В КИНОТЕАТРАХ. ВЫПУСК №3

#новые_критики #вкинотеатрах #город_тайн #двойное_счастье #vangoghinlove #пороховой_коктейль

 

«Выручка кинотеатров России довольно скудная, но с нынешним репертуаром на большее сейчас рассчитывать и не приходится».

портал «kinobusiness.com»

 

«Город тайн»

The Dry

2020, Австралия, 117 мин.

Реж. Роберт Коннолли

В ролях: Эрик Бана, Женевьев О’Рейли, Кейр О’Доннелл, Джон Полсон, Джулия Блэйк, Брюс Спенс, Уильям Заппа, Мэтью Нэйбл

Появление этого австралийского фильма в репертуаре наших кинотеатров сопровождал спутник многих новинок – идиотизм российского проката. Дело в оригинальном названии картины – «Засуха», как никогда близкому нашему зрителю из-за дьявольской июльской жары. Ведь австралийцы в фильме тоже загибались от зноя. Причем, как гласили титры, 340 дней в году, что могло нас немного утешить. Кому-то еще хуже! Однако российской прокатной конторе вместо «Засухи» потребовался «Город тайн», что намного усилило первоначальную нелепость, так как действие фильма разворачивалось в сельской местности. Даже о городке здесь речь не шла. Чтобы вы могли представить себе размер и население этого поселка, скажу лишь, что всю его территорию вместе с проживающими на ней людьми контролировал ровно один полицейский. Но даже это – не самое идиотичное. Попробуем поставить вопрос так: а кому в России, и каким образом привиделся австралийский город тайн? А вот кому – сотруднику той самой конторы, которому взбрело в голову познакомиться поближе с товаром, которым он торгует. И он заставил себя посмотреть первую сцену фильма. А там действительно в кадре виднелись высотки Мельбурна, поскольку главному герою предстояло покинуть этот город и уехать в родную глухомань, где по прошествии 20 лет произошло нечто из ряда вон выходящее. И все, прощай любимый город и здравствуй, дорогая деревня. Но в таком случае, городом тайн в фильме становился Мельбурн, а забрызганный кровью поселок – святой простотой. Значит, зрители вообще ничего не поняли и не оценили благих намерений прокатчика, который пытался подсказать, где здесь город, а где – деревня. Зрители же, наверное, из-за жары на фильм опоздали, и первой сцены с высотками не видели. Ну да ладно. Не будем долго сетовать по данному поводу, так как победить идиотизм наших «переименовщиков», не ведающих, что творят, все равно не получится. Лучше поговорим о содержании фильма, которое из-за моей затянувшейся прелюдии могло показаться хорошим.

Как говорят в таких случаях матерые кинокритики (прошу не относить к ним вашего покорного слугу), «прежде чем обхабалить тот или иной фильм, нужно обязательно его похвалить». Чем я сейчас в двух словах и займусь.  

«Город тайн» представляет собой умирающий жанр кинодетектива, и за одно только это ему можно многое простить и даже понять, если захочется. И все, больше сказать в защиту нечего.

Если же вы ожидаете от этого австралийского фильма чего-то в духе «Клуба кинопутешествий», то вас ожидает бурый кролик, попавший в кадр, а также упоминание о кенгуру. Да небольшое озерцо, окруженное чахлыми деревцами посреди жутковатой пустоши. Последняя, кстати, будет преподноситься часто и тщательно. Но ведь не за пейзажами мы пришли на австралийский детектив? Нет, скорее всего, нас привлекла известность актера Эрика Баны, который, как я слышал, нравится нашим женщинам. Но только слышал я это от какого-то мужика, а не от них самих.

Играет Бана мельбурнского детектива, отправившегося через 20 лет в родную деревню, где произошло тройное убийство. Одной из жертв оказался лучший друг его детства, которого местные жители считают виновником произошедшего. Причем каждый из них либо клевещет, либо что-то скрывает. Положение усугубляется тем, что 20 лет назад оба друга детства оказались причастны к смерти своей подруги. Так что детективу волей-неволей приходится распутывать оба преступления.

Любителям криминального жанра такая двойная интрига может и прийтись по вкусу, если бы не одно «но». Все актеры, включая Бану, играют настолько отвратительно, мучая зрителей своим присутствием на экране в течение почти двух часов, что появление финальных титров на экране воспринимается как освобождение из плена.

