Alterlit

Рецензия на фильм «Цвет иного мира»/ Color out of space

#новые_критики #coloroutofspace #николас_кейдж #ричард_стенли #лавкрафт

Год: 2019

Режиссёр: Ричард Стенли

В ролях: Николас Кейдж, Джоэли Ричардсон, Мэдлин Артур, Эллиот Найт


Привет любителям хорошего кино и да коснутся ваших снов тентакли Шуб-Ниггурата!

Сегодня речь пойдёт о редчайшем явлении в области культуры — удачной экранизации работ Лавкрафта. 

Говард Филлипс Лавкрафт (он же Отец Арийской Мистики, как вполне заслуженно величал его Джонатан Боуден), был Николой Тесла западной культуры. Вложив все силы в дело своей жизни, создав опередившие своё время шедевры, он, тем не менее умер в нищете и безвестности, и лишь спустя полвека признание потомков настигло его мятежный дух. Киноман, в сотый раз пересматривающий раннего Ромеро, меломан, наслаждающийся готическим роком, и даже школьник, увлечённо кромсающий зомби и некроморфов на экране компьютера, чувствуют прикосновение его гения.

Тем более удивителен тот факт, что до сих пор экранизации произведений Лавкрафта можно было посчитать на пальцах одной руки, причём ни трэшевый «Оживитель трупов», ни малобюджетный «Данвичский ужас», ни короткометражный «Дагон», так и не смогли воспроизвести уникальный стиль мастера.

И тут, словно с благословения самого Йог-Сотота, южноафриканский режиссёр Ричард Стенли неожиданно совершил то, о чём долгие годы мечтали ценители таланта Лавкрафта.

Сюжет фильма повествует о непростой судьбе обычной американской семьи постинформационного периода. Нэйтан Гарднер — писатель из мегаполиса, принявший решение сменить каменные джунгли на ферму в лесах Пенсильвании, разводит альпак и мечтает о вдохновении Его жена Тереза наслаждается простором, свежим воздухом и жалуется разве что на медленный интернет, не дающий ей нормально играть на бирже. Старшему сыну Бенни всё равно, где курить траву, младший сын Джек прилип к компьютеру, а дочка по имени Лавиния, считающая себя ведьмой, делит своё время между сатанинскими ритуалами и флиртом с местным негром-гидрологом. 


Как-то ночью небеса окрашиваются в розовый цвет и на территорию фермы падает метеорит. Не успевает отец семейства радостно потереть ручки, оценивая прибыль от продажи редкоземельных металлов, как пришелец аннигилирует, оставив после себя лишь зловоние. Разочарованный Нэйтан возвращается к дойке своих экзотических коз, даже не подозревая, что за олицетворение ужаса поселилось в старом колодце у его дома.

Неведомая сила постепенно проникает в жизнь семейства Гарднеров, незаметно превращая размеренную жизнь хипстеров в бесконечный кошмар. Начав с невинных помех в работе электроники и отказывающихся заводиться авто, Цвет пытается подчинить себе разум своих жертв, а затем, войдя во вкус, начинает менять физические свойства самого мира. Но диковинные цветы и насекомые, прибывшие из другой галактики, являются лишь вестниками того ужаса, который Цвет способен создать, захватив контроль над телами несчастных.

Космическое зло, лишь изредка выдающее своё присутствие слабым розоватым сиянием, продолжает крепнуть и начинает понемногу воздействовать на течение времени — семья Гарднеров регулярно «теряет» минуты, а затем и часы.

Не будучи способным пережить стремительное крушение его уютного идиллического стиля жизни, Нэйтан сначала упорно игнорирует происходящие вокруг него всё более очевидные и жуткие изменения, а потом пытается выступить против инопланетной угрозы со старой двустволкой в руках. Лавиния же решает пойти дальше, и решает попытаться остановить пришельцев с помощью секретов магии Древних, почёрпнутых в «Некрономиконе»...

Говоря о стиле и атмосфере картины, следует помнить, что «Цвет иного мира» относится к зрелому периоду творчества Лавкрафта, именуемому «космическим пессимизмом». Произведения этого периода характеризует в первую очередь бессилие персонажей перед лицом великих и безжалостных сил вселенского масштаба, абсолютно бесцеремонно вторгающихся в хрупкий мирок, созданный ограниченным разумом человека. Что в «Зове Ктулху», что в «Тени над Иннсмутом», Говард Филлипс мастерски передаёт ощущения муравьёв, попавших в фокус увеличительного стекла в руках скучающего мальчишки, и поэтому работу режиссёра в данном случае можно назвать первоклассной. 

