Второе пришествие Левши (на конкурс)

         Второе пришествие Левши

         -Немедленно возьми ложку в правую руку, - строго  говорил отец маленькому Андрею.

Тот, насупившись, нехотя  делал  это,  потом  начинал  гонять  рисовые зёрнышки по тарелке и внимательно их рассматривать. Есть уже не хотелось, неудобно правой рукой. Дело в том, что Андрей   родился левшой. Не самое страшное, конечно, в жизни, но  из-за этого он испытывал давление со всех сторон.  Дома родители бдительно следили, чтобы там, где надо, он пользовался правой рукой.

–Правой, правой рукой надо писать- вторили им учителя.

Его упорно переучивали на  праворукость, но до конца это не удалось, так как  у него внутри всё этому сопротивлялось. Он уже начал догадываться, что на нём пожизненное клеймо, что он не такой, как все, и не только из-за того, что левша. Чтобы  от него отвязались, Андрей научился писать правой рукой

У Андрея было два увлечения – спорт и рисование.  В школе он  занимал первое место по подтягиванию, лучше всех  бегал и при маленьком росте выше и дальше всех прыгал. Да ещё занимался акробатикой. Когда его спрашивали :

- Кем ты хочешь стать?» - отвечал :

- Буду спортсменом и тренером.

Все предметы, кроме рисования и физкультуры,  Андрею не давались. Однажды отец, сам преподаватель физики и математики в институте, отчаялся объяснить сыну решение квадратного уравнения. Стараясь удержаться, чтобы  в раздражении не залепить оплеуху Андрею, отец строго сказал:

- Иди спать, и чтобы я тебя не видел  до утра.  

 Утром в голове  у  трудного ученика что-то щёлкнуло, и он внезапно всё понял:

- Как это, оказывается, просто! 

А, если  уж Андрей что-то понял, то, как будто выбил на камне, запомнил навсегда. Это было  особенностью его мозга.

          Трудности со школьной программой требовали  какого-то решения. И началось усердное изготовление шпаргалок. Делал он их прямо на уроке математики,  которая была ему чужда,  поэтому Андрей даже не пытался вникнуть в  чуждый ему язык формул, а сосредоточился на шпаргалках. Кто из нас ими не пользовался?  Казалось бы ничего особенного, если бы не одно «но». Шпаргалки были микроскопические, написанные каллиграфическим почерком, что достигнуто было путём долгих упражнений.  Масштаб шпаргалки был таков, что, для примера, слово «гидроэлектростанция» умещалось в  клеточке школьной тетради. Но это удалось не сразу. Сначала 19 букв  удалось втиснуть в три тетрадных клеточки, потом в две.  Заточив тонко-тонко грифель,  Андрей улучшил результат в три раза – потребовалась лишь одна клеточка.И в тот момент  он всё яснее стал осознавать свою особость, что это безобидное достижение   -   знак      чего-то  пока неведомого,   знак его призвания, странного и редкого. И, хотя тринадцатилетний подросток понял, что  людей раздражает его индивидуальность, не подумал стать « как все». Аномалия, неправильность определила  его судьбу.

         Успехи в спорте маленького левши  почему-то вызывали зависть и неприятие сверстников. Доходило до прямых стычек.  Пришлось даже перейти в другую школу.         Но всё равно со школой  отношения не складывались – учился плохо, одноклассники недолюбливали.   В 9-й класс не пошёл , а почему-то захотелось в кулинарный техникум. Как это сочеталось с рисование и спортом, неведомо. Но таковы причудливые повороты мыслей людей нестандартных.  Отпугнуло, что в этом техникуме только девочки. Случайность привела в другой техникум - на специальность  промышленно-гражданское строительство. Здесь пригодилось умение красиво писать и рисовать, также не помешало оно и в армии. Служба проходила в живописных местах  среди рек и гор Западной Украины и была творческой.   Рисовал плакаты, расписал  сорок классов воинской части. Но были занятия чисто военные.  И снова его, как в детстве, отчитывали за леворукость.  Когда Андрей хотел бросить гранату левой рукой,  последовал приказ :

-  В правую, правую руку  бери.- ( прямо, как отец, когда требовал переложить ложку из левой руки).

 Не помогли  возражения, что правой не получится. Он  выполнил приказ и неумело бросил  гранату правой рукой. Командир роты чуть не поседел, когда увидел, что граната полетела куда-то вверх, и взрыв раздался в опасной близости от солдат. 

В армии появилось ещё одно увлечение – литература, особенно стихи. Самые любимые переписывал в тетрадку. И кумиры на всю жизнь – Александр Сергеевич Пушкин и Николай Семёнович Лесков, что неслучайно и символично.

