Alterlit
hiitola victor 19.07 в 08:43

СЛЁЗЫ ДОЖДЯ

О спектале Учебного театра на Моховой  "А зори здесь тихие..."

Ни разу не самодеятельность. Профессиональная работа.

Признаться честно, перед просмотром был настроен скептически. Ибо посчастливилось в далёком 1977м видеть одноимённый спектакль знаменитой Таганки.
Много ли ожидалось от студенческого спектакля…

Повесть Васильева пережила столько сценических и киновоплощений, что после высокой планки, заданной, например, фильмом Ростоцкого, сделать на этом материале что-то новое, не скатившись в штампы, крайне сложно.

Театральные постановки, что довелось видеть до этого, тиражируют одно и то же.
Стёб девушек над дубовым «окающим» старшиной с наклеенными бутафорскими усами, бесконечное натягивание бельевых верёвок через всю сцену, танцы девчонок под заезженное донельзя «Утомлённое солнце», немцы в камуфляже, больше похожие на секьюрити, прочая плоскотня…

Ничего этого в спектакле Мишина нет.
Постановку отличает не только бережное отношение к авторскому тексту, но и действительно новое его прочтение. Это и необычный визуальный ряд, и оригинальная музыка, многократно усиливающая остроту восприятия.

Простота и аскетизм сценического решения компенсируются яркой энергетикой актёров, которые выкладываются по полной,  прекрасно чувствуют эпоху. 
Андрей Кролевец играет именно старшину, заботливого отца солдатам , а не быковатого Рембо , как явлено в одной из виденных мною новомодных постановок. И действительно перевоплощается из набитого уставными цитатами «пенька» в героя.

Отдельного внимания заслуживают девушки. Никто из этой великолепной пятёрки не перетягивает зрительское внимание на себя . Нет такого, что Женя Комелькова звезда, а остальные блекнут на её фоне.
Очень органична в умении вести монолог и держать зал актриса, играющая Галю Четвертак(маленькая да удаленькая).

Пластичны и выразительны Женя, Рита и Лиза.
Девочки очень точно "обживают" военную форму. Мешковатые гимнастёрки, неумело намотанные портянки, тяжёлые кирзачи – всё это совершенно не вписывается в грубую неженскую эстетику войны.

И если главной темой спектакля являются нерастраченные любовь и красота, то сценическое решение эпизода в бане(где девушки без солдатской одежды) исполнено действительно красиво и целомудренно. Скульптурно очерченные молодые тела сквозь завесу пара - не самоцель, а тревожный предвестник того, что именно в эти тела будут безжалостно всаживать пули и совать ножи.

Удачным является  воплощение немцев как обезличенной злой силы, мелькающей в виде гигантских теней на полупрозрачном занавесе.

Интересна сценография . Огромный квадрат грубой материи обращается и в болото, и в некий саркофаг, забирающий и утягивающий как в воронку все пять девичьих жизней.

Обретение после смерти каждой из девушек той любви и тепла, что не хватило в реальном мире, очень верное пластическое и человеческое решение.

Запомнились дрожащие руки старшины, разливающего в кружки спирт за павших. 
И конечно, кульминация - финальные слёзы ливня – полный вынос сердца.
Гуманная составляющая повести, заявленная тема спектакля - раскрыты сполна.
Лучшая сценическая композиция из всех мною виденных.
Низкий поклон вам , ребята.
 
  • 5
    3

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080
    prosto_chitatel 19.07 в 09:03

    Вам спасибо за обзоры сегодня. Действительно приятно, когда авторы пишут в блоги и в ИМХОЧИ.

    А когда спектакль этот смотрели? 

  • hiitola
    victor 19.07 в 09:42

    prosto_chitatel , Зори шли в учебном театре с октября до конца июня.
    Очень сильная постановка.
    Благодарен за внимание к публикации и отклик.
    С уважением.

  • bitov8080
    prosto_chitatel 19.07 в 09:46

    victor понятно, с утра о хорошем почитать всегда приятно, что вы

  • udaff

    Спасибо!

  • hiitola
    victor 19.07 в 19:00

    Дмитрий Соколовский , благодарен за отклик.