Сам Бана, конечно, мужчина видный, благо высокий рост это позволяет. К его внешности также никаких претензий быть не может. Но вот каков Бана как актер, до сих пор не очень ясно. Ведь играет он во всех фильмах одну и ту же роль – непроницаемого. Хотя, может быть, он и прав. Иначе зритель довольно быстро узнает, что по своей первой специальности он – мойщик машин и водитель вагонеток на железной дороге. И пусть этот факт убедит не всех, поскольку Клинт Иствуд был плотником, Брюс Уиллис – вышибалой, а Брэд Питт – ходячей рекламой сосисок. Все дело в том, что Иствуд, Уиллис и Питт – исключения из общего правила.

 

«Двойное счастье»

Figli

2020, Италия, 97 мин.

Реж. Джузеппе Бонито

В ролях: Паола Кортеллези, Валерио Мастандреа, Бабак Карими, Леле Маркителли, Стефано Фрези, Андреа Сарторетти

Этот фильм – еще один посол Российско-итальянского кинофестиваля RIFF, с программой которого вы не успели вовремя познакомиться.

Оригинальное название Figli – просто чудесное, если воспринимать его буквально по-русски. Чего не скажешь, к сожалению, о содержании этой картины, которая, если верить рекламному ролику, признана «Лучшей комедией года» в Италии. Я решил проверить этот факт, и вот что выяснилось. Да, это лучшая комедия по версии Итальянского синдиката киножурналистов, однако ГЛАВНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ кинопремия по итогам года досталась лишь автору оригинального сценария Маттиа Торре. Вот так нас и вводят в заблуждение. Мало ли что там наприсуждали киножурналисты? У нас они тоже ничего лучше фильма «Дорогие товарищи!» не нашли. В то же время награда за лучший оригинальный сценарий говорит сама за себя, и к ней у меня никаких претензий не возникло. В литературном плане все у фильма «Двойное счастье» обстоит более-менее неплохо. Даже напрашивается на книгу.

Судите сами: это история жесткого кризиса, внезапно охватившего двух немолодых супругов. В один прекрасный день Ее начинает раздражать буквально все. Особенно Он. В ответ на это муж, включив чувство юмора, отшучивается и смягчает возникшее напряжение. Не в силах воздействовать на него желаемым образом, жена выбрасывается в окно. Но это – комедия и сей прыжок – шутейный прием сценариста или режиссера. Оба героя еще не раз в окно повылетают, а затем снова вернутся в кадр. И без того горькую ситуацию постоянно усугубляло еще одно обстоятельство. Супруги, которым явно под 50, только что родили еще одного ребенка, и тем самым превратили в своего антагониста шестилетнюю дочь, с которой приходится разбираться чуть ли не каждую минуту. В итоге жена орет, муж отшучивается, дедушка доканывает всех, младенец голосит, а молчаливая дочурка вынашивает план нового наезда на родителей.

В общем, в литературном плане, как я уже сказал, нормально. И диалоги получились, и шутки какие-то прозвучали, и голос за кадром все объяснил, если что было не понятно, и актеры не очень фальшивили.

Однако от всей этой говорливо-крикливой литературщины, усиливаемой размахиванием рук и назойливыми авторскими пояснениями, голова стала раскалываться уже на 15-й минуте. С учетом того, что практически все развивалось в замкнутом пространстве, от бесконечного крупного плана двух не самых интересных актерских лиц (это вам не Мастроянни и Лорен в «Браке по-итальянски»!), становилось попросту тошно. Не спасала даже известность исполнителей главных ролей. Кортеллези у нас хорошо помнят по фильму «Мужчины против женщин» (2010), а Мастандреа – обожают до невозможности благодаря «Идеальным незнакомцам» (2016), покорившим Россию до такой степени, что она была вынуждена снять ремейк. Кортеллези, кстати, просто мистически похожа на нашу актрису Екатерину Голубеву.

