Alterlit
ruukr ruukr 03.10 в 17:44

Себяед

Эссе по к/ф «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989). П. Гринуэй

— Грудное молоко... это редкая пища — деликатес...
-Это не сухая устрица... Это бараньи яйца...
— Ты, ведь не любила его. Давай постараемся всё забыть и начать всё сначала.

Искусство и пища, вечное и мимолётное... Потребности или необходимости? Мы сталкиваемся в фильме с ними, чтобы пронести через себя и два часа сцены держат в напряжении. Кажется, что вот-вот и произойдет взрыв, кульминация, но режиссёр на мгновенье отпускает тетиву и набирает новую волну, пока не упадет кровавый занавес.

Мы едим, становясь адептами своих привычек. Все больше и больше травим свой организм мясом, овощами, заморской икрой, сладкой газировкой, майонезом, шашлыком и тем, что модно. Поглощаем их в кроваво-красных костюмах, напоминая воровскую свору, которые беззастенчиво грабят окружающих для того, чтобы быть сытнее, теплее, быстрее, и как им кажется умнее тех, кто живут не как они. Не стремятся насытить себя, не стремятся оскорбить, ударить, избить, унизить. Быть интеллигентом — это порок. Как говорил комбат из РЭБа — это признак либо дури (то бишь) шизофрении, либо нетрадиционной ориентации (гомосексуализма).

Вор — это обобщающий образ современного человека, несмотря на прошедшие двадцать семь лет с момента выхода фильма в свет. Режиссер сделал попытку предсказать будущее. Хотя не исключено, что так было всегда, а в этом фильме донесено до зрителя в подчеркнуто гипертрофированных сценах. Человек оворовывается благами. Этакими игрушками и развлечениями для взрослых: едой, роскошью, одеждой, средствами передвижения, создавая замки в квартирах и домах. «Золото в синих тонах» — говорит главный вор, и его потомки подхватывают это. Золота мало, и его должно быть много на теле, на куполах, на унитазах, словом оно должно быть везде, чтобы подчеркнуть кастовость материального. Вспомнился мультфильм «Золотая антилопа» и бедно-богатый султан. Но то было в сказке, а жизни я встретил картины из золота у вдовы, погибшего на вертолете.

— Эх, хороший был человек. Веселый. Еще недавно охотились на муравьев! — сказал брат умершего после третьей рюмки и шампура жареного мяса с луком, — Они бегали, прятались, и не понимали, откуда летят пули...

Алчность потребления подобна наркотической зависимости. С теми же клиническими симптомами: ростом толерантности, исчезновением удовлетворения от психоактивного вещества, запоями, провалами памяти и также вытесняет критичность, духовность и познание. Воры поддерживают культуру, которая приносит прибыль, которую можно рекламировать, мимо которой невозможно не пройти, чтобы не заметить. Воровская статуя подобно гигантскому Гулливеру возвышается над нами и смеётся: «Неужели, ты, козявка, меня не видишь? Кто ты? Мышь, которая будет плясать под мои деньги и законы, потому что я заказываю меню с музыкой в своем ресторане. Я буду крушить посуду, буду менять поваров, буду унижать вас, потому что нас больше, мы те самые саблезубые тигры, которые воскресли...» «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать...» — говорил хозяин Волк младому козлёнку.

Борьба неравная и кровожадная. С одной стороны материальное, с другой духовное. Сочетание двух в одном — это скорее фантастика или утопия. С другой стороны, вполне возможно, что это давнее сражение, где не увидят победителя. По законам эволюции выживают умнейшие, по законам материальной жизни — сильнейшие. В сказках побеждают умные и духовные, в реалии алчные и злые. Хотя с другой стороны, зачем кому-то доказывать свою правоту. Человек не воспитуем априори, он рождается уже готовой личностью с цельным базисом и лишь немного по жизни надстраивает себя, либо разрушает, если выбирает зависимое поведение.

Этот фильм — своеобразная пародия, которую режиссер «посвятил тем, кто меня не любит». Самое светлое место фильма — туалет, который избегает Вор. Вероятно, из-за мизофобии, может быть по иным причинам. Но тот же WC дает началу и новым отношениям жены и её любовника. «Первые тридцать минут без слов», как в фильме, просмотренном «гинекологом-книгочеем».

Для настоящего, слова — это пустое сотрясание воздуха, это надстройка, придуманная кроманьонцами, чтобы их не понимали животные. Истина находится выше слов, точнее, она не нуждается в децибелах, артикуляции и описании. Чувства передаются глазами, запахом, мускулами и возможно чем-то ещё.

Возможно, что фильм и не об этом, а я высказываю лишь проекцию, родившуюся у меня после просмотра. Может быть он о том, что мы пытаемся украсть что-то у самих себя, а в безудержном стремлении к обладанию благами пожираем свою же плоть. Хотя выбор за главным героем. Насильственная смерть. У одного от книг, у другого аутофагия. Съесть себя или духовное? Этот выбор преследует человека с первого и до последнего вздоха, и вероятно о нём хотел поведать режиссёр.

  • 3
    3

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Psychoscum

    За Гринуэя всегда ставлю плюс.

  • ruukr
    ruukr 03.10 в 21:52

    Александр Костин пересматривал его недавно во второй раз. Показалось ещё сильнее чем в первый.  Великий режиссер!

  • YaDI
    ЯДИ 05.10 в 05:17

    смотрел давно, было интересно,

    но пересматривать эту жэсть нуегонах