Alterlit
bitov8080 prosto_chitatel 03.09 в 03:33

Выставка "История России глазами художников", Третьяковская галерея

И снова немного о культуре. В Третьяковской галерее прошла выставка, приуроченная к 800-летию Александра Невского. Она вмещала в себя более ста картин из частных коллекций и разных музеев страны. Огромные полотна и небольшие, но известные во всем мире, картины художников, которые писали нашу историю с помощью красок и кистей.  В разделах экспозиции все исторические вехи от Крещения Руси до Первой мировой войны. 

Начинается выставка пространством, которое рассказывает об Александре Невском. Это различные образы Александра
Невского, где он изображен как князь, как воин и как святой. 

Здесь же триптих Павла Корина "Старинный сказ"

Знаменитый "Витязь на распутье" Васнецова - результат многих лет работы художника. В основе сюжета картины лежит былина "Илья Муромец и разбойники". Всаднику предстоит сделать судьбоносный выбор - в какую сторону держать свой путь, и он остановился, вчитываясь в буквы на камне. Интересно, что сначала на камне художник отобразил полный текст былины: "Направо ехати - женату быти, налево ехати - богату быти"...А позднее оставил видным только третье пророчество: 

"Как прямо ехати - живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному" - именно это направление в былине выбирает богатырь, едет сражаться и побеждать зло.

Ниже старинные княжеский шлем и мечи, Городецкий историко-художественный музейный комплекс

"Слепой гусляр, поющий старинку" - так называется картина художника Андрея Рябушкина, 1887г. Андрей, родившийся в селе Станичная, Тамбовской губернии, в семье крестьянина, с детства обожал музыку. У мальчика был абсолютный слух, и его взяли петь в церковный хор, где он пел, пока не потерял голос. К счастью, у ребенка был не только музыкальный, но и, замеченный художниками-иконописцами, талант к рисованию. 

Рябушкин писал картины с сюжетами из быта Древней Руси, словно поэт, сочиняющий стихи о своей Родине. Вот слова Александра Бенуа о Рябушкине: 

«Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях…»(с)

Василий Смирнов, "Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя", 1883г.

Картина посвящена событиям далекого 13-го века, когда в 1246 году в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский. В ставку Батыя Михаил отправился за ярлыком на княженье в Чернигове. Там, перед входом в шатер хана, князю приказали поклониться идолу Чингисхана и, пройдя меж двух священных огней, совершить обряд "очищения". Михаил отказался наотрез, за что и был убит вместе с сопровождающим его боярином Феодосием. За создание картины Василию Смирнову в 1883 году Академия Художеств пожаловала большую золоту медаль.

Иван Акимов, "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев", 1773г. В картине художник события из русской истории подает в духе античной мифологии. Люди Древней Руси, словно греческие боги, укутанные в драпировки плащей и туник, показаны как идеальные герои, совершенные во всем. Исторически этот эпизод связан со временем вторжения печенегов в Киев. Князь, совершающий поход в Переяславец, узнает о вероломном нападении, возвращается домой и прогоняет врагов. Семья встречает своего победителя. 

"Игорь, приехав из Киева, увеселялся там некогда звериною ловлею, увидел Ольгу, говорил с нею, узнал ее разум, скромность и предпочел сию любезную сельскую девицу всем другим невестам"(с),

 - так по словам историка Карамзина князь Игорь, правивший в 10-м веке, познакомился со своей будущей женой. Так и называется картина художника Василия Сазонова - "Первая встреча князя Игоря с Ольгой", 1824г.

Картина Николая Бондаревского, последняя четверть 19-го века, из Чувашского государственного художественного музея - "Князь Олег прибивает щит на врата Царьграда". Отправившись в поход на Константинополь, киевский князь Олег с дружиной неожиданной для противника стратегией одержал победу, после чего заключил мирное соглашение, по которому византийцы обязались выплатить дань. На картине запечатлен момент, когда дружинники князя прибивают щит на ворота города (Константинополь называли в те времена Царьградом), дабы побежденные не забывали о том, что за ними должок. 

