Против графоманов

Проходил тут как-то мимо, гляжу, графоманов[1] гонят в Сети. Я к народу сразу решил присоединиться – уж очень люблю в народе потусить. Но задумался на секунду, что этим я хочу сказать людям? И опоздал – все дальше понеслись с ликованием. 

Стою, думаю, потому как не догнать. Сперва открылось, будто сказать я этим хотел всем, что не графоман я. Сам всегда знал и знаю, но другим сообщить, для чего засветиться в охоте на графоманов – самое то необходимое есть. Потом подумалось, что про себя все и так знают, даже когда кокетничают. Те знают, которые литературу пишут, – творцы литтекстов. Значит, графоман – это всегда некто «не я», поскольку никак не может быть, чтобы я графоман, но одномоментно графоманов этих в литературе немерено, хоть в Сети, хоть на бумаге. Получается, будто «их», графоманов, много, а «меня» среди них ни одного. Апория прямо, рассудить труднее, чем Ахиллеса бедного с черепахой. 

Куда смотреть, чтоб разобраться? Приходится в себя самого, потому в другого никак нельзя непосредственно, зато все мы люди и аналогично. Когда повнимательнее, то глядят на меня оттуда две ипостаси: писатель текстов и читатель текстов. Они отдельные, но не совсем. Когда чужие тексты, то читатель главный: он различает склад банальностей и глупостей и, следовательно, пустоту одних – их в графоманию и забыть – и глубину, внезапность и роскошь языка других – эти в истинную литературу и перечитывать. Но свои тексты идут по ведомству писателя, производителя, каковой затратил на них силу ума и богатство чувств, озарил вдохновением, отдал им свои восторги и разочарования, положил, наконец, на них труд свой, и потому они всяко не могут не быть лучше других многих. Пусть не Гете, но где-то как-то что-то. В одной, в общем, с ним лодке. Здесь участь читательской ипостаси – в стороночке стоять, не отсвечивать. О своих текстах иметь мнение, как о покойниках: либо хорошее, либо превосходное. 

Получается, мой развитый вкус (а какой другой может у меня, у литтворца, быть!) свободно проявляется у меня в отношении чужих текстов, но не своих собственных: тут он в подсобниках, как велят. Тогда, если предположить, пусть в действительности этого никак не может случиться, но только «для помыслить» исключительно, формальную возможность сотворения мною графоманского текста, то я в нем графоманства не увижу, сколь бы ни был изощрен мой читательский вкус, потому что мне как самодеятельному читателю ко мне, писателю, вход закрыт. 

Тут, скажут мне люди и не могут не сказать, самое место для критика, который будучи высококультурным читателем, способен совершенно беспристрастно (в идеально типическом случае), а значит, объективно судить любые тексты. Я бы да, но... Но я ему не верю, поскольку он только прикидывается читателем, он как будто читатель, а на самом деле он тоже писатель, и как писатель стремится, чтобы его текст заметили, и мой текст для него, в отличие от настоящего читателя, только материал, то, что должно быть преобразовано в его собственный текст, и отсюда оценка моего текста определяется потребностями его текста и, значит, его писательской ипостаси. Ему нет веры, поскольку и в нем командует писатель. 

А если... что трудно представить, не то, что воплотить, но помечтать? Вдруг во мне власть переменится, произойдет революция, в результате чего моя читательская ипостась станет верховодить, ничего своей писательской не должна, напротив, та будет в сторонке стоять вместе с другими писателями, держащими в руках сочиненные тексты в смиренном ожидании, когда я, суверенный читатель, соблаговолю обратить на них внимание и вынесу свое суждение о том, кому удалось сотворить Текст, а кому графоманскую поделку. Это и будет решительная победа над графоманией в отдельно взятом «мне», хотя и не «полная-окончательная», потому что «полной-окончательной» бывает только смерть. Но не будем о грустном. 

Затем и в мировом масштабе сходным случится образом. Мне, понятно, не дожить, а помечтать? 

------------------------------------------------- 

[1] Прим.: Графоман – очень обидное слово для обозначения совсем никчемного человека. Имеет широкое хождение в Сети, особенно на Литпорталах. 

14.02.2009

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 12
    6
    114

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • plusha

    А мне вот кажется, что графоман - вовсе даже и не обидное слово, а отчасти почетный титул. Графоман - тот, кто пишет маньячно, наслаждаясь процессом, производимым словом, не может не писать. И графоманами, безусловно, являлись все почетные литераторы, иначе их бы никто и не читал. Другой вопрос, что просто быть графоманом - мало, это просто такое хобби, для себя только. Чтобы тебя хотели читать - только этой маньячности мало. Нужно много ещё: умение, которое не одним днём даётся, навыки, которым учиться приходится, как и любому другому делу, опыт недюжинный. И много ещё всякого, а самое главное - способности, даже талант. И только тогда, может быть, но не факт, все срастётся. Так, по-моему, как-то.....

  • plusha

    Евгений Кропот ну вот у каждого как бы свои представления обо всем.....мои такие....я тут ещё заметила забавное такое....многие люди, которых я уважаю за их писательство, труды, любят так, по-тихому конечно: а я, знаете ли, милочка, между нами, завзятейший графоман, хехе....

  • plusha

    Kэп конечно же, всеми руками за....если хочется поискать истину, или что-то похожее на нее - то только в середине, нигде больше. Мой жизненный принцип давно во всем, ну и залог душевнго равновесия, надеюсь. 

  • pisetz
  • alexeygagach

    Я вот что придумал, и @александр Рубис со мною бы согласился. Нужно все тексты, конкурсные и иные, а также стихи, блоги и объявления от администрации, прочую беллетристику, загружать в главред. Брать оттудова оценки и помножать на коэффициент длинны текста. И тогда мы узнаем кто графомана, а кто писатель! И конкурсы судить будет легче. 

  • Kulebakin

    Алексей Гагач предлагаю пытать электричествои и тогда точно узнаем кто графоман, а кто писатель!

  • alexeygagach

    Олег Покс по какому признаку? 

  • capp

    Олег  а чем плохо электричество? 

    тем ли, что тебя излечили от графомании инъекциями бензина в голову, а не им?

  • sevu
    Этот тегст, мог написать только чел, понюхавший пробку вечером и не узревшим утренний бодун...И как он может говорить об этих "трубы горят", "жбан, как кочан", "во рту стекловата и мне хреновато"? Да никак. Поэтому то кртическое "утро вечера мудренней" ускользает от автора, и незрел он в своём неведении, когда то, что написано вчера, кажется написсано - с утра.
  • pisetz

    sevu Нет, с утра, конечно, можно кое-что и "написсать", но зачем?