plusha plusha 19.09.21 в 10:00

Берег памяти

Крики чаек, морской бриз, серые волны до горизонта. Эллинг с поломанными весельными лодками в стороне от пляжа. Как давно он здесь не был! А ведь тогда дал себе слово не возвращаться никогда. Сколько же лет с тех пор? Тридцать пять? Нет, почти сорок. Сорок — это очень много. Зачем он вернулся? К кому? Память — коварна, только кажется, что все можно вернуть и повторить. Тогда ему было двадцать. И тому, кого он собрался проведать, было столько же, на полгода больше.

Осень началась отвратительно. Петер, с которым вместе прожил шесть лет, сорокадвухлетний профи по спецэффектам в кино, в сентябре получил выгодное предложение из Аделаиды. Спешно собрался, и видимо, нашел на новом месте себе кого-то еще, особо частыми звонками не балует. Он даже не подозревал, что будет так тосковать без него.

Потом болел, пришлось отменить концерты. Первая осень без концертов! Врачи советовали куда-нибудь в санаторий, желательно поближе к теплому морю. Но неделю назад он опять увидел сон. Да, вот это ничем не примечательное место, которое он так долго пытался забыть. Уже забыл. Но иногда все еще видит во сне. И вот решил приехать, пока есть время.

 


А здесь все изменилось, не узнать. Была деревня, стал город. Стало. Было. И почти вся жизнь позади, между только двух слов. Чья, его самого? Или того, кто остался здесь навсегда, среди этих волн, южного пронзительного неба, заспанного то ли городишка, то ли деревни? Что он хочет понять? Возможно ли? Удастся найти, услышать? Яркое солнце над головой. Сегодня холодное.

Иван, Иван Сергеевич, сошел с разбитого автобуса. Следовало поискать, где остановиться. Лучше там, как можно ближе к морю. К пляжу, где когда-то все начиналось. К своей юности.

Жилье нашлось сразу и почти на самом берегу. В ноябре мало кто хочет отдыхать в Крыму, не сезон. Устроился быстро. Теперь туда, на берег, где стояла когда-то их маленькая старая зеленая палатка, в которой так сладко спалось и мечталось под мерный шум волн.

Узенькая улочка виляла среди разноцветных деревянных домов. Как тогда. Все как тогда, будто ничего ни для кого не изменилось, непривычно только идти одному. Иван спускался не торопясь, точно зная, что вон там, на следующем повороте, опять увидит море, раскалывающее о берег соленый холодный прибой.

Домик, совсем маленький, за голубым забором. А он, оказывается, многое забыл. Вот этого домика совсем не знает. Ничего удивительного, за столько-то лет! Или его тогда еще не было?

Музыка. Как знакомо! Светлая, меланхоличная. Шопен. Только вот исполнение неважное. Все равно. Твой любимый ноктюрн. Здесь? Как странно.

 


Вот и пляж. Ни единой души вокруг. Ветрено. Влажно. Иван поплотнее запахнул на себе черное длиннополое пальто, чтобы не простыть. Где же тогда они поставили палатку? Вроде вот тут, недалеко от спуска. Или там, чуть правее. Надо же, он не помнит. А дома казалось: все, каждая, даже совсем незначительная деталь, навечно застряла в памяти так, что стоит только закрыть глаза и увидишь, как на картине. Ладно. Их палатка стояла где-то здесь, и каждое утро начиналось тоже вот под звуки Шопена или Бетховена из маленького катушечного магнитофона, которым они так дорожили. Отец Ивана привез его из случайной загранкомандировки.

В то лето они только перешли на пятый курс консерватории. Были молоды, талантливы, неутомимы. Тогда казалось, что не только их беззаботное существование, но весь мир: природа, море, желания — все состоит из звуков. Что из всего, что есть вокруг, уже давно сделана музыка.

Мелодии расскажут обо всем, научат любить, ненавидеть, страдать. Стоит только правильно прочесть их, почувствовать, научиться сыграть. И откроется мир, в который пускают только избранных, тех, кто сможет распахнуть двери. И там, в этом мире, казалось, уже ждут их. Они были слишком успешны, чтобы заметить вокруг что-то еще, кроме самого главного для них — музыки.

Пора возвращаться. Уже темнеет. Надо разобрать вещи и где-то поужинать. У него еще будет время вспомнить, вернуться в жаркое лето, где они были так уверены во всем на свете.

Опять этот домик и звуки классики из распахнутого настежь окна с белой полупрозрачной занавеской. Моцарт. Теперь это работает музыкальный центр. Не живая игра, проигрыватель. Но очень хорошо, талантливо, виртуозно.

