Зачем тексты?

Проходил мимо, гляжу литконкурс сетевой, дай, думаю, зайду, поучаствую. Why not? Уже почти было…, но щит увидел большой-пребольшой, а на нем алыми буквами: 

Прежде чем – прочти! 

  1. Текстов в Сети слишком много. 
  2. Хороших текстов в Сети слишком много. 
  3. Очень хороших текстов в Сети слишком много. 
  4. Не гадь в пространство без крайней нужды! 
Прочитал я, застыдился и решил мимо, мимо, но слабость в ногах и сел, а сел, значит, задумался: зачем это, кому? О какой нужде говорят? Литконкурс — он для организации пространства текстов, чтобы выделить некоторые, которые Литература и потому заслуживают размножения в Сети и на бумаге, заслуживают читателей, выделить из моря других, которые ничего такого не заслуживают и потому не должны быть. Так сказать им прямо, непосредственно, в глаза, и они, застыдившись, перестанут быть. Сильно справедливое и важное дело делают конкурсы — ясен пень, но когда задуматься, из какой такой нужды рождаются тексты, из которых бывает Литература, то непросто, совсем непросто. 
 
Одни, очень многие, из желания сообщить, поделиться, рассказать о случившемся в жизни, мысли, сне, фантазии. Они возникают просто и естественно, сами собой, как дышать или сходить по нужде, и всегда обращены вовне, к другому, и почти всегда его находят: одного или много тысяч. Того самого, у которого что-то такое было или мечтал, чтобы было, или, напротив, совсем не мечтал, а боялся. Язык дается им без сопротивления, он априори пластичен, с готовностью отвечает любой потребности и немедленно. Их природная среда обитания — блоги, они редки на конкурсах, и конкурсы на них никак не влияют — это параллельная вселенная текстов, но из нее, случается, прилетают в сетературу не только кошмарики, но и тексты, что берут читателя в полон сами, потому что Литература. 
 
В той вселенной, где важны литпорталы и конкурсы, тексты есть намеренная, запланированная литература. Мэйнстрим — это те, что созданы творцом для воплощения своей идеи, за спиной у них могучая традиция, главный массив литературы бумажной. Такие тексты не рассказывают, а растолковывают, объясняют, наставляют, учат, потому что автор их знал, как все на самом деле было с Христом, собакой Баскервилей, какая стряслась коллизия меж Наполеоном и русским мужиком... Читатель не знал, потому что просто жил, а автор работал, трудился над идеей: он ее в деталях обсмыслил, укрепил, обосновал в источниках и затем адекватным образом воплотил в языке, можно сказать, высек в нем, преодолевая сопротивление, — пусть тот и не хотел выражать ее, но сдался. Здесь автор важнее текста — это он знает, умеет, владеет мастерством их порождения, потому может создавать серии или размахнуться грандиозным полотном. Он — в центре, тексты при нем, и далеко внизу читатель, благодарный за истину, так эстетично представленную, безупречно обернутую в слова. Подобные тексты в подавляющем большинстве на любых литконкурсах, кроме особо специальных, их ценят судьи и читатели, поскольку здесь есть возможность обсудить замысел автора, идею: насколько она глубока, высока, чиста, моральна, оригинальна, интеллигентна, провоцирующа и т. п. Обсудить, как автору удалось воплотить ее в текст, уместные ли средства он для того нашел? Автор получает возможность сказать, наконец, прямо, чего он хотел сказать в своем тексте, если кто не совсем или не так понял, и достойные победители получают заслуженную награду за вложенный в текст труд. 
 
Иные тексты пишутся из желания игры, игры с языком и идеями, игры ради самой игры, где главное — есть, получилось! Как, черт возьми, эффектно получилось! Пусть другие попробуют так. Идея, «про что» по сути не важно — это только объект для игры, для демонстрации умения так делать словом, как никто или почти никто. Их всегда меньшинство, но меньшинство, уверенное в себе, знающее себе цену, за ними также прочная традиция бумажной литературы, где есть, есть свои Гималаи. Их и на конкурсах меньшинство, но их тоже любят судьи, некоторые, и некоторые читатели. И здесь автор важнее текста, потому что он их умеет — эдакий искусник, в нимбе дерзости, диссидентства, даже хулиганства, но красив, когда красив — чертовски красив! Его хвалят-ругают, но замечают, всегда замечают. 
 
Бывают тут еще иные тексты, которые результат путешествия в дом языка. Когда прийти в него с туманным замыслом -зачином в башке и надеждой увидеть, отыскать там «не знаю что», то дом этот разворачивается лабиринтом, «что» и «как» обнаруживаются внезапностями, диковинками, и где-то меж ними хоронится искомое «не знаю что». Нетерпелив, неприметлив если или просто не повезло, то впустую хлопоты, хотя тоже... Но если случилось опознать, расшифровать ставшее тем самым единственным, зачем только и стоило, тогда удача, тогда есть рас-сказ, тогда хлопнуть себя по лбу и по заду удачу и отпустить текст в пространство, в жизнь, ибо ты ему больше не нужен, как не нужен читателю, когда он случится, ибо если сказалось, то уже сказалось. Как собеседника (или сомолчальника) читателю довольно текста и тогда «какая разница, кто сказал, какая разница...»

12.02.2010

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 7
    4
    106

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • sdd777

    Текст о текстах?! О критиках зыбыли упомянуть! Они есть там, где есть текст))

  • pisetz

    mister x Есть, есть и про критиков, в другой раз.

  • sdd777

    Надо все категории сразу, одним махом накрывать, иначе сбегут, Женя - и потом не докажешь, что ты не такой как те, кого записал в свой список.

  • pisetz

    mister x Такой, такой - никуда не сбежать.

  • sevu

    Это было акуэнно!!! Получил оргазмичский оргазм.

     Но.Дабы красить подпрыгивания с чепчиком в потолок немного привнесу:

     Овер чем слишком много зопятых.Громатика тоже хромает.Многабукв ниочём. Что курил афтор не слишком интересно, ибо самость в тегсте преобладает над реальнотью... Но так, в целом ничо...Немного с  тавтологией поработать, она излишне, риально таг.


  • pisetz

    sevu Спасибо! С громатикой обязательно поработаю. Спать не буду! 

  • drozh_vstrukture

    Оранжево-красное небо... Порывистый ветер качает Кровавую гроздь рябины. Догоняю бежавшую лошадь Мимо стекол оранжереи, Решетки старого парка И лебединого пруда. Косматая, рыжая, рядом Несется моя собака, Которая мне милее Даже родного брата, Которую буду помнить, Если она издохнет. Стук копыт участился, Пыль всё выше. Трудно преследовать лошадь Чистой арабской крови. Придется присесть, пожалуй, Задохнувшись, на камень Широкий и плоский, И удивляться тупо Оранжево-красному небу, И тупо слушать Кричащий пронзительно ветер.

    Николай Гумилёв