Но только звезды кино Италии не спасли наших зрителей ото всей этой нескончаемой говорильни в рамках одной и той же мизансцены. «Двойное счастье» – это не фильм, а – пьеса, переросшая в отснятый театральный спектакль, сочиненный и поставленный умниками, и потому совсем не смешной. Чтобы веселить публику, нельзя полтора часа рассказывать приличные анекдоты. И я не верю, что они пришлись по душе итальянской кинопрессе настолько, что она ЧЕСТНО присудила этому фильму свою главную премию. Нет, дело тут, по-моему, в другом. Говорят, сейчас в Италии вовсю обсуждается проблема старения населения. Согласно официальной статистике, на каждые 100 молодых итальянцев в настоящее время приходится 168,7 пожилых граждан. Такая ситуация наблюдается на фоне продолжающегося сокращения численности населения Италии.

Вот где, как я понимаю, «призовая собака» и порылась.

 

«Влюбленный Ван Гог»

Van Gogh in Love

2020, Франция, 94 мин.

Реж. Жан-Люк Аяш

В ролях: Фредерик Дифенталь, Анда Коджа, Стив Дрисен, Мари Борг, Джинни Уотсон, Арсен Жироян, Эдвин Крюгер, Клод Барро

Ван Гог – самый востребованный кинематографом художник. Снимают о нем все, от японцев до поляков. Поэтому крайне странным выглядит тот факт, что со времени создания последнего французского фильма о Ван Гоге прошло… 30 лет. И мировым лидером по числу обращений к Ван Гогу и его творчеству давным-давно стали… англичане. А последний такой фильм и вовсе оказался американским.

Через 30 лет беспробудной спячки французы все-таки выпустили очередной фильм о Ван Гоге, озаглавив его почему-то по-английски. Наверное, на мировой прокат рассчитывали, не иначе. Начали они, правда, с России, которую, как известно, не жалко.

Да и зачем ее жалеть? Ведь наш зритель настолько живо интересуется творчеством великого художника, что не пропускает ни одного фильма о Ван Гоге, невзирая на страну-производительницу. Точно так произошло и сегодня, когда наша публика в фойе кинотеатров засматривалась на афишу французского «Влюбленного Ван Гога» задолго до его премьеры, предвкушая особое удовольствие. Кому, как не им, французам, вести речь о великом художнике, прославившем их страну! Наконец, этот день пришел.

И первое, что мы увидели, поудобнее устроившись в креслах, так это появление на экране нашего старого знакомого, актера Фредерика Дифенталя, известного всем и каждому по исполнению роли влюбленного недотепы-полицейского в киносериале «Такси». Неужто ему поручили роль Ван Гога? Спятили они, что ли?

Но нет, Дифенталю позволили сыграть только… половину от великого художника. То есть мазилу наших дней, не способного продать ни одной своей картины, и живущего исключительно за счет подруги и мелких заработков за рекламные плакаты. И вот как-то раз, наваляв на холсте чудовищную афишу с изображением Ван Гога, нахваливающего какой-то дрянной товар, мазила пришелся ко двору крупному арт-бизнесу. На этом первая часть фильма закончилась. На экране появились титры «прошло 10 лет», и в дело вступил… сам Ван Гог (С. Дрисен), вышедший в современный мир прямо из своего автопортрета. Такая метаморфоза, конечно, резанула по глазам, поскольку нагло эксплуатировала одну из сюжетных линий фильма Вуди Аллена «Пурпурная роза Каира». К счастью, к нам приехал, к нам приехал тоже не Ван Гог, а лишь половина от него, так как художник, попав в 2020 год, утратил качества, присущие ему в конце XIX века. И он не нашел в 21-м столетии ничего лучше, чем волочиться за бывшей подругой нашего мазилы, вознесенного до небес арт-бизнесом и интеллектуалами. Все, пересказывать дальше всю эту лабуду просто невозможно.

Однако я кое-что все-таки заприметил. Мне стало даже интересно следить за фильмом, который вроде бы высмеивает концептуальное искусство и его представителей, но в то же время является той же самой халтурой, притворяющейся комедией. Этакий миленький французскенький фильмик. Немного веселенький, немного грустненький, немного дурашливенький, немного гламурненький, немного любовненький, немного приятненький. Тот самый, что в последнее время очень любит на словах большинство наших зрителей старшего возраста. Надеюсь, они имеют в виду старые добрые французские комедии 1970-80-х, включая даже «1+1» (2011), скроенный по лекалам «Игрушки» (1976) и «Чудовища» (1977).