Юноша возле калитки. Нет, молодой мужчина. Совсем молодой, Косая светлая челка, взгляд из-под волос. Пронизывающий, как стрела. Знакомый. Неужели он? И все такой же, не изменился, не постарел? Не может быть. Что-нибудь спросить:

— Нравится, как играет Фредерик Кемпф?

— Очень. Павел, — и протянутая для знакомства рука.

Да, обознался. Глупо было надеяться. И даже не похож совсем. Другое лицо, рост, фигура. Другая одежда. И время сейчас другое. Только вот рука. Узкая кисть, длинные, утолщенные в суставах, разработанные пальцы.

— Иван. Это ты Шопена недавно играл?

— Я.

— Восьмой ноктюрн — красиво.

 


Утром Иван опять спустился к морю. Присел на сломанный лежак, оставшийся зимовать у самого края волнореза. Звуки. Привычно прислушался. В четком ритме морского прибоя еле слышное: Вань-ка, Вань-ка.

Здравствуй, Леша! Видишь, я все-таки вернулся. Да, не скоро. Через тридцать восемь лет. Нет, не для того, чтобы вспомнить. Я не забывал. Любимую твою музыку. Юность. Разговоры. Надежду.

И греховные ночи под прогретым южным солнцем брезентом палатки тоже помню. Что это было? Похоть? Страсть? Глупость? Любовь? Тебе я все могу рассказать. Я для этого и вернулся. С чего начать? Конечно с нас. У меня больше никогда так не было. Ни с одной женщиной не было. И с мужчинами тоже не было так. А было их... Сначала каждый раз казалось — любовь! Потом... Давно перестал считать.

То лето осталось лучшим. Из-за тебя. Я все еще часто думаю о нем. И о тебе. Без тебя я стал бы другим. Не состоялся. Спасибо. Как ты тут? Ты же здесь? Я чувствую. Слышу твое приветствие...

 


Кто-то присел рядом на лежак. Придвинулся близко. Павел, вчерашний, из домика:

— Я вас узнал. Вы — Иван Кандидов, то есть Иван Сергеевич. Я слушал ваши концерты. Вы — гениальный исполнитель.

— Преувеличиваешь. Ты кто?

— Учитель музыки из здешней школы. В прошлом году закончил училище.

— Сколько тебе?

— Двадцать один.

Белый пластиковый прямоугольник из глубокого кармана пальто. Плеер.

— Послушай, это тоже Шопен. Только запись неважная, очень старая.

Как интересно смотреть на его лицо. Не играет, но хоть слышит. Вся гамма чувств. Морщится. Не доволен качеством, шумом. Ничего, сейчас привыкнет. Удивление, испуг. Да, я тут тоже пугаюсь: силы, накала, страсти. Радость. Восторженные, счастливые глаза:

— Великолепно. Кто это? Я не узнал исполнение.

— Неважно. Уже неважно.

— Спасибо, что дали послушать. Я тоже хотел бы сыграть для вас...

— Потом, позже. А сейчас уходи. Мне нужно побыть одному.

 


Вечер. Домик. Конечно, он пришел. Распахнутые на море окна. Плюшевые удобные кресла возле стены.

— У тебя приличный инструмент.

— Да, я долго искал такой.

Музыка из-под сильных пальцев. Слушать только не хочется. Мальчик, кого хочет удивить? Если бы знал, сколько такого слышал. Стандартного. Никакого. Без вкуса. Гадость.

 


Закат. Тогда тоже был закат. Только летний, яркий. Я возился у костра. Ты толкнул меня в плечо. Пронизывающий как стрела взгляд, косая светлая челка. Решил искупаться. По-моему, это был единственный раз, когда ты отправился в море один. Алешка, дорогой мой, скажи! Ты сделал это специально? Стыдился нас с тобой? Мы ведь тогда были так воспитаны. С чувством вины решительно за все. Или потому что уже знал, понимал, что лучше не будет никогда? Почему тогда не позвал и меня?

Запутался в камнях? Да, плавали мы с тобой не очень. Или просто решил стать музыкой у моря. Нет, не такой. Той, нашей музыкой. Теперь уже не узнать. Ты просто ушел, и никто больше не видел, даже твоего тела. А я все ждал. И сейчас тоже жду. Только не совсем понимаю, чего.

 


Отыграл. Знакомый вопросительный взгляд среди прядей волос.

Не удержался. Подушечками пальцев еле прикоснулся, по чисто выбритому подбородку. Кожа какая нежная, молодая:

— Совершенствуй. Играй. Пустишь меня?

— Конечно.

Я играю. Не для него. Тебе — «Затонувший собор» Дебюсси. Через тридцать восемь лет. Через мою жизнь. Любовь.

— Божественно! Я хочу учиться у вас. Это мечта. Возьмите меня с собой.

— Куда? Ты решил учиться дальше?

