Восточный фронт и «Однословный многорифм». Выбор форм и стилей (на конкурс)

«Восток – дело тонкое», как верно отметил в своё время товарищ Сухов. Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин. Хайку пишут только в настоящем времени.  Искусство написания хайку –  это умение в двух, или трёх строках описать момент. Традиционное хайку не имеет названия и не пользуется привычными для западной поэзии выразительными средствами (той же рифмой), однако использует ряд специфических приёмов, выработанных японской национальной традицией (например, двучастность, киго, кирэдзи, какэкотоба).  «Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию».  Так говорила японская поэтесса Мурасаки.

И совсем другое дело – «Однословный многорифм».  Это новая и самая жёсткая форма современной поэзии, где каждое слово должно иметь свою рифмическую пару. У Германа Гессе есть роман «Игра в бисер». В описанной им игре можно было совмещать между собой и ноты, и буквы, и цифры. «Однословный многорифм»  – это тоже игра. Игра словами, разнородными, составными и разноударными рифмами, и, в каком-то смысле, цифрами.  Как говорила Марина Цветаева: «Стих только тогда убедителен, когда проверяем математической формулой. Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить».

Созерцательная восточная поэзия и комбинаторика,  обладающая очень яркой эстетически значимой формой – это две несовместимые вещи. Это то же самое, как лёд и пламень, Земля и небо.  И это не битва различных форм, жанров и стилей, а авторская попытка объять необъятное и прийти к определённому консенсусу. Это сознательный выбор.

#alterlit_contest #моявоображаемаякнига

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 15
    4
    98

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.