адам_драйвер #новые_критики #metoo

год: 2021
режиссёр: Ридли Скотт
в ролях: Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Бен Аффлек, Джоди Комер


Куртуазный бонжур зрителям!

Жизнь — занимательная штука. Иногда бывает, что даже закоренелый преступник-рецидивист неожиданно вступает на путь исправления, удивляя окружающих и порождая робкую надежду у специалистов по ресоциализации на то, что их работа не является лишь пустым перекладыванием бумажек. Нечто подобное произошло и с сэром Ридли Скоттом, который последние 10 лет снимал жуткий отстой, а после «Волков» и вовсе дал общественности весомый повод сомневаться в своей душевной стабильности. И вдруг, не с того ни с сего Ридли снял почти приличный фильм, а значит надо срочно разбираться, в чём дело.

Жили-были во Франции XIV века два эсквайра, боевых товарища и реальных исторических личности — Жан де Карруж и Жак де Гри. Это сейчас эсквайром имеет право называть себя любой, имеющий степень доктора наук, а в средние века это считалось рыцарским званием начального уровня, для получения которого надо было хорошенько поработать мечом. Де Карруж был одним из лучших рыцарей во всей Нормандии, а де Гри, хоть и не имел лавров война, тем не менее был прирождённым дипломатом и пользовался расположением графа, управляющего их областью. Эсквайры были хорошими друзьями и даже спасали друг другу жизнь в бою, но судьба распорядилась так, что между ними пробежала чёрная кошка по имени леди Маргарит. 

Де Карруж, как человек простой, не сильно разбирался в бизнесе, да тут ещё чума выкосила половину его крестьян (очевидно, забыли вакцинироваться), словом, возникли проблемы с выплатой налогов сюзерену. Чтобы поправить дела, Жан решил жениться на дочке одного из местных феодалов, попавшего в немилость из-за того, что во время Столетней войны присягнул на верность англичанам. На бумаге всё выглядело отлично: я вам незапятнанное имя и доступ к королевскому двору, вы мне дочку и солидное приданое. Но по идиотскому стечению обстоятельств вышло так, что часть приданого, пока ещё формально принадлежавшего отцу невесты, отжал себе де Гри. Де Карруж погоревал немного, но в итоге плюнул — мало ли, замком больше, замком меньше, не ссориться же со старым другом. И тут вмешалась леди Маргарит и начала пилить мужа, мол, ах-ах, в том замке у живописного озера у нас был розовый сад и красивые витражи, и вообще, что ты за мужик, если не можешь защитить моё приданое. Жан, будучи человеком резким, недалёким и агрессивным, что очень помогает в бою, но сильно осложняет жизнь в мирное время, тупо повёлся на это и решил побороться с де Гри, с треском проиграл суд и лишился ещё одного фамильного замка. 

Прошло несколько месяцев, страсти остыли, де Карруж успешно съездил повоевать в Шотландию, получил высшее рыцарское звание и право называться сэром, друзья публично помирились, и казалось бы, всё вернулось на круги своя, но тут леди Маргарит так успешно пофлиртовала с де Гри на светском приёме, что тот не выдержал и заявился к ней в гости в отсутствие мужа. Что именно произошло дальше в особняке де Карружа, покрыто тайной, но на следующий день Маргарит заявила, что её изнасиловали. 

Это сейчас «жертве» поверили бы без каких-либо доказательств, а де Гри дали бы 120 лет без права переписки, но с точки зрения рационального средневекового права, ситуация была далеко не однозначной. Во-первых, поскольку жена является собственностью мужа, фактически пострадавшим являлся де Карруж, а он оставил своё имущество без присмотра, так что сам частично виноват. Во-вторых, поскольку свидетели показали, что Маргарит сама одевалась вызывающе и флиртовала с де Гри, выходит, что она его соблазнила, и протестовала против секса лишь формально, а значит, тут речь идёт о прелюбодеянии и судить за это должна Святая Церковь, причём в первую очередь саму блудницу. Поскольку у де Гри были хорошие связи с церковными иерархами и он мог выйти сухим из воды, у мужа не осталось другого выбора, кроме как требовать «суда божьего», то есть, дуэли до смерти с обидчиком. 

Ну а леди Маргарит, в случае смерти мужа в поединке, ждало сожжение на костре за лжесвидетельство, поскольку, в отличие от современных Джадд и Шурыгиных, со средневековых распутниц был реальный спрос.

Фильм построен по классической формуле «Рашомона» Куросавы, и зрителю предлагается посмотреть одну и ту же историю с трёх точек зрения — де Карружа, де Гри и Маргарит. Впрочем, живём мы всё-таки в эпоху #metoo, поэтому титры, обозначающие начало эпизодов, так прямо и заявляют — правда это то, что говорит Женщина. Всегда и везде! А если вам что-то не нравится, спросите у Харви Вайнштейна, как там у него дела с апелляцией. Так что основной акцент в фильме делается не на то, как Жан с Жаком воевали против англичан и организовывали дела в графстве, а на перспективу жертвы жуткого мужского шовинизма. Леди Маргарит, кстати, по фильму выходит такая умница, что диву даёшься, как же без неё во всей Нормандии не остановилась жизнь. С точки зрения воинствующего феминизма куны не нужны, поэтому стоило Жану уйти на войну, как Марго немедленно провела оптимизацию его феодального хозяйства, отдав приказ пахать на боевых конях, в результате чего и поля культивируются и налоги собираются. Правда, загнанных коней потом нельзя отправить мужу на фронт, но это мелочи. 