— Да. Я пытался, но завалил вступительные экзамены этим летом.

— Нет. Не могу. Я не учу, играю. Только иногда консультирую в консерватории. Сейчас середина семестра. И не только поэтому. Просто — нет.

— Я мог бы... Я слышал, вы...

— Не нужно. Я знаю, как про меня говорят.

— Девушки считают, что я красивый.

— Это хорошо, что ты девушкам нравишься, позитивно. Мне пора.

— А если бы я был вашим знакомым? Сыном друга юности, например. Пристроили бы?

Если б он был твоим сыном, точно обошелся без меня. Надо уходить. Прочь из домика. Пустые надежды. Радужные мечты.

— Прошу вас, подумайте еще.

— Я должен идти. Прощай.

— Останьтесь, пожалуйста. Я прошу...

— Ты гей?

— Нет. Но я хочу так.

Слаб. Я слаб. Остался. Спальня в обоях с ромбиками. Широкая, тоже пахнущая морем постель. Я первый мужчина здесь. У него. Павел. Зря он меня позвал. Не знает ничего обо мне. Он — призрак. Призрак из юности. Страсть, сладкая как виноград. Чужая молодость у щеки. Тело, плоть. Требовательные, жадные. Беру, пользуюсь, наслаждаюсь. Купаюсь в восторге. Будто понимаю, будто люблю. И только внешне похож — но не ты... Не ты.

 


Еще несколько дней. Каждый — вырванный, выпрошенный. Опять как промежуточный старт. Между прошлым и будущим. Который по счету? Алешка, что ты сделал? Как я жил без тебя? Зачем? Кого любил? И где осталась сыгранная тобой музыка? Почему ее никто так и не услышал? И уже не помнит никто. Кроме меня. Это несправедливо. Ты же очень талантливый. Был.

Улицы, знакомые еще сорок лет назад. Те же краски, запахи, только по-осеннему приглушены. Только без тебя. И еще каждый раз этот взгляд при встрече. Умоляющий. Знакомый. Павел. С ним тоже надо решить. Колоколом в ушах. Больше не могу так. Не хочу.

Опять закат. Осенний. Последние, уходящие, строгие лучи из серого моря. Белый пластик плеера между пальцев. Твоя музыка внутри. Лучше ты никогда уже не сыграешь. Никогда. Тебе уже не нужно. Помнишь наш старый магнитофон? Споры? Ноты на песке? Давай вместе вспомним, может, все-таки повторится? Я вернулся к тебе. Я приехал за этим. Я уже иду.

От самой кромки пляжа. Шаг. Ботинки заливает морская вода. Еще один и еще. Намокшее пальто тянет вниз. Уже не холодно, не важно. Твоя музыка в наушниках. Музыка в душе. Звезды. Яркие, как тогда. Может, ты тоже там? Я скоро узнаю. Я близко. Нога не чувствует дна. Точно, здесь обрыв, так было и тогда, когда мы... Все.

 


Холодно. Песок мокрый. Повсюду, даже во рту. Соленый. Плеск моря. Извилистые следы волн перед глазами. Не получилось. Но почему? Что не так сделал? Голос, давно забытый и шепотом, почти не слышно, легко, как дыхание: «Не надо. Живи. Играй».

Играй? Ты хочешь, чтобы я вернулся? Куда? Опять в огромную пустую квартиру, откуда все уже разлетелись? Да, я был не самым лучшим семьянином. Одному?

И мой Бехштейн в холле. Мой концертный белый рояль. Помнишь, мы о таком тогда только мечтали? Белый — это тоже о тебе. Не помнишь? Не отвечаешь. Не хочешь вспоминать. Со мной не хочешь. Значит, отпускаешь? Или прогоняешь? Прости меня, если сможешь. Хотя, наверное, это тоже для тебя давно не важно. Тебя нет. Давно. И все-таки прости.

Небо бледнеет. Ночь кончается. Надо встать. Пора уходить отсюда. Тут давно уже никого нет. И воспоминаний нет здесь. Они только там, внутри. О тебе, о твоей улыбке. О твоем взгляде. И главные, о твоей музыке. Я переполнен ими, еле тащу. Они останутся. Тоже еще поживут со мной. Во мне. Я стану храмом. Памятником тебе. Крестом.

Откинув в сторону мокрое тяжелое пальто, Иван с трудом поднялся. Светлеет. И звуки вокруг, ноты, такты, строчки. Так играл ты. Так могу сыграть я. Сейчас сыграть могу только я. Любимую твою музыку. Или сыграет кто-то еще. Пусть играет. Вытерплю.

Даже волны как-то изменили ритм. Теперь они плещут другое имя: Па-вел, Па-вел. И предательское воспоминание в подушечках пальцев о подбородке, о нежной коже, о нем самом. Я ухожу. Ушел.

