hiitola victor 25.07.21 в 10:16

СЧАСТЬЕ МИМОЛЁТНОЕ

Светлой памяти Фёдора Абрамова


«Есть только миг между прошлым и будущим – именно он называется жизнь».
Леонид Дербенёв.


А не отойти ли от чтения чернухи,  и всяких там форм псевдоноваторских,  обратив взор на произведения, составляющие золотой фонд русской литературы двадцатого века.  Ну вот не хочу нынче читать модных  Пелевиных,  Елизаровых и прочая.
Хочется припасть к таким истокам как  чистота и Человечность прозы.

Недавно перечитал  столь любимого мною, но так рано ушедшего из жизни,  Фёдора Абрамова. Одну из самых пронзительных  и глубоких его вещей – рассказ «Пролетали лебеди».

Сюжет прост и незатейлив. В свои сорок три вдовая, беззубая и насквозь больная Авдотья Малахова,   на удивление односельчанам,  разрешилась двойней, родив девочку и мальчика. Последний,  в отличие от розовощёкой девчонки, родился хилым и синюшным, соседки на крестинах единодушно решили, что не жилец, и нарекли по имени местного деревенского дурачка Панькой.  А девочку – здоровую, весёлую да голосистую – Надеждой.
Так и росли  до шести лет – девочка бойкой, смышлёной и сноровистой – помощницей маме по хозяйству. Панька – тормоз тормозом – никакого проку. Пошлёшь дурачка в лес за травой,  тот увидит птичку на ветке, разинет варежку, да простоит так час – забыл зачем  и пришёл.
Только смышленая сестрёнка, услышав когда-то давно приговор матери (помрёт наш Панька) испугалась,  буквально прикипела к  непутёвому братику, согрела любовью: и спала с ним в обнимку, и играла, и тормошила – и вроде как выдурился заморыш, оживать начал.

И вот однажды весною, только сошёл снег, над  деревней появились лебеди – те самые, которых хилый, почти не выходящий из дому Панька,  до этого видел только на картинке, что висела в избе.

И без того очарованный птичками всякими,  маленький чудак после этого всю ночь ворочался, не давая матери заснуть, выспрашивая, где чудесные эти птицы «гнёзда  делают».  Узнав,  что на Лебяжьем озере в лесу,  в трёх верстах от деревни, вроде как успокоился. А поутру Авдотья и Надька хватились дурачка лопоухого, а того и след простыл. Весь день искали, а нашли только к вечеру под ёлкой в лесу – обессилевшего и замёрзшего( Надя, я их видел…)
Как ни молили бога, как ни выхаживали, помер Панька.

«Снова вспомнили о Паньке через три месяца, когда умерла Надька… Нет, не то поразило всех, что за малое время смерть второй раз заглянула в Авдотьину избу, — для этой старухи дороги не заказаны. Поразило всех другое — непонятная, загадочная болезнь ребенка. Девка здоровущая, краснощекая… — кому и жить, как не ей! А она, как схоронили братца (будь он не к вечеру помянут, заморыш), начала сохнуть-сохнуть, и ни врачи , ни старухи знающие — никто не мог помочь. Так и засохла, как травинка при дороге…»
***

В одном из интервью замечательный Александр Абдулов как-то сказал, что счастья в чистом виде да временнОм выражении, если сложить его из мгновений жизненных, приходится на наш век в среднем минут пятнадцать. Но это те мгновения,  ради которых стоит жить.
Неужели так мало? А может,  всё это относительно, может больше его или меньше, счастья этого,  у каждого из  нас в отдельности?

Вот судьба подарила Авдотье  целых шесть лет беспокойного счастья позднего материнства.  Много это или мало?
 
Как бы там ни было, выполнила Авдотья свою жизненную программу на этой земле, родив чудесных двойняшек, которые, как единое целое,  и покинули этот мир вдвоём, продемонстрировав лебединую верность,  и невозможность жить друг без друга.

Много ли счастья успели познать за шесть лет такой короткой жизни эти дети-ангелы.

Как его ухватить и удержать – счастье это мимолётное? Если б знать…

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 2
    2
    69

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080

    Ой, как же хорошо и в самом деле. От новаторства современного хочется, как в колодец, воды напиться, читать любимых авторов, верно

  • hiitola

    prosto_chitatel , спасибо за понимание и такой замечательный отзыв.