         После армии - работа по специальности на строительстве домов в родном городе. И снова случайность, которая подозрительно становилась закономерностью и неуклонно вела по пути  призвания. Однажды Андрей зашёл погреться в местный музей. Там были две выставки.  На одной демонстрировались микроминиатюры, а на другой   экспонаты военного времени.  Андрея потряс маленький томик  Пушкина, спасший  бойца. Книжечку, которая находилась в грудном кармане, пробила пуля и остановилась на странице со стихотворением «Талисман».

В одно мгновение всё сошлось – и первая микроминиатюра на тетрадной клеточке – слово «гидроэлектростанция», и любимый Пушкин, и Лесков.

-Вот это моё - стремительно пронеслось в  голове.

 Из музея Андрей вышел другим человеком.   Он чётко  знал, что будет делать. И Манифест уже готов -  « Сказ о тульском косом Левше и стальной  блохе»  Н.С.Лескова.

         Собрав последние деньги, он купил микроскоп, забросил все дела, потратил несколько недель и, перепортив, наверное, килограмм риса, наконец , получил желаемый результат – уместил  пушкинское стихотворение «Талисман» на рисовом зёрнышке, дополнив текст профилем поэта. Самое удивительное, что он не имел художественного образования, большой портрет он бы не смог нарисовать, а эти микроскопические изображения получались.

Творческая мысль работала безостановочно. Изобразить  - мало. Нужна концепция произведения.

Думать. Думать. Думать.

 Он изучил значение риса в разных культурах, его символику. Оказалось, что письмена на рисовых зернах использовали еще древние народы Востока .  И даже среди подарков Сталину есть произведения на рисовых зернах. Значит не он первый? Не может быть. И пришло озарение.  Нет, он первый, первый, кто создал новый жанр – обрайс , который объединяет литературный и художественный образы А.С.Пушкина.  Так теперь будут называться его произведения на рисовых зёрнах. Рис, впервые  увиденный в виде каши, стал «холстом» для микроминиатюр.

         Не оставляли и впечатления от пробитого осколком томика А.С.Пушкина. А почему бы самому не   делать миниатюрные книги, ещё меньше, чем та, в музее?  И это получилось. Появились рукотворные книжечки размером с дюйм со стихами Лермонтова, Гёте и , конечно, Пушкина, странички делались из золота, серебра, кости. Каждый экземпляр восхищал  изяществом и тонкостью работы.  Массовыми тиражами выпускались миниатюрные книжечки попроще, на бумаге.

Росла и коллекция микроминиатюр с портретами, как исторических личностей, так и современников. В дело пошёл не только рис, но  и семечки яблока, кедровые орешки, в общем, что понравится. Мастерство росло. Если «Талисман» уместился на рисинке, то молитва «Отче Наш»  на старослаявянском языке разместилась на половинке макового семечка, а на второй половинке  был изображён Вседержитель.  Уму непостижимо, но волос человека может смело перекрыть три строчки текста. А всё началось с обычной тетрадной клеточки!  Самая маленькая икона в мире тянула на книгу рекордов, но недосуг с этим возиться, к тому же автор с самого первого момента следования своему призвания был уверен, что он лучший и первый. И к тому же  главное –творчество. А все эти книги рекордов – суета.

Идеи одолевали, только успевай воплощать.  Он не стал подковывать блоху, как литературный Левша, а надел на неё корону и сапожки и  сопроводил  надписью:

Двуногая
Царь- Блошка,
Коронованная,
В золотых сапожках..
С уздечкой и шпорами.

 

Тут важно добавить, что  свои мысли, идеи, кредо  «взыскательного художника» ( и тут без Пушкина не обошлось), как он часто себя называл, Андрей облекал в стихотворную форму. Трудно определить к какому направлению их отнести? Скорее всего, его стихи эквивалентны примитивизму в живописи. Они искренни  и светлы:

Облака перистые в небе голубом,

Плывут медленно-медленно над моей головой

А я босой по траве иду,

С облаком перистым диалог веду.

 

Создавалась  история в лицах с особым видением автора. «Взыскательный художник»  изобразил портреты 17 Романовых на груди двуглавого орла на российском рубле. Не обойдены были вниманием и все руководители страны. И каждому даны характеристики, например, Хрущёв был изображён в виде миниатюрной пешки с семью «К»,  то есть -  кукуруза, Китай, Карибский кризис, «кузькина мать», коммунизм, космос.  

Особенно рассматривать  в микроскоп микроминиатюры нравилось детям.  Но не только. Произведениями Андрея заинтересовалась зарубежные и отечественные музеи. Была организована временная  выставка во Франции, и впоследствии работы были куплены для постоянной экспозиции.  Есть они в собраниях Италии, Австрии, Испании, США.  Приобрёл их и Политехнический музей в Москве, музеи А.С.Пушкина в разных городах страны.