В процессе эффективного менеджмента поместья, пробившая стеклянный потолок CEO Маргарит случайно стала свидетельницей спаривания племенного жеребца. Марго как увидела метровый конский пенис, так сразу поняла, что несчастлива в браке и вообще, муж её жутко абьюзит. Тут следует сделать лирическое отступление и посетовать на русофобию Голливуда, из-за которой только Стивен Сигал и Гай Ричи осмеливаются включать песни российских исполнителей в саундтреки к своим фильмам. Если бы сэр Ридли снял шоры с глаз, то он непременно догадался бы дополнить вышеупомянутую сцену с конём не тревожной музыкой в стиле Ханса Циммера, а композицией «Я так люблю, когда большой...» группы «Ленинград». Ну а дальше под руку Марго подвернулся де Гри и произошёл адьюльтер. 

Хотя, конечно, если смотреть на дело рационально и справедливо, Жан де Карруж тоже дурак. Вроде и не бедствовал, коней разводил на продажу, да и казна ему выплатила 300 золотых за поход против Шотландии — словом, вполне мог себе позволить купить жене пояс целомудрия. Нет, как верно говорится в фильме, если изнасилование и правда было, то эсквайр де Гри виновен в преступлении против частной собственности де Карружа, но с другой стороны, если ты не ставишь сигналку на машину, не удивляйся, что рано или поздно магнетолу у тебя таки сопрут. 

Словом, получилось как всегда — муж недоглядел, одно на другое наложилось, пацаны поссорились из-за бабы и в итоге порубали друг друга секирами.

С технической стороны фильм снят классно, талант, как известно, не пропьёшь, хоть сэр Ридли и старался, так что немногочисленные, но интенсивные зарубы на мечах поставлены весьма реалистично, злобно и кроваво, рыцарский турнир сделан очень красиво, немедленно напомнив сцены из «Айвенго». Очень интересно понаблюдать за ходом средневековых судебных тяжб, и иногда хочется даже смахнуть скупую слезу, вспоминая объективный инквизиционный процесс, который мы потеряли. 

Просто великолепно отснята натура, реально сохранившиеся замки северной Франции поражают своей красотой, здорово воссоздан средневековый Париж с недостроенным Нотр-Дамом и свиньями, бегающими по Елисейским полям, на костюмы, золотую и серебряную посуду, готические интерьеры и прочий реквизит приятно смотреть.

Но, несмотря на очевидные достоинства фильма, исторические ляпы портят всё впечатление от просмотра. В частности, в фильме нет ни одного негра, араба или китайца! Серьёзно, специально посмотрев фильм два раза подряд, я так и не нашёл ни одного простого чернокожего крестьянина XIV века, рыцаря Махмуда или кюре с острова Тайвань. Словом, чушь какая-то, всем же известно, что мультикультурализм — древнейшая европейская ценность. Что за вопиющий расизм?

Говоря о кастинге, могу с удовлетворением заметить — «Miramax» мёртв, но дело его живёт, а именно, в полном соответствии с классическими традициями Кевина Смита, если в фильме присутствует Мэтт Дэймон, значит рядом должен быть Бен Аффлек. Дэймон очень хорош в роли этакого простого рубаки с железными принципами, что, впрочем, сочетается с практицизмом и умением постоять за себя в суде. Аффлек, которого критика ругает почём зря, тут находится в своей стихии, умело изображая аристократа из высшего общества, который в гробу видал все эти рыцарские традиции, и предпочитает проводить время исключительно в пьянках и оргиях. Адам Драйвер преподносит приятный сюрприз — возможно Кайло Рену из «Звёздных войн» не хватало бороды и кольчуги, но в «Дуэли» он неожиданно перевоплощается в нормального мужика, пусть и весьма хитрого и предприимчивого. Джоди Комер тоже сыграла очень и очень неплохо, причём её так хорошо загримировали и приодели, что я сначала даже не понял, что это она, приняв её за красивую французскую девушку.

Итог: очень прилично снятый и качественный исторический фильм, глупые политкорректные элементы которого практически не портят общее впечатление.

  • 33
1

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • capp
    Kэп 13.12.2021 в 14:26

    Не смотрел, но осуждаю. 

    Обоих.

  • YaDI
    ЯДИ 14.12.2021 в 05:18

    категорически не согласен с автором в том, что всё понасниматое Ридли нашим Скоттом ( и тв-волки в том числе) за последние 10 лет является "жутким отстоем" - нет, не всё!!!

    за обзор спасибо, качаю, но вот что странно, он на Руторе появился еще в 4х-5х числах декабря, а в топе его нет и не было, нашел чисто поиском. кроме того рейтинг невысокий да и отзывы не очень-то

  • capp
    Kэп 14.12.2021 в 07:34

    ЯДИ  

    а вот "Страна яблок" так и не появилась на руторе..:(

  • Psychoscum
    Александр Костин 14.12.2021 в 07:38

    ЯДИ спасибо за мнение. От "Волков" меня в своё время чуть не вырвало.

  • YaDI
    ЯДИ 14.12.2021 в 09:32

    Kэп да ваще беспредел какой-то

  • moro2500
    moro2500 14.12.2021 в 10:44

    качну пожалуй..

  • bbkhutto
    Lissteryka 14.12.2021 в 12:14

    очень прилично снятый и качественный исторический фильм, глупые политкорректные элементы которого практически не портят общее впечатление/с/

     

    ну да, ну да 

    на самом деле, фильм, конечно, крутой и умный 

    что крайне удивительно для сегодняшнего большого кино 

  • rofl146
    Юрег 04.02 в 16:49

    Классный фильм🙂👍

    Рад был снова увидеть Аффлека и Деймона вместе, как в старые добрые))

    Правда не покидало чувство того, что Бэн Аффлек сейчас скажет  - "Я бэтмен...😠" и пойдет выдавать люлей супермену)