Alterlit

Рецензия на фильм «Дюна: Часть первая»/Dune: Part One

#новые_критики #dune #дюна #кинообзор 

год: 2021
режиссёр: Дени Вильнёв
в ролях: Тимоти Шеломе, Ребекка Фергюсон, Стеллан Скарсгард, Джейсон Момоа, Дейв Баутиста, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Зендая


Привет синефилам!

1960-е были поистине волшебным временем для американской литературы. То ли под влиянием стремительно растущей экономики, то ли под воздействием кислоты, которая в то время считалась интеллигентским шиком, целой плеяде писателей, от Азимова с Бредбери до Дика с ДиКэмпом удалось создать лучшие работы в своей карьере. Среди этого созвездия литераторов было также и светило по имени Фрэнк Херберт. Как и положено практичному американцу тех лет, Херберт не стал изобретать велосипед, а просто взял широко распространённую авраамическую легенду о пришествии мессии, приправил её экзотическими названиями и именами, добавил собственных переживаний, полученных во время трипов и получил в итоге замечательный продукт под названием «Дюна». Книга обрела вполне приличную фан-базу, получила несколько продолжений, породила серию классических видеоигр и была дважды экранизирована, причём один раз самим Дэвидом Линчем. Но время, подобно поступи Шай-Хулуда, не стоит на месте и любая франшиза, подающая хотя бы минимальные признаки жизни, непременно будет подвергнута перезагрузке, хотя бы потому что продюсерам тоже живётся несладко и покупать новые яхты, частные самолёты и острова в Микронезии каждый год весьма накладно. 

В этот раз продюсеры пошли по уже проторенному пути, пригласив на должность режиссёра известного специалиста по реанимации франшиз Дени Вильнёва, который в 2017-м снял продолжение классического «Блейдраннера». Вполне логично было предположить, что человек, сумевший органично вписать летающий спорткар «Пежо» в атмосферу киберпанковского Лос-Анджелеса, без особых проблем справится и с 400-метровыми песчаными червями. И скажу сразу — Вильнёв не разочаровал... единственный вопрос — кого именно?
Но, не будем забегать вперёд и поговорим о сюжете. Его канва в целом соответствует роману Херберта: далёкое будущее, есть некая пустынная планета Арракис, также известная как Дюна, на которой добывают уникальное вещество спайс, дающее, в числе прочего, ограниченные способности видеть будущее, а также здоровье и долголетие. Во вселенной 101-го века царит неофеодализм, и тот аристократический Дом, который контролирует Арракис, немедленно получает огромный перевес над конкурентами. Дом Атрейдисов, наследным принцем которого является главный герой Пол Атрейдис, прибывает на Арракис и вступает в схватку со своими давними врагами — Домом Харконненов. В процессе холодной войны и политических интриг Пол находит союзников в лице религиозно-экологической общины фременов, познаёт свою истинную судьбу и в итоге становится Избранным и Богом-Императором Вселенной. 
Однако в отличие от Линча, сумевшего вместить всю историю Муад’диба в два часа хронометража, Вильнёв за два с половиной часа еле успевает добраться до трети сюжета книги, показав нам первую встречу Пола с фременами. Но переживать не стоит — «Дюна» 2021 года является всего лишь первой частью перезагруженной франшизы, и нас непременно ожидает вторая, а возможно даже третья серия. Очевидно, опыт Тарантино, успешно продемонстрировавшего, что история мести, распиленная на две части и проданная по кусочкам, непременно принесёт в два раза больше денег, не остался незамеченным продюсерами. 

Впрочем, будучи высококлассным профессионалом, Вильнёв стремится компенсировать зрителю издержки маркетинга и с первых же секунд фильма делает всё возможное, чтобы поразить аудиторию сочной картинкой и поистине эпическими видами Дюны, Каладана и Гьеди Прайм. И нельзя не признать, что это ему удаётся — всё-таки почти 40 лет прогресса в области компьютерной графики не прошли даром. Пустыни, горы и самумы выглядят великолепно, песок едва ли не сыпется с экрана, а крупные планы столицы Арракиса сами по себе являются заявкой на «Оскар» в области визуальных эффектов.
Режиссёру явно не чуждо чувство прекрасного и его прочтение идей Херберта несомненно заслуживает пристального внимания. Благодаря достижениям Industrial Light and Magic, в своё время попросту недоступных Линчу, огромное количество элементов дизайна картины гораздо точнее соответствуют оригинальному тексту, особенно мне понравились реалистичные лихтеры, орнитоптеры и силовые поля. Униформы, больше не несущие следов ретро-футуризма, хантер-сикеры, переставшие быть барочным элементом декора и новые, дизайнерские стил-сьюты радуют глаз. Вильнёв также не поленился нанять хороших инструкторов по ножевому бою, и схватки между Атрейдисами и имперскими сардукарами выглядят эстетически красиво и вполне достоверно, с поправкой на технологии будущего. Да и почитатели Шай-Хулуда не останутся разочарованными, классическая сцена поедания червём харвестера присутствует и переснята со вкусом.
Одним словом, казалось бы, у Вильнёва получилось, но снова возникает вопрос — что именно?