 


И снова вечер. Как быстро здесь проходит время! Нельзя уехать не разобравшись. Противно. В душе — противно. Опять домик с музыкой внутри. Неуверенная улыбка. Еще совсем незнакомое лицо. Павел.

— Пожалуйста, проходите.

— Завтра улетаю. В санаторий. Я не могу пристроить тебя сейчас. Ты пока не исполнитель, тебе только кажется, не умеешь. По крайней мере — пока. Извини. Я груб. Но ты должен знать.

Недоумение в глазах, обида, сжались в кулаки тонкие пальцы возле губ.

— Это мои координаты. Надумаешь — приезжай. Недели через две. Работу в школе найдем, с общежитием, тоже думаю, разберемся. Я буду рад помочь, откатать программу для экзамена. Я просто буду рад тебе. Решай.

 


Аэропорт, притулившийся в стороне от моря. Засветился давно отключенный мобильник. Новые графики концертов. Повезло, он еще успевает в санаторий. Сообщение из Аделаиды: «Перегрелся здесь. Хочу домой. Уже собираюсь». Петер возвращается. Приятно. Дома станет веселее.

Мягко заложило уши, аэробус набирает высоту. Темная морская вода внизу, под крылом. Пляж. Берег памяти, моей юности. Благодарности и любви.

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 137
    18
    508

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Atom

    Хорошо. Вот финал - есть, к сожалению, штампики... вроде "". Лять , не обнаружено , но ощущение есть. Не, она классно пишет. Я искал и не нашел проблем. И чо, убить меня за это?  Ля, ну просто классный текст.

  • Atom

    plusha 

     Да понятно это все... Вы взрослая женщина и знаете , что от жизни нужно. Покс он всегда Покс, с ним говорить себе дороже, но личность легендарная, ещё с удафком... 

  • plusha

    Атом Сергеев 

    не только личность легендарная, но и автор легендарный тоже.....

  • Atom

    plusha 

    Как скажете, кто я такой, чтобы перечить девушке... Май в голову. 

  • max_kishkel

    В попытку самоубийства спустя сорок лет после потери... Насухую... Не по-русски это. Верится не очень. Хотя... Хрен их знает, этих Ванек и Лёшек из консерватории.)) 

    Короче, Сорос бы одобрил и ввёл в школьную программу. 

    Лайк за смелость, да и текст не без достоинств. 

  • plusha

    Макс Кишкель 

    А, вспомнила. Это была моя первая самая бумажная художественная публикация. Друзья уговорили разбросать по журналам. Три рассказика я отправила в четыре журнала. Тут же три журнала отписались, что хотят именно этот. Отдала в первый, немецкую Еву. Дав другие взяли остальные предложенные рассказы. Четвертый журнал не ответил мне.

  • mayor

    plusha 

    Суки! Про четвертый журнал.

  • plusha

    mayor1 

    Бгггггг......ага!

  • Kulebakin

    Текст кишит штампами о мольбе дамы о сильном плече!

  • Kulebakin

    Kэп 

    малек ошибся... зрение подвело сетевого снайпера.

  • capp

    Олег Покс 

    Следи за синтаксисом, Олег! 

    Но не чеши. ☝

  • Atom

    Олег Покс 

    А это плохо? Нет, ну бро, скажи - когда девушка о сильном плече мечтает - это требует осуждения? 

  • mayor

    Поксом трипер не испортишь.

  • mayor

    Атом Сергеев 

    Надо по 10 дней пить. Тогда просветление наступает.

  • Atom

    mayor1 

    Не, столько точно не смогу. Я так-то не запойный, больше трех дней бухать не могу. Потом неделя отходняка, жесть... А на работе с пистолетом надо держаться, разум иметь. Не то всех положишь и себе в висок. Трупы вечная тема. Люди жгут...

  • Kulebakin

    Атом Сергеев А на работе с пистолетом надо держаться, разум иметь.


    неужели настолько опасна работа поваром в детском саду?

  • lardush

    Интересно. Спасибо. Немного напомнило  по ощущениям "Смерть в Венеции". И да, точная характеристика настроения  выпускников консерватории,  про весь мир у твоих ног, открытые двери...Для кого-то эти двери были, как сейчас модно говорить, не те)). 

  • plusha

    Lariko 

    Спасибо... знаете, когда я писала, я все время вспоминала один рассказ, но так ни названия, ни автора вспомнить не смогла. Но там они оба покончили намеренно, утонув в пещере....кажется, прибалтийский автор, и вроде, все же женщина была...но толком совсем не помню. А открытый мир у порога - наверное, так все выпускники ощущают,я думаю.

  • lardush

    plusha 

    И очень точно - про мир в звуках. Это именно про нас)