Виктор Васнецов,  картины"Крещение Руси" и "Крещение князя Владимира", 1890г., Нижегородский государственный музей

Клавдий Васильевич Лебедев, "Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча", 1889г.

Марфа, вдова богатого нижегородского землевладельца, и её сын,  Дмитрий, выступали за независимость Новгорода от Москвы и вели переговоры с Литовским княжеством и польским королем о возможном союзничестве.  Лебедев писал образ Марфы , отталкиваясь во многом от образа, выведенного Карамзиным в повести "Марфа-посадница, или покорение Новагорода". 

Еще одна картина Лебедева из Новгородского государственного музея-заповедника- "Василий Блаженный", 1902г. Если смотреть на картину даже издалека, все равно ощущается какая-то неземная хрупкость и отрешенность от мира фигуры юродивого. Наверное, здесь играет роль в том числе и то, что стоит Василий босой, в одной простой рубахе и веригах на нашем русском, явно неслабом морозе. А еще выражение его лица, оттенки белого, переходящие в серый цвет, и живое пятно голубей, создающее контраст к полу-потустороннему человеку. Завораживает. 

Здесь тоже слегка уже потусторонний (посмотрите на лицо) царь Иван Грозный в последние годы своего правления. На картине кисти художника Александра Литовченко, 1875г., запечатлен момент, где угасающий русский царь в кремлевской сокровищнице показывает английскому вельможе сундук с драгоценными камнями. Царь словно говорит "я еще повоюю", вельможа же, капризно подбоченившись, прикидывает, как бы половчее обделать свои делишки. 

Говорящее само за себя название "Опричники в доме земского", 1894г, художника Александра Новоскольцева

В свое время картина вызвала самые разные отзывы современников. Так, историк искусства и литератор Гнедич пишет:

"..погром, произведенный опричниками в доме опального боярина. На полу валяется дочь боярская, боярыня без чувств лежит на кровати. Боярин, скрученный по руками и ногам, привязан к креслу. Новоскольцев хороший колорист, пишет сочно и сильно"(с)

А передвижники напротив обвинили автора картины в пристрастии к аляповатым краскам и склонности к дешевым эффектам. 

Просто нереально большое полотно, которое с трудом помещается в камеру, я отошла подальше к противоположной стене и только так, с большим трудом выстроила (кривоватый) кадр. Это грандиозная работа художника Константина Маковского, "Подвиг Сусанина", 1914г. Фрагмент поближе:

Очень долгое время местонахождение картины было неизвестно, и только, вдумайтесь, всего лишь в 2016 году картина появилась на английском аукционе "Сотбис", попала в частную коллекцию и таким образом вернулась в Россию. 

Вот совсем что-то нереальное. Картина Михаила Нестерова, "Дмитрий-царевич убиенный", 1899г. Приписка "поступило от автора в 1910 году, Русский музей, Санкт-Петербург"(с). Указывается, что в каталоге персональной выставки художника в 1907 году название картины сопровождалось пояснением: "По народному поверью, души усопших девять дней пребывают на земле, не покидая близких своих". На самом деле, видно, что царевич уже покинул наш бренный мир, и эта дымка из тонких березок словно занавес, отделяющий незримую сущность от мира живых людей. Издалека в глаза бросается именно "туманность" картины, нежность красок, ее невесомость при достаточной площади. Вблизи же...Я специально сфотографировала это лицо. То самое чувство, когда одновременно замираешь от благоговения и ужаса.

Константин Маковский, "Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова", 1862г. Ну, здесь до боли все родные лица, ведь совсем недавно мы ходили по выставке, посвященной тому самому Смутному времени и, собственно, там же было и о смерти сына Бориса Годунова, и о судьбе несчастной его дочери Ольги, которая на картине склонилась над бездыханным уже братом. Правда, Федора, мне кажется, все-таки избили в кровь и задушили, но художникам вольно рисовать, всё так, как они видят. 