Если рассматривать «Дюну» как отдельное произведение, не обременённое литературным «багажом», или даже как первую экранизацию, фильм нельзя не признать успешным. Для человека, не читавшего книгу и не смотревшего «Дюну» Линча, работа Вильнёва покажется новой, интересной и свежей. Именно поэтому, думаю, фильм так хорошо прокатился среди молодёжи, поскольку умудрённые опытом (и тем более циничные) люди непременно начнут сравнивать, задавать неудобные вопросы и делать выводы. 
И первый же вывод, так и напрашивающийся после просмотра, далеко не лестен для француза. Увы, но любитель круассанов и сушёных лягушек даже приблизительно не смог передать уникальную атмосферу книги, так успешно перенесённую на экран Линчем. Если отбросить красивую, но пустую шелуху формы, вся суть книги сводится к ответу на вопрос «что было бы, если бы людям из позднего средневековья попали в руки технологии 101-го века и неограниченный запас стимулянтов?» Как Херберт, так и Линч многократно подчёркивали, что далеко не только ментаты, Гильдия и Бене Гессерит плотно сидят на веществах; во вселенной «Дюны» спайс и его аналоги используют абсолютно все, имеющие финансовую возможность разгонять свой мозг. Разница лишь в том, что тот же барон Харконнен обладает достаточной силой воли, чтобы небольшими дозами спайса продлевать себе жизнь до двух сотен лет, а навигатор Гильдии быстро упарывается до состояния мутанта. Соответственно, заметно дёрганная и даже слегка психопатическая матера общения и нестандартный стиль мышления персонажей книги и экранизации Линча имеет под собой логическую основу. У Вильнёва же персонажи выглядят и ведут себя как физкультурники. 
В новой «Дюне» также совершенно перевран баланс сил в галактике, могущественная Гильдия представлена одним единственным негром и низведена до уровня имперских почтальонов. Дом Коррино вообще оставлен за кадром, а об интригах императора упоминается вскользь двумя-тремя репликами. 
Парадоксально, но Линч, выкинувший из своей версии «Дюны» куда больше вторичных сюжетных линий, чем Вильнёв, тем не менее умудрился гораздо более точно визуально выразить идеи Херберта. 

Говоря о вторичных сюжетных линиях, в процессе просмотра мне, как большому ценителю таланта Херберта, несколько раз захотелось воскликнуть, обращаясь прямиком к экрану — прекратите пороть отсебятину! После Бутлерианского Джихада не было сигарет «Друг» за 30 копеек с собачкой на этикетке! 
К примеру, совершенно идиотская сцена, где Пол ловит глюки в пустыне и называет Шай-Хулуда «братом», пока червь готовится закусить харвестером, явно пришла к сценаристу после отравления несвежим багетом. Также жесточайший фейспалм посетил меня после того, как я увидел, что Бене Гессерит ставят условия Харконеннам. Я понимаю, конечно, что живя в современном Париже, творческий человек 90% душевной энергии тратит на выработку безопасного маршрута, на котором его не порежут мигранты, но первоисточник уровня Херберта заслуживает того, чтобы с ним ознакомились хотя бы поверхностно. В книге Бене Гессерит формально были дорогими наложницами, которых можно было купить наподобие крепостных, и вся политическая сила ордена заключалась в умении манипулировать высокопоставленными мужчинами, соответственно, барон Харконнен, предпочитавший мальчиков, в лучшем случае рассмеялся бы наглой куртизанке в лицо. Но в эпоху #metoo феминистки приставили к горлу режиссёра Гом Джабар и вынудили его сделать Сильных, Независимых Женщин (ТМ) главной силой во Вселенной, о чём прямым текстом (!!!) говорится в фильме. Ну и разумеется, поразили фримены, с первых секунд фильма проявляющие абсолютно несвойственную им безрассудность и агрессию, нападая на правящий Дом планеты и занимаясь саботажем. Читавшие книгу помнят, что основной целью фрименов было выживание и конспирация, а взрыв дорогущего харвестера Харконеннов слабо вяжется с этой стратегией. 
Но и, конечно, нельзя обойти вниманием отсутствие ключевых персонажей — если я ещё могу пережить отсутствие принцессы Ирулан, то где, чёрт возьми, наследник Дома Харконненов Фейд-Раута? Ну а о негре-трансвестите в роли доктора Кайнса, который в оригинале таки был мужчиной, не хочется даже упоминать.