Появились заказы на микроминиатюры в качестве оригинальных подарков  для  высокопоставленных лиц.

         Объективно, вроде бы всё шло хорошо, успешно.  Коллекция росла,  выставки миниатюр вызывали интерес и приносили доход. Доход, конечно, был нужен, так как  была уже семья, росли дети.  Но, как всегда это «но». Этим «но» было призвание, которое требовало совсем другого. Да, заработки нужны, но художник не может и не должен служить мамоне.  У него есть миссия - посредством малых форм рассказывать о литературе, прежде всего, конечно, Пушкине, об истории страны.

Жена не понимала творческой одержимости мужа и не поддерживала его, подросшие сыновья тоже. Пришлось расстаться. Всё делалось ради призвания, которое требовало  бОльшего, чем миниатюрные книги. Главная тема – А.С.Пушкин, не отпускала. И всё было принесено ей в жертву.

 Где ещё черпать вдохновение, как в непосредственной близости к пушкинским местам?  И, покинув родной город, где поэт не бывал, художник с новой женой, которая вроде  понимала его, отправился к А.С.Пушкину.

Решение было несколько экстравагантное  сделать своей  мастерской Лицейский садик у памятника Пушкину.  Приурочено это решение было к 100-летию открытия памятника Пушкину-лицеисту. Следует заметить, что Андрей  во всём искал символику явную или скрытую и очень, внимательно относился  и истолковывал всякие совпадения.  Вспомним пушкинское «бывают странные сближенья» . Если «Манифест» – это «Левша», то произведения Пушкина  Андрея были чем-то вроде библии, из них он черпал советы на все случаи жизни.

И вот, практически ежедневно можно было увидеть Царя-Левшу, как стал себя именовать Андрей  с тех пор, как обосновался в Царском Селе, с микроскопом, на скамейке напротив памятника Пушкину.  Летом  его прикрывал огромный зонт, который  символизировал беседку Грибок, которая здесь была во времена поэта.

 Наткнувшись в интернете на сайт,  на котором можно  узнать сколько дней ты прожил,  стал вести счёт дням, отмечая каждый чем-то особенным.

Доходы  теперь формировались по принципу донейшн, то есть, кто  как  «поблагодарит художника» или просто за просмотр, или  за миниатюрные книжечки, запасы которых ещё не иссякли. «Благодарности» хватало на жизнь впроголодь. Но надо было ещё кормить дочь.  Он абсолютно искренне был убеждён, что без микроминиатюр мир прожить не может. Он наивно полагал, что творческих людей должно поддерживать государство, меценаты, что его заметят, оценят и будет наконец открыт Первый русский музей микроминиатюры, что он будет  творить, ну, и что-то зарабатывать на самое необходимое.

Сила искусства-орудие века,
Ее вдохновенье любовью согрето.
Сила искусства спасет от невзгод,
Только того, кто ее бережет.
Так будьте же рядом, скрепляйте союз,
Братья и сестры поэтических муз...

Но доходы его теперь мало интересовали. Счастье находиться здесь,   творить рядом с Пушкиным. Что ещё надо? Жена не приняла нового образа жизни, всё-таки была маленькая дочь. Андрей ушёл практически на улицу.  Снимал дешёвое жильё без элементарных удобств. Но всё искупало сознание его миссии -   популяризировать наследие Пушкина.  Только Пушкин у него и остался, только он был его опорой.

 Царь-Левша находился на территории садика безо всяких согласований с  администрацией. А чиновный люд не любит, когда его игнорируют, да ещё не видит, какую выгоду можно извлечь из ситуации. Начались систематические гонения. Но художник держался стойко ссылаясь на Конституцию :

- Я гражданин России и имею право находиться в любом ее месте, а садик место общественное, а не частное.

Народ не толпа,
Народ избранник Божий,
Там где Левша,
Там русский дух тоже...
«Там, где стоит Левша, надо читать русский народ..» Николай Лесков.

  Не помогло обращение  администрации в полицию, которая хотя и  задержала Андрея, но ничего не смогла предъявить. Полицейские получили от него в подарок миниатюрные книжечки со стихами Пушкина, сфотографировались с ним и отпустили. Другой раз  «заказ» был не столь безобиден, его избили. Но он неизменно появлялся у памятника, вдохновенно рассказывал пусть даже одному-двум  туристам о своём творчестве , Лицейском садике и памятнике Пушкину, в котором разглядел символику, о которой скульптор Р.Бах и не помышлял. 

Попытки изгнать Царя-Левшу из садика продолжались. Хотели привлечь его за незаконную торговлю. Тоже не получилась. Пригнали полицейскую машину,  у выхода поставили двух полицейских, перекрыв пути отступления, но на его счастье  в садик завернули две знакомые дамы. Их развели в разные стороны, и, как выяснялось потом,  задавали один и тот же вопрос :

-Продаёт ли художник свои работы?

