Писатель-пискарь
В фейсбучной ленте Анатолия Самуиловича Салуцкого увидел статью Галины Акбулатовой о писателе Романе Сенчине и его прозе. Уж не знаю, зачем Галина взвалила на себя неприятный и неблагодарный труд разбираться в творчестве Романа Валерьевича, но материал получился занятный. Как сказал бы буквенный затейник Солженицын — интересующий.
На самом деле окололитератор Сенчин хорош уже тем, что строго следует суровому писательскому закону — пиши о том, что знаешь. А знает Роман Валерьевич не так много. Поэтому Сенчина нельзя винить в однообразии и нудизме, которыми пропитан каждый абзац его книжек. Я сейчас не про тот нудизм, где почитают обнаженную натуру.
Вадим Чекунов часто сравнивает Романа со сварливым старичком из собеса. Я бы поостерегся применять к Сенчину столь милые метафоры, да и пожилые люди вынуждены таскаться по собесам не от хорошей жизни.
А вот у прозаика Ромы жизнь вполне удалась. Свой маленький гешефт на литературе он имеет. Вообще господин Сенчин — один из характерных, а, главное, первых представителей той неисчислимой сегодня орды с писательскими перьями, кого на литературную стезю направило чувство безысходности. Это когда ты ничего делать не умеешь и напрягаться не желаешь, но надеешься проскочить «на тоненького» за счет сомнительного умения составлять слова в более-менее складные предложения. Некоторые, правда, и без такого навыка пытаются проползти к подножиям гонорарных и ЧСВ-шных Олимпов...
Вот и валяет Роман Валерьевич десятилетиями унылую, неинтересную прозу, пытается примазать свою персону хотя бы к пыли на штиблетах гения Чехова и выдаёт в интервью своему другу Захару Прилепину такие оправдания собственной бездарности: «Новые писатели крепко (может, и намертво) привязаны к герою, по возрасту, мировоззрению, миросозерцанию очень похожему на них самих. Им трудно всерьез погрузиться в «чужую жизнь», далеко отступить от автобиографической основы...»
У меня тогда вопрос — а на хрена подобные творцы вообще нужны? Если они не раскрывают новые, интересные и сложные темы, не показывают героев и персонажей, малознакомых среднестатистическому читателю (или незнакомых вовсе).
Напомню — есть такой, например, писатель Эрих Мария Ремарк. Уж он-то точно был «намертво привязан к своим героям», но какие шедевры создавал, какие типажи раскрывал, какие события не боялся затрагивать (даже будучи в довольно молодом для писательского дела возрасте).
При этом надо учитывать процент современников Эриха Марии, прошедших Первую Мировую. Для них та война являлась рутиной, пускай и ужасной. И ничего — восторгались, поражались, признавали мощь пера и строчек Ремарка...
Вот еще одно откровение околоитератора Сенчина:
«Меня и ругают за то, что передаю действительность один в один. Требуют правды художественной, а не только жизненной...»
А вот как Роман Валерьевич видит свою «писательскую задачу»: «зафиксировать эти свои и других людей безрадостные дни...»
Действительно — какие неблагодарные сволочи, подонки и подлецы: требуют от писателя художественной правды, осмысления! Он на фуршет торопится, гонорарчик надо обсудить, поездку в Липки — а вы тут со своей художевщиной поналезли!
Кому нужна литературщина — читайте газету «Жизнь» и смотрите «Порнхаб» — там художеств всяких хватает, а к приличным писателям с такими гнусными требованиями приставать запрещается! У него задача — фиксировать безрадостность! Такой Лев Толстой для бедных. В областной архив или заводскую многотиражку не взяли на полставки, приходится все самому летописать, сохранять для потомков.
Сравнивать писателя Сенчина с собесовским старичком — делать ему незаслуженный комплимент. От пожилого человека стране польза — он всю жизнь делом занимался: на производствах работал, в учреждениях...
А какой прибыток Отечеству от Романа Валерьевича? Да, прямо скажем, никакого.
Лично у меня Сенчин и его творческий путь вызывают стойкие ассоциации с «Премудрым пискарем» Салтыкова-Щедрина и Акакием Акакиевичем из Гоголевской «Шинели».
Еще окололитератор Роман Валерьевич внешне очень похож на героя фильма «Сияние» Стэнли Кубрика. Был там поехавший кукухой писатель Джек Торранс в исполнении Джека Николсона. По причине умственного недуга Торранс крошил топором двери, инвентарь отеля и гонялся за собственной семьей с целью её изничтожить.
Писатель Сенчин действует изысканнее. Он трудолюбиво долбит пером-клювом и унылыми строчками одеревеневшее тулово российской словесности, олицетворяя своей персоной целый кагал совершенно чуждых литературе людей, попавших туда волею случая и обстоятельств.
-
-
не, ну герой заметчьки может быть и пискарь, допускаю.
но щедринский-то - нормальный пескарь, с хвостом и жабрами.
-
-
ну, я тебя понял.
хотя, и не согласен.
с обоями не согласен!
я бы намного более быстрее понял, если бы вся заметчка была написана по правилам правописания конца 19-го века.
2 -
-
Ув. А.А. Кузьменков, критикуя того или иного автора всегда приводит цитаты, "вкусные места" авторского текста в итоге критику удаётся установить индивидуальные особенности авторского писма словно криминалисту составить портрет если хотите.
Ув. В. Чекунов, тоже с удовольствием филологически смакует "авторские фичи" из критикуемого текста.
А вот у вас, уважаемы автор я такого не заметил.
Но самый, на мой взгляд , интересный текст об стиле уважаемого Сенчина это в пародийном рассказе Александра Карасёва "Серёжки", но сначала лучше прочитать рассказ Сенчина , а потом этот текст
https://magazines.gorky.media/neva/2010/1/serezhki.html
Благодарю за публикацию
Отрывок "Объяснительная
В старших классах Сенчин не срывал уроки. Сидел на последней парте и рисовал рыцарей.
Ну и пусть себе рисует. И слава богу! Лишь бы рот не открывал!
Преподаватели вздохнули с облегчением и сплюнули по три раза, чтоб не сглазить. Они решили ни о чем не спрашивать Сенчина. Упаси бог вызвать к доске! А тихонечко выводили ему тройки по итогам четверти.
Литературу вместо строгой Лидии Павловны у нас стала вести добрая пожилая Елена Сергеевна. Она интересно рассказывала нам о героях романа “Война и мир”, а оригинальное сочинение Сенчина про любовь Наташи Ростовой и поручика Ржевского спрятала от греха подальше.
Поэтому Сенчин как будущий литератор смог проявить себя только в жанре объяснительной записки. Здесь он развернулся и показал способности к крупным жанровым формам." (с)
1 -
Kremnev207 я не готов на человеческий подвиг - шерстить Сенчина, мне за это деньги не платят, а вдохновения на бесплатно Сенчин не вызывает. Статью увидел, впомнил о творчестве Романа и немного высказался.
2 -
-
-
меня в этом всём феномене занимает другое - зачем вы так стательно пиарите-то этих пискарей и прочую окололитературную изморозь?
-
Kэп а в чем пиар-то? Это ж не товар, для которого даже плохая реклама - реклама. Это набор строчек на бумажках, слепленный в книгу. От того, как выскажутся о содержании этих строчек - книга лучше продаваться не станет. Хотя мне уже много раз говорили, что я заставил роман Яхиной раскупать. Ну, че тож неплохо - пусть обращаются.
1 -
-
-
-