Актёрский состав одновременно радует и огорчает. Если ветераны вроде Джоша Бролина, Оскара Айзека, Дэйва Баутисты, Хавьера Бардема и Джейсона Момоа явно на своём месте и знают своё дело, то молодое поколение, увы, не держит уровень. Особенно это касается Тимоти Шеломе в роли Пола Атрейдиса — я вас умоляю, этот сладкий мальчик с томным взглядом — Бог-Император? Ей-богу, даже Кайло Рэн в «Звёздных войнах» выглядел круче. Ребекке Фергюсон скорее подошла бы роль серой мышки, чем известной красотки леди Джессики, а Зендая в роли Чани вызывает лишь вопросы о стандартах красоты зумеров. Стеллан Скарсгард веселит, перенося явно узнаваемые манеры товарища Щербины из «Чернобыля» в мир «Дюны». Ну что ж, хоть за мета-шутку спасибо.

Итог: качественно снятая, интересная, очень красивая и вполне развлекательная фантастика, полностью удовлетворяющая запросам современного зрителя (собирательный образ ниже). 

Рейтинг на IMDB в районе десятки, в общем, зумеры схавают и попросят ещё. Читавшие первоисточник хардкорные фанаты печально вздохнут.

3

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • xzzx
    xz-zx 27.09 в 21:41

    кино не смотрел, потому не берусь оценивать обзор, надеюсь, что автор во многом субъективен

    хочу все же увидеть в фильме интересное, оживить внутричерепные картинки, поскольку "Дюну" люблю и считаю одной из лучших книг

    кстати, перевод больше зацепил старый, там было Поль Атридес, Бене Джессерит, вольнаибы и т.д.

    зы: в фильме Линча понравился только образ Барона

  • Psychoscum

    xz-zx насчёт субъективности - всё-таки нелозя не признать, что Вильнёв несколько осовременил и упростил сюжет.

    А Макмиллан сыграл гениально, тут абсолютно согласен.

  • mayor
    mayor1 27.09 в 21:46

    Фильм говно. Не доссмотрел.

  • Renkas
    Renkas 28.09 в 08:52

    mayor1 и книга - говно! Ты говно, и я говно - я недавно, ты давно.

  • Psychoscum

    Renkas Вам бы с таким талантом  к рифме стихи писать ;)

  • Renkas
    Renkas 28.09 в 17:48

    Александр Костин это русская народная поговорка

  • Karl
    Kremnev207 03.10 в 21:23

    Сегодня смотрел фильм!

  • Psychoscum

    Kremnev207 благословен Создатель и его Вода.

  • Karl
    Kremnev207 03.10 в 21:31

    Александр Костин про воду из выделений услышал смешки в зале, кто-то даже вслух сказал"противно"

  • Psychoscum

    Kremnev207 ничего, их за такое рано или поздно сожрёт Шай-Хулуд.

  • Karl
    Kremnev207 03.10 в 21:32

    Некоторым показалось, что фильм долгий по времени, но мне это норрмально, ведь это длинная исторя погружает, затягивает.

    Понравились мелочи, снятые красиво.

  • capp
    Kэп 04.10 в 08:00

    не.. всё-таки что-то как-то пытаться комментировать после братишки кремнеёба, это как стрелки на портянках наглаживать на сцене сельского клуба...

  • Karl
    Kremnev207 04.10 в 18:19

    Kэп Тыже в берцах ходишЬ,

    а в берцах носки, а не портянки.

    Впредь будь внимательней.