ruukr ruukr 07.10.21 в 07:58

Цветы для Элджерона

Эссе. Цветы для Элджерона. Театр РАМТ

Случайная находка, к которой стремился почти пять месяцев. Мне нравятся темы, связанные с психическим здоровьем или нездоровьем и их видение окружающими. В качестве компаньона — друга-анестезиолога, с которым иногда бываем на одной волне.

Уже с первых сцен появился какой-то запах искусственного. Игра, манеры, слова, мимика, декорации, неуловимый пока ещё смысл. О чём же этот спектакль? О том, как молодой человек, очевидно страдающий дебильностью или приобретённым слабоумием, посредством операции на головном мозге превратился в гения-полиглота и затем регрессировал. Бывает ли такое в жизни? А где же промежуточные этапы обязательных экспериментов между мышью (Элдежерон) и человеком (Чарли). Где собаки, свиньи, обезьяны?

Утопическая мечта стать умным! За неё хватаются режиссёры, сценаристы, писатели. Недавно смотрел «Грани тьмы». Сюжет схож, только концовка более конкурентная. В сегодняшней сцене главный герой, будучи глупым и добрым, стал умным. И почему-то одновременно превратился в злого и психопатоподобного больного с наплывом истинных галлюцинаций. Я ни раз, и ни два вспоминал «Собачье сердце», и был горд за отечественного писателя и советский кинематограф. Лучше пока не сыграли.

Что же я увидел! Крики. Сознательно или нет, но таким образом приковывается внимание пассивного зрителя. Активная жестикуляция и пантомимика с метаниями по сцене. Но главное — это невнимательное отношение к терминологии и попытки соединить религию, науку и любовь.

А пренебрежение деталями. Это режет глаз и напрягает слух. Я не смог поверить образу учителя, образу нейрохирурга-психиатра, да и образу героя — то ли кретина, то ли дебила. Может быть, мешал мой профессиональный взгляд на подобное. Но побывав однажды в доме для инвалидов детства, я не мог забыть людей, которые не научились ходить, разговаривать, а некоторые, наивно раскрыв глаза, лежали в постели, запеленованные в простыни, напоминая взрослых грудничков. Ежедневное общение с дементными пациентами (приобретённое слабоумие), некоторых из них наблюдая на протяжении восьми лет и оценивая степени снижения, я иначе представляю развал психической деятельности. Некоторых частично восстанавливают церебропротекторы, другим — ничто не помогает.

Ещё момент. Знал ли автор произведения, что нейрохирургия существует с 1904 года, как отдельная дисциплина, а в настоящее время эти две специальности (психиатрия и нейрохирургия) практически не соприкасаются друг с другом. Попытки развить стереотаксические операции в мире не увенчались успехом. И опять же вопрос: Что сделали с мозгом? Внедрили имплантат, датчик, электростимулятор, пересекли нервные волокна, отвечающие «за лень», ввели химический раствор... У Булгакова была «шишковидная железа». Сейчас в школе изучают анатомию. Надо было указать. Термины, используемые при описании то ли математических формул, то ли химических уравнений, звучат неубедительно.

Следующее... немного личное. Не люблю, когда указывают, что вот здесь должно быть смешно, а вот здесь грустно, здесь сладко, а здесь солёно. Юмор, как и горечь, воспринимаются острее, когда они скрыты. Смысла не нашёл, хотя опять же всё зависит от IQ, как говорил профессор психиатр — «коэффициент интеллектуальности» (опять же, правильнее — интеллект). Или как понимать слова учительницы — возлюбленной главного героя: «Ты многим обязан тем людям, которые пойдут за тобой»? Оговорка, мода или искусство. Или выражение профессора: «Ты должен сосредоточиться на своём сознании и на своём подсознании».

— А что такое сознание и подсознание, доктор?

— Сознание — это память, а подсознание — это сны, — ответил «психиатр», — и записывать, вести дневники, чтобы я мог анализировать твоё развитие...

Что в понимании человека означает выражение «сосредоточиться на снах?». Опять американская оскомина с психоанализом, которая кроме раздражения ничего не вызывает, так же, как и последующая жуткая сцена с родителями и кричащей сестрой. Да и сама фраза скорее уместная для суггестии? Она тоже встречалась в спектакле, но в другой сцене и в сочетании с психоанализом. Здесь другой вопрос: откуда появилась память на события детства, раз её не было на том этапе. Ведь в памяти не остаётся всё то, что видится, слышится, переживается. Определение памяти, как раз таки и включает помимо запоминания, воспроизведения, забывание информации.

Нам хотелось уйти, и мы по очереди теребили ремешки часов, но досидели до конца, может изюминка где-нибудь в финале. Увы! Был «холодильник» и «печь для уничтожения биоматериала», а также обратное «выпрямление извилин» у умершей мышки Элджерона. Так ли умирает мозг? Не так. И в 70-х годах прошлого века уже об этом знали. Мозг атрофируется или уменьшается, борозды сглаживаются, желудочки расширяются, появляются «пустоты», как в мааздаме или креблюры с трабекулами...

Артисты старались, ничего не могу сказать, как и светотехники и звукорежиссёры. Спецэффекты «танцующих простыней» с оглушающей какофонией и яркими световыми вспышками обрушивались на зрителя, как в затянувшемся клипе. Не этого мне хотелось в этот вечер. Показать душевные терзания больного человека сложно. Психиатрия стигматизирует личность, выделяя и отдаляя её от социума. Смех здесь неуместен, так как эта такая же болезнь, как гипертония или гастрит.

Просмотренные раннее «Тополя и ветер...» в Сатириконе, «Кокаиновая симфонию Фрейда» в Театре Луны аналогично распространяли тоску и вызывали немедикаментозную седацию. В жизни видится несколько по-другому — или я чего-то не понимаю в искусстве, или надо книгу было прочитать перед спектаклем.

Фото взяты отсюда: Российский академический Молодежный театр  

Автор фото: Евгений Люлюкин

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    52

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • plusha

    Что-то "Газонокосильщик" вспомнился.... и как я однажды, отойдя от наркоза при простенькой хирургической манипуляции, тут же вцепилась в анестезиолога с криком: вы Газонокосильщика смотрели? (у меня даже рассказ есть про это, Анастезия называется, и там даже препарат указан), а он такой: да смотрел я, смотрел уже сто раз.... только почему вот вы меня все об этом спрашиваете? Уже себе подумываю ввести, чтобы узнать... В общем, смех был, да и только. Я попыталась ему объяснить, что видела, но вряд ли он понял.