В заключение скажу нечто обнадеживающее. Была б моя воля, я бы этот фильм спас от какой-либо критики. Просто его нужно было назвать иначе – Roll Over Van Gogh. Вот и весь сказ.

 

«Пороховой коктейль»

Gunpowder Milkshake

2021, Франция-Германия-США, 114 мин.

Реж. Навот Папушадо

В ролях: Карен Гиллан, Лина Хиди, Карла Гуджино, Мишель Йео, Анджела Бассетт, Пол Джаматти, Джо Бобин, Фрейя Алан

Уже одна только афиша этого фильма говорила о том, что его нужно было воспринимать как средство разогрева публики перед «Черной вдовой», но он, как ни странно, оказался «фильмом вдогонку». Даже одну из своих героинь сценаристы назвали Скарлет, и я думаю, неслучайно. Просто режиссер Папушадо давно и с удовольствием стилизует свои картины под «что-то» и «кого-то». Как, например, фильм «Большие плохие волки» (в российском прокате: «Очень плохие парни»), в котором наши зрители сразу распознали множество скрытых намеков и открытых отсылок. Говорю об этом еще и потому, что присутствовал на бурном обсуждении этой картины во время проведения «Кинофорума» 2013 года. Что только тогда ей не приписывали! А уж когда сам Квентин Тарантино из-за океана похвалил «Очень плохих парней», тогда всем стало ясно, что Папушадо – подражатель и только. Однако тогда, восемь лет назад, наши распознаватели эпигонов вместе с водой вылили и ребенка, так как не обратили должного внимания на оценку Тарантино. А ведь он четко дал понять, что «Очень плохие парни» – не простое подражание, а талантливая стилизация. Впрочем, Бог-то с ними, делами давно минувших дней.

На этот раз Папушадо выставил на суд зрителей другую свою работу, в которой уже не так просто увидеть заимствования. Ведь даже приблизительно похожий на «Пороховой коктейль» фильм в памяти не всплывал. Разве что испано-мексиканские «Сестры по крови» (2008). И это –заслуга сценаристов, сочинивших историю о дочке-киллере и маме-наставнице, вышедшими на тропу войны против бывшего работодателя. Для того, чтобы совладать с армией распоясавшихся мужиков-коллег, мама-киллер подключила к делу своих бывших напарниц с большим, как говорят в Америке, бэкграундом. То есть цитаты, намеки и отсылки к другим фильмам и режиссерам заменили актрисы, выбранные на роли суперубийц – Лина Хиди, Мишель Йео, Анджела Бассет и Карла Гуджино. Всмотритесь в их лица повнимательнее, и вы обязательно догадаетесь, на что и на кого Папушадо намекает. Особенно в случае с Мишель Йео и Карлой Гуджино. Остальных звезд, я думаю, режиссеру все-таки навязали в связи с огромной популярностью «Игры престолов» (Хиди) и «Американской истории ужасов (Бассет).

И вот со всем этим, как говорится в известном анекдоте, нужно было взлететь. Увы, не очень-то получилось. Повествование напоминало недожаренный шашлык, нанизанный на кривой, изгибающийся во все стороны шампур. Но все-таки шашлык, у которого оказались очень даже съедобными некоторые куски. Взять, к примеру, библиотеку, курируемую женщинами-киллерами, где хранились не столько книги, сколько спрятанное в них оружие, или потрясающую по задумке сцену реванша, который попытались осуществить трое израненных киллеров, вернувшихся к исполнению своих обязанностей с помощью веселящего газа. Не говоря уже о штык-ноже, примкнутом к пистолету, как к Калашникову. Патроны-то беречь надо!

Все это действительно впечатляло, но как только женщины переставали кого-то убивать, становилось попросту тошно. На хорошие диалоги и остроты сценаристам явно не хватило таланта. Но зато в фильме звучала чудесная музыка. Сцены, которые сопровождали Piece of My Heart (Дженис Джоплин) и It's All Over Now, Baby Blue (“The Animals”), доставили огромное удовольствие.

Ну, вот и все, что можно сказать в пользу этого фильма, который не произвел цельного впечатления, но запомнился отдельными сценами, эпизодами и деталями. А это в летний мертвый сезон, согласитесь, уже неплохо.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 160

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют