ARMAGEDDETS NOW

(«Время вышло. Современная русская антиутопия»; М., «Альпина нон-фикшн», 2021)

#новые_критики #новая_критика #кузьменков #время_вышло #антиутопия #сборник #альпина #халтура

Начать придется издалека, уж простите за длинную преамбулу.

Последняя советская утопия – стругацкий «Полдень, XXII век» – вышла в 1962-м. Тот год поставил на жанре жирный крест: масла, мяса нет совсем, водка стоит 3,07. И голодные бунты по всей стране, от Одесского порта до плавбазы «Чернышевский» в Охотском море. И Карибский кризис под занавес. После чего писать об Эре Великого Кольца стало как-то неприлично. Лгали, лгали обольстители-мистики: нет никакого Кольца и не будет, а есть очередь за колбасой и налитые кровью бычьи глаза за прилавком, и страшно, страшно…

Свято место не бывает пусто. Новорожденная советская антиутопия разворачивалась в декорациях далекой планеты Торманс или буржуинского городка Хармонт: иного не дано, сами понимаете. Первой дистопией на отечественном материале, если не ошибаюсь, стал кабаковский «Невозвращенец», напечатанный в 1989-м.

За 30 лет российские прозаики изъездили тему вдоль и поперек. Причем, по примеру Кабакова, отнюдь не прогнозировали – просто доводили социально-экономические тенденции до логического конца. Самая масштабная антиутопия последних лет, сорокинская «Теллурия», стала каталогом обывательских фобий, растиражированных СМИ: коммуноправославие, исламский фундаментализм, распад России и война всех против всех. Я в свое время составил список первоисточников: от статьи Зюганова «Православие и коммунизм» до антимигрантских интервью профессора Малашенко. Знакомо до оскомины: утром в газете – вечером в куплете.

А надо бы с точностью до наоборот. Понимаю, что апеллировать к классикам тут наивно, но вот хоть Оруэлла возьмите. Угрюмый троцкист за 20 лет до умнейшего пьяницы Дебора описал общество спектакля во всех деталях: с общественно организованной видимостью, тотальным контролем, обнищанием языка и неизлечимым паралогизмом.

Кстати, по итогам девяти месяцев 2021 года Оруэлл – серебряный призер на рынке отечественного худлита: 482 600 экземпляров. И та же «Альпина», между прочим, тиснула новый перевод «1984».

Хотя жизнь даст фору любому сочинителю, будь то сам Оруэлл. На наших глазах 140-миллионная страна превратилась в богадельню для озлобленных и запуганных ипохондриков, – отдохните, классики.

При таких-то вводных я не стал бы рисковать и печатать сборник российских дистопий. Да еще и трехтысячным тиражом.

Тем более и сопутствующие обстоятельства не из лучших. Сочинения на заданную тему пишут впопыхах и на коленке, что не раз подтверждали подобные сборники «РЕШки». Плюс полная издательская всеядность: главред «Альпины нон-фикшн» Павел Подкосов в предисловии назначил «Процесс» Кафки антиутопией. И авторы умеют мало гитик. Правда, под патронатом редактора Анны Матвеевой даже Ганиева выглядит грамотной. Но это единственная хорошая новость. Так что на выходе вместо чаемого армагеддона имеем полный и безоговорочный армагеддец.

Кто-то из филологов, уж не упомню, писал, что дистопия успела выродиться в набор штампов: кровавая власть, непреодолимые социальные дистанции, человек в контрах с дивным новым миром. И страх как фундамент повествования.

Рубанов, Пелевин-младший да Веркин со товарищи и не думали латать изношенные жанровые клише: попросту плюнули на них и работали наобум. Впопыхах и на коленке, как и было сказано.

Андрей Рубанов «Аз Иванов. Выход в деньги». Одаренный математик Иванов придумал одушевленную супервалюту азио, каким-то образом внедрив в купюры цифровую копию сознания своей покойной жены. Разумная валюта желает быть потраченной, поэтому в первый день нового года счета частных лиц обнуляются. Зато азио не подвержен инфляции. Хм. Не похоже, что Андрей Викторович на журфаке МГУ политэкономию учил. Деньги без функции накопления – уже не деньги, а фантики, ибо лишаются абсолютной ликвидности. И как отменить инфляцию, не отменяя ее причин: сокращения ВВП, войн или монополизма? Садитесь, Рубанов, неуд. И как писателю тоже: к антиутопии эта финансовая фэнтезятина никаким боком.

Александр Пелевин «Планета Жирных Котов». В текст зачем-то имплантированы две нудные пародии на Э.Л. Джеймс и Ницше, да не в них суть. От пелевинского информбюро: нас оккупировала Планета Жирных Котов. Интервенты устроили землянам сущий ад: заставили их носить дурацкие шапки, а из всей музыки разрешили лишь бардовские песни. К главному герою, клиент-менеджеру, прибыл посланец расы разумных грибов из созвездия Большого Пса: клерк обязан исполнить древнее пророчество и покончить с тиранией. Но оккупанты о том узнали и протаранили Землю блуждающей планетой: «В ослепительном взрыве разнеслись по бескрайнему космосу осколки нашей планеты вместе со всеми нашими надеждами на лучшее, чувствами, мыслями…», – остаток безразмерного реестра опускаю. Хватит и того, что новые критики там прописаны отдельной строкой. Вот, выходит, ради чего Алекассандра наша Сергеевна пророчествовала.

Эдуард Веркин «Смена». Прежнюю свою антиутопию Веркин сработал из вещей общеизвестных. Получилось смешно: беспалый мальчик играл в камень-ножницы-бумагу, а каторжане спали на двускатных нарах. Нынче фантаст по завету мэтров взялся за то, чего не знает никто: мизи, кормач, мертвоход. Некто Арсений ублажал мизи Флоэму, – та, похоже, из кошачьих, – классической музыкой и поэзией. Служба такая. И, как на грех, вздумал читать Рильке, которого капризная клиентка терпеть не могла. За что и пострадал: морду лица ему в клочья изодрали. Это перевод с веркинского на русский. А в оригинале на Петрушевскую похоже: сяпала мизи по напушке и некузяво увазила Арсения, пуська бятая.

Александр Снегирев «Человек будущего». Благополучию главного героя пришел кирдык – понаехавшая мамаша поставила на балконе ведро для отходов, и все заверте:

«Компост рос, как здоровый малыш, и скоро потребовал утилизации. Мама легко нашла выход – устроила рассаду. Ладно бы цветы, нет, петрушка, помидоры, лук.  Урожай не заставил себя долго ждать, и мама начала закатывать банки. Модный интерьер пропах соленьями, на балконе теперь хранились мешки с грунтом и садовый инвентарь».

 Apocalypse now, ага. Московская резня бензопилой при температуре 451 по Фаренгейту.

И на остальных глаз не отдыхает. У Иличевского – пустопорожний треп с метафизической претензией, по образу и подобию «Исландии». У Букши – бесконвойная и безадресная шизофазия. У Панова – традиционная, аж скулы сводит, фантастика советского образца.

В результате из 13 текстов сборника по дистопическому департаменту худо-бедно числятся лишь три: шаргуновские «Двадцать два», садулаевский «Край, где сбываются мечты» и драгунская «Яхта из чистого золота».

Шаргунов придумал ж-жуткий вирус, что старит человека в 20 с небольшим. И это тоже неуд: на повестке дня как раз обратное – насильственная инфантилизация. Даром, что ли, ВОЗ продлила молодость до 44 лет? Все по Достоевскому: «Докажем им, что они только жалкие дети, но что детское счастье слаще всякого». Нам никогда не будет шестьдесят, а лишь четыре раза по пятнадцать!