. Дамы не сговариваясь, отвечали  одинаково:

-Не продаёт. 

Если бы дамы знали стихи Андрея, то смогли бы процитировать строчки:

Ждёт нас полный коллапс,

Вирус денег душит нас..

Не любят у нас полицию.  Когда дамы решили   сфотографировать Андрея на фоне полицейских с  машиной, те  мгновенно исчезли.

А мир прекрасно обходился без искусства «бесконечно малого». В семье он был тот самый «урод» из поговорки. Родственники от него отвернулись, из садика гнали,  средств на жизнь не было.  Но призвание, призвание есть. Поэтому вопреки всему одолевают творческие идеи, испытываются новые материалы, появляются новые темы.

И Пушкин требует заботы.

Проведя несколько лет у памятника, Царь-Левша изучил до тонкостей каждую его деталь, исследовал все уголки Лицейского садика. И рьяно боролся со всеми замеченными недостатками.

Каждую весну он вступал в борьбу за весенние цветы, которые по непонятной причине косят, хотя они цветут недели две  и исчезают до будущей весны.  Он теребил администрацию по поводу безобразных нечитаемых табличек  в Лицейском саду.  Возмущался закрытием садика на просушку в школьные каникулы – люди приезжают специально и не могут туда попасть!

         Пушкин - это Пушкин. Скульптор Р.Бах не мог представить, что кто-то может повредить памятник,  и опрометчиво поместил туда уязвимую деталь, незащищенную от вандалов. Это фуражка, лежащая рядом с поэтом на скамейке. В 20-м веке фуражка дважды пропадала и возвращалась на место. А в 21-м исчезла и не вернулась. Тогда неутомимый борец за Пушкина, Андрей решил восстановить справедливость. Его друг кузнец выковал новую фуражку, а  Царь-Левша спрятал туда капсулу с рисовым зернышком, на котором было стихотворение «Царское Село». Фуражку водрузили на историческое место. Но и  она пропала. На свои гневные письма Андрей  от ответственных лиц внятного ответа не получил. В единственной отписке сообщалось, что  была фуражка сделана из несовместимого материала с памятником и  поэтому снята, а куда она исчезла, ответчики умолчали.  Судьба оригинала тоже неведома. Обличал Андрей и странную реставрацию памятника, когда благородную патину покрыли защитной краской:

В Блокаду- Войну,
Народный памятник спрятали,
Символ города сберегли в земле,
Сейчас же черной краской смазали,
Фуражку сперли себе.
Вот правды, истинное лицо,
Кто громче всех восклицает,
Тот и грешит чаще всего...

Всё чаще Андрей вспоминал лесковского Левшу, который никак не мог сообщить  царю главное, что он узнал в Англии :

–   Скажите Государю, что англичане ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, а они стрелять не годятся.

Так и он не может ни до кого достучаться, объяснить, что памятник Пушкину неполный, и фонтан «Девушка с кувшином» стоит без отколотого от кувшина черепка, что нарушает истинный смысл скульптуры,  воспетой Пушкиным:

         Новая напасть окончательно осложнила жизнь художнику и чуть не уничтожила его. Пока у него были какие-то возможности, он посылал деньги дочери. Но  «взносы» становились всё скромнее и скромнее, и жена не выдержала, нарушила договорённость и подала в суд. По решению суда Андрея стали преследовать судебные приставы. Он  пытался объяснить, что  не отказывается, только ему нечем платить. Вот скоро ( а он искренне был в этом уверен), я заработаю денег и расплачусь.   Очередная встреча с приставами закончилась избиением, после чего Царь –Левша попал в больницу с тяжёлыми травмами Но, в отличие от литературного героя, поправился и с новыми силами продолжил борьбу за памятник Пушкину-лицеисту, за «Девушку с кувшином».

Судьба ли, случайность или  безграничная вера в свою правоту, сказать трудно. Но, действительно, нашёлся ценитель специфического творчества художника,  заплатил за миниатюру столько, что удалось выбраться из финансовой пропасти:

 

Мне помог тогда

Щедрый джин,

Я его нет просил,

Так он сам решил.

 

И теперь  Царь-Левша дразнит мамону - рисует профиль Пушкина на банкнотах. Утверждая, что таким образом он повышает их значимость.  Деньги – это лишь бумажки, истинная ценность – живой автограф Царя-Левши.

И пишет стихи, в  которых есть такая строчка :

«Я ВНЕ СИСТЕМЫ, ЧЕСТЬ ИМЕЮ!»

28 ноября 2021 год

#наперекорсистеме#конкурс_ alterlit

Варвара Соболева

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 4
    2
    92

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.