Книги Лавкрафта плохо поддаются экранизации именно потому, что согласно замыслу автора, воздействуют в первую очередь на подсознание, заставляя мозг читателя вытаскивать образы вселенского ужаса из самых тёмных его уголков. Столь любимые Лавкрафтом термины, как «омерзительный», «ужасающий» или «противоестественный», крайне сложно передать посредством визуального ряда, но Ричард Стенли, тем не менее, совершил невозможное и смог успешно перенести на экран практически непередаваемое ощущение присутствия неведомой зловещей силы, затаившейся во мраке и готовой в любой момент нанести удар. 

Степень уважения к первоисточнику, проявленная режиссёром, является беспрецедентной, и именно благодаря ей творческий замысел Лавкрафта впервые предстает перед нами в столь визуально привлекательной форме. Стенли мастерски создаёт атмосферу практически ощутимого страха неизведанного, используя на первый взгляд примитивные, но при этом крайне эффективные средства. Изысканная игра света и тени, немедленно вызывающая в памяти классическую версию «Blade Runner», стремительная, но при этом хирургически точная смена кадров делает погружение в мир хтонического ужаса быстрым и эстетически приятным. 

Переходя к кастингу, нельзя не признать, что актёры подобраны практически идеально. Николас Кейдж в очередной раз доказывает, что талант не пропьёшь. Нэйтан в его исполнении одновременно страшен и жалок. Искусно балансируя на грани между безумием и реальностью, Кейдж фактически вытягивает весь фильм из бездны посредственности. За одну лишь сцену, в которой он сначала читает дочке мораль о том, что семья в беде должна держаться вместе, а затем с криком «покорми маму!», бросает её на съедение мутанту, созданному инопланетным ужасом, Николас заслуживает мешка «Оскаров». Английская леди Джоэли Ричардсон хороша в роли невинной жертвы Цвета, которая постепенно становится настоящей угрозой для семьи. Но главное открытие фильма это 19-летняя канадская актриса Мэдлин Артур. Лавиния в её исполнении на наших глазах эволюционирует от наивной девушки до отчаявшегося человека, тем не менее стоящего до конца в битве против сил, которые ей так и не суждено понять. Приятно, что и в наше время попадаются поистине талантливые зумерши.

Итог: великолепно снятая и сыгранная экранизация классика мистической прозы. Ценителям Лавкрафта смотреть обязательно, да и любители хорошего хоррора также не будут разочарованы.

  • 12
    7

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bbkhutto
    Lissteryka 10.08 в 17:17

    кстати (еще). Реаниматор с Джеффри Комбсом тоже, конечно, фильм выдающийся. Комбс, впрочем, везде великолепен (но особенно в Уроде в Замке, наверное).

  • shelley
    Лёха Андреев 10.08 в 20:58

    >Николас Кейдж в очередной раз доказывает, что талант не пропьёшь.

    Ну, если "талантом" называть его способность в любой ситуации делать одно и то же стрёмное выражение лица типа "фото на паспорт" - то да.


  • sgb

    Лёха Андреев забавно, сначала я написал свой камент, потом прочёл Ваш. 

    Кейдж (это моё скромное мнение) был хорош только в одном фильме, - "Пророк"(2007г.) да и то, только потому, что его партнёршей была Джесика Бил.

    З.Ы.

    На Джесику и у мёртвого встанет.

     

  • shelley
    Лёха Андреев 11.08 в 21:24

    Шесть Грустных Букв 

    Да, "Пророк" был неплох. И еще один фильм с ним был хороший - "Дикие сердцем", там Дэвид Линч вообще собрал всех стрёмных чуваков сразу, а Кейджу там в финале дали по башке именно за то, что он с таким лицом ходит и тупит, когда надо действовать. И вот когда он там изображал просветление после удара - это был редкий случай, когда ему действительно удалось сделать другое лицо :) 

  • sgb

    Будем надеяться, что Коля Корзинкин (известный в Пендосии ака Nicolas Cage) в этот раз снялся не в фильме категории "B-".

  • YaDI
    ЯДИ 11.08 в 03:14

    такую фонтазтику не читаю тем более не смотрю

    зы. уж лучше Кейдж чем Безруков, а так-то да,  ̶С̶а̶л̶т̶ы̶к̶о̶  Джессика клёвая, в смысле у кардинала губа не дура

  • udaff
  • Psychoscum

    Спасибо за мнения. Кейджа модно пинать, но пограничные состояния психики ему удаются.