Садулаев, особо не мудрствуя, сволок сюжет с елизаровского верстака. В недалеком будущем тексты унылого соцреалиста Самохина признаны крамольными: в них, якобы, есть намек на подлинную, неиллюзорную реальность. Власть гнобит диссидентов-самохинцев, те контратакуют. К сюжету прилагается агитлистовка, на живую нитку сшитая из веданты и марксизма: «Жизнь пролетария в майя‑сансаре не имеет никакой цены. Пролетарию в майя‑сансаре нечего терять. Пролетарий может и должен свободно, радостно умереть». Скучно? – ну, вот вам клубничный десерт: юная террористка балует минетом до полусмерти избитого маргинала. Гвозди бы делать из этих людей.

Драгунский написал классический постап. На смену Антинародному режиму пришла Новая Честная Власть, и все пошло по торной колее: казни, ссылки, повальное одичание. С безрадостной моралью: «Новая Честная Власть на самом деле никакая не новая, это просто второе или третье поколение бывшей власти: дети и внуки всех этих “вице” и “замов”, реальных правителей страны. А виселицы, лагеря и изгнания, ссылки в скромную трудовую жизнь – всего лишь расчистка рынка». Мысль верная, но далеко не оригинальная. Что, впрочем, ее не обесценивает.

Один более-менее годный текст на чертову дюжину – это безбожно мало. Потому название сборника выглядит суровым прорицанием. Куда мрачнее всех тамошних дистопий.

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 9
    7
    434

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Psychoscum

    Плюсплюсхорошая статья.

  • Kulebakin

    Все как обычно. С интересои читаешь и к концу понимаешь - читал ни о чем.

  • capp
  • horikava_yasukiti

    К сожалению, хромые на все конечности формулировки, посредством которых излагаются куцые мыслишки, не курьёз и даже не тенденция, а уже традиция. Досадно.

  • vkalitva

    По поводу 1962 года. Насчет повсеместных голодных бунтов - очень сильное преувеличение. И водка стоила 2 р 87 коп еще в 70-ые. Забываем великие вехи. 

  • alex_kuzmenkov

    Виктор Калитвянский Сделайте милость, не учите дедушку кашлять. Стишок про водку за 3,07 - из фольклора хрущевских времен: "Встань, Володя, поднимись / И с Никитой разберись". Летом 1962-го КГБ насчитал 58 стихийных забастовок (самые крупные: Омск, Донецк, Краматорск, Одесса, Кемерово, Артемьевск, Иваново, Новочеркасск) и 12 уличных демонстраций. Ближе к осени забастовали водители треста "Якуталмаз" в Мирном, а в сентябре - рабочие завода "Серп и молот" в Харькове.

  • vkalitva

    Александр Кузьменков Видите-ли, Александр, я сужу не по фольклеру, а по собственным воспоминаниям и карману. Я покупал за 2-87 в конце 60-х, в Комсомольске-на-Амуре, будучи старшим школьником. Покупал за ту же сумму студентом в городе Москве в начале 70-х. За три рубля водка переехала только во второй половине 70-х. 3-07 - вообще несуразная цифра. Тогда в моде был совсем другой цифрово-ценовой тренд. Он почему-то был связан с 2 копейками. Бутылка коньяку стоила 4-12. Водка тоже отметилась на 3-12. А потом было - 3-62, и поехало дальше. Такие вот реалии, дорогой дедушка.

  • alex_kuzmenkov

    Виктор Калитвянский Фольклор, видите ли, не на пустом месте возникает. Вы "сучок" покупали, народную марку. А цена "Столичной" в конце 50-х - как раз 30 рублей 70 копеек. Со всеми вытекающими.

  • sevu
     Андрей Рубанов «Аз Иванов. Выход в деньги».(с)...-  так-то обзор сборника из 13 рассказов начинается отсюда, но то ли афтор под спайсами, то ли неутомимый морфинист, то ли социопат, рисующий под "марками" лишь только себе понятную картину... Но как грится- "лишь бы человеку было интересно", остальным традиционно-фундаментально "Всем похуй", а вот поползновений на их консервативный взгляд со стороны автора с целью заинтереовать,я сам- не узрел.