А здесь уже начинаются "Дурные вести из Франции", 1887-1895гг., Василия Верещагина, где Наполеон, как видно, обескуражен и расстроен не по-детски. 

Илларион Прянишников продолжает визуальный ряд. Картина "В 1812 году", 1874г., приобретенная в коллекцию П.М. Третьяковым, изображает пленных французов, бредущих по зимней смоленской дороге.

Очень интересная картина. Валерий Якоби, "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны", 1872г. Отличают картину не только ее масштабы, искусно выписанное убранство дворцовых покоев, лицо сильно нездоровой императрицы, осуждающее выражение вельможи в дверях, циничное -шутов и бездумно-идиотическое приближенных фаворитов Анны Иоанновны. Но так же и то, что в свое время этот шедевр не допустили к участию во Всемирной выставке 1872 года, найдя в сюжете все признаки насмешки над русской историей и царственными особами. 

Фрагменты:

Батальные полотна - огромные холсты со сценами воинских сражений расположены по обе стороны выставочного зала.

Это Василий Верещагин, "Перед атакой. Под Плевной", 1881г.  и  его же "Перевязочный пункт под Плевной", 1881г., из Балканской серии. 

Виктор Васнецов, "Архангел Михаил", 1914-1915гг., поступило из собрания семьи художника, Дом-музей Васнецова. На картине изображено сражение между ангелами и бесами, описанном в "Откровениях Иоанна Богослова". Поскольку Архангел Михаил -  покровитель воинов, в руке его изображен огненный меч и копье в виде молнии, которые повергают в огненные бездны полчища бесов. 

Замечательная по выразительности картина Ильи Репина,  "С медсестрой в атаку", 1917г. 

"Военная дорога между Севастополем и Симферополем во время Крымской войны", 1858г, Константин Филиппов. Масштабное полотно, за которое художника удостоили большой золотой медали. Так вышло, что 1854-1856 годах Константин находился при русской армии в Крыму и стал очевидцем героической обороны Севастополя. 

Фрагменты:

Еще одна батальная сцена, Лев Лагорио, "Потопление катерами парохода "Великий князь Константин" турецкого парохода "Интибах" на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 года", 1880г. 

И "Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы", 1879г., Адольф Шарлемань

Сделав круг по выставке, возвращаемся в ее начало, к истокам, к Александру Невскому

И на этом заканчиваем обзор, написать который я не могла весь день по причине тремора в коленях (так можно сказать? или это только про руки?). Перспектива выпадения рандомного музея в комментарии с просьбами удалить публикацию никак не радует.  Вот Третьяковская галерея вдруг возьмет и обидится на этот текст, который я абсолютно точно высосала сейчас не только из пальца, но и изо всех доступных мне источников в виде гугла и иже с ним, переписав по-своему. В двух словах, что случилось с золотом. Иногда, и я это не скрываю, я беру билеты на экскурсию с лектором. Мне кажется, живой человек может рассказать гораздо больше интересного, чем подписи к картинам и экспонатам. Есть темы, которые знакомы и более-менее близки, как, к примеру, Смута и Лжедмитрий (там я нагородила отсебятины будь здоров, наверное, это чувствуется). Но с предметами искусства, церковной утварью, тем, как мастера отливали серебряные крестильные чаши (восковым литьем), почему в восточных орнаментах используют только листья, цветы и никогда лица живых людей, почему там часто синий и зеленый цвета, что такое панагия и все в таком же духе, я как услышала, так и записала - мне кажется, это и так очевидно. Текста самой лекции у меня, ясное дело нет, фио лектора я не знаю, но да, это экскурсия, которую провела экскурсовод исторического музея, и которую я удалила по просьбе музея. Теперь сама удаляюсь думать, как поступать впредь: не брать лекции и не тратить кучу времени, а пользоваться ссылками на вики и сухими сводками справочников, или стараться максимально переворачивать на свой лад, услышанное в процессе экскурсии. Приношу свои извинения пострадавшим правам и нервам лектора-экскурсовода. До новых встреч, (надеюсь), друзья.

  • 23
    7

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.