ХУДШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ
#новые_критики #театральные_неудачи #мхат #сотириади #бузова #театр_пушкина #гришковец #агранович #театр_вахтангова #цитриняк #субботина #театрнатаганке #азаров #гончаров #апексимова #малый_театр #житинкин #электротеатр
Время от времени люди разной степени родства и знакомства (иногда просто мне неизвестные) просят посоветовать им «хороший спектакль». Чаще отнекиваюсь: «Ну я же не знаю ваших вкусов, вашей насмотренности и, в конце концов, широты ваших взглядов!..» Может, вы не то, что от голой задницы или солёного словца, а от кроссовок на каком-нибудь Гамлете в обморок упадёте. Тем более, цены на самые модные зрелища сегодня задраны до неприличия, и порой сходить семьей в театр – это как в Гагры слетать. Насоветуешь от чистого сердца, а человек без штанов останется. Но чтобы совсем уж не отфутболивать неофитов, предлагаю им читать мой фейсбук, обычно после спектакля я сразу пишу два-три абзаца по горячим следам. Эта реакция – самая честная. А там уж сами решайте…
Недавно прочитал тезис, претендующий на афоризм: критика надо оценивать не по тем произведениям, которые он ругает, а по тем, которые хвалит. Иные театральные обозреватели восхищаются ну таким дерьмом, что вечная отговорка «о вкусах не спорят» к их рецензиям просто не применима. С иными хочется спорить до хрипа!
Несколько критиков, блогеров и театроведов уже опубликовали списки лучших спектаклей по итогам нынешнего сезона. Процентов на 80 там одни и те же названия («Горбачев» в Театре Наций, «Сын» в РАМТе, «Король Лир» и «Мертвые души» в Вахтанговском, «Новаторы» и «В день свадьбы» в Театре Маяковского, «Страсти по Бумбарашу» в Театре Олега Табакова, «Все тут» в Школе современной пьесы, «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция» в Театре Фоменко, восстановленная «Поминальная молитва» в Ленкоме и так далее).
Я же, рискуя навлечь на свою голову гнев больших и маленьких театральных деятелей, предлагаю список неудач. Понятно, что это относительные неудачи. Они принадлежат театрам живым и востребованным. Или полуживым. Или живущим на волне прежней популярности. Или мыльным пузырям, заставляющим обращать на себя внимание.
В номинации «Самые пошлые» с недосягаемым отрывом побеждает МХАТ им. Горького, где в начале сезона сыграли «Красного Моцарта» (вампука про великого композитора Исаака Дунаевского, который в этом опусе представлен как Дуня Воробей), а под занавес – «Чудесного грузина». Главным ньюсмейкером в «Грузине» стала Ольга Бузова, а молодой Сталин, главный герой спектакля, по воле режиссера Ренаты Сотириади (она поставила оба отмеченных зрелища) демонстрирует сексуальную акробатику.
Победу в номинации «Самые скучные», где тесно от претендентов, заслуженно одержал Театр им. Пушкина с поставленным спустя рукава спектаклем «Между делом». Евгений Гришковец вывел на подмостки свою малоудачную пьесу, и режиссура в этом зрелище даже не ночевала. Хорошие артисты, включая приглашенного на главную роль худрука «Гоголь-центра» Алексея Аграновича, не спасают ситуацию.
Театр Вахтангова стоит отметить в номинации «Шампанское без пузырьков» за два спектакля. Во-первых, за «Соломенную шляпку» режиссера Михаила Цитриняка, который умудрился превратить в тягомотину водевиль Эжена Лабиша (главная проблема – однообразная, вялая, «никакая» музыка Бориса Кинера и Александра Прокоповича; отчего-то режиссер не взял гениальные мелодии и песенки Исаака Шварца из знаменитого фильма).
Во-вторых, за «Театр» режиссера Ольги Субботиной, которая, отважно взявшись за культовый роман Сомерсета Моэма, начисто проиграла вместе с исполнительницей главной роли Лидией Вележевой телефильму Яниса Стрейча и незабвенной Вие Артмане.
Две неудачи постигли в обозреваемом сезоне Театр на Таганке. Первая – «Снегурочка» режиссера Дениса Азарова, режиссерский стиль которого в этой постановке по мотивам пьесы Александра Островского можно назвать «Бутусов для бедных, Богомолов для бедных, Серебренников для бедных»: гэги, советские песни, пародии, однополая парочка, мокрые майки. Как говорится, хороший тамада и конкурсы интересные.
Вторая – «Отелло» режиссера Андрея Гончарова, поразившего не только скукой, но и кастингом: роль злодея Яго почему-то отдали блеклой Надежде Толубеевой, специально выписав артистку из города Неве, Отелло – молодому Роману Колотушкину, а Дездемоны – директору театра Ирине Апексимовой, по возрасту годящейся ему в матери. В этом спектакле Отелло не душит Дездемону. Она просто говорит ему: «Пойду покурю». Что позволило некоторым зрителям сделать вывод, что жена мавра умерла от никотина. Таганка побеждает в номинации «Много воды и дыма».
В номинации «Слушайте радио» тоже можно много кого отметить, но победа уходит в Малый театр, спектаклю «Большая тройка» («Ялта-45»). Пьесу современного шведского драматурга Лукаса Свенссона «Ялта» там играют под двойным названием. Хотя назвать зрелище «Большая тройка» было большой смелостью, потому что злые критики именно такую оценку поставят режиссеру Андрею Житинкину. Его спектакль идёт чуть более двух часов без антракта, и значительная его часть, увы, похожа на радиопостановку. Закрой глаза и слушай. Режиссер, который давно уже выпал из обоймы актуальных постановщиков и больше известен в театральной Москве как «король фуршетов», не придумал ни-че-го. А занятые в главных ролях прекрасные народные артисты на момент премьеры ещё не разыгрались и не вытягивали спектакль на себе.
И, наконец, номинация «Самый нелепый». Победа уходит в Электротеатр Станиславский. Уже название – «Некоторые явления не нуждаются в том, чтобы быть названными» – безумным маячком предупреждало, что смотреть эту «пластическую работу» не надо. Признаюсь: после пресс-показа невыносимого по своей бессмысленности зрелища, я тут же написал нескольким знакомым журналистам, что это шедевр и ничего лучше в Москве давно не было, немедленно идите! Парочка коллег поверила. Понятно, что после они меня прокляли...
Режиссер Виктория Петренко заставила артистку Ольгу Назарову, облаченную в меховую шапку и в заправленный трусы свитер, то долго крутиться по залу, как танцующий дервиш, то валяться по полу, то перебирать всевозможную обувь. И так шестьдесят минут. Как хорошо, что вы этого не видели!
-
-
-
Я так понял, что этот Электротеатр Станиславский - вообще огонь. Я видел несколько фото со спектакля - очень улыбает.
-
-
-