Alterlit

В КИНОТЕАТРАХ. ВЫПУСК №2

#новые_критики #вкинотеатрах #бендер #магазинные_воришки #бугимен #ленаильвенок #безруков #цекало #брежнева #колокольников #деревянко

 

Все представленные здесь фильмы являются репертуарными

новинками, а не парадом предпочтений автора текста 

 

«Бендер: Золото империи» 

2021, Россия, 87 мин. 

Реж. Игорь Зайцев 

В ролях: Сергей Безруков, Арам Вардеванян, Александр Цекало, Юлия Рутберг, Ольга Сутулова, Юлия Макарова, Вера Брежнева, Юрий Колокольников, Павел Деревянко, Никита Кологривый 

Раз уж речь сейчас пойдет о второй части трилогии, следует приличия ради сказать несколько слов о первой — «Бендер. Начало». А началось все с того, что мне пришлось купить на нее билет, несмотря на спасительную пресс-карту. Дело в том, что ни один зритель не пришел на сеанс… 19.30. Пришлось раскошелиться и ужаснуться. Если так пойдет и дальше, то никаких гонораров мне не хватит, чтобы привычно знакомиться со всеми новинками недели. Казалось, что я прокляну такого «Бендера», еще не посмотрев его, но фильм начался, одна сцена сменяла другую, а раздражения как не бывало. Вот так и просидел я в пустом зале до финальных титров, ничуть не жалея потраченных на билет денег. 

И тут начались телефонные звонки от соратников-киноманов. Разговор, конечно, зашел о новом Бендере, и все мои абоненты без исключения вылили на этот фильм ведра помоев. Причем настолько страстно они это делали, что я даже не стал с ними спорить. Самого бы забрызгало с ног до головы. Одно только странно: а когда все они успели «Бендера» посмотреть? В интернете творилось то же самое. Невольно возник вопрос: так что же они, с утра пораньше на «Бендера» побежали? Ведь сеансов-то было хоть пруд-пруди. И чуть ли не во всех кинотеатрах первую часть показывали. 

Сайт «Кинобизнес» в интернете подтверждал правильность остро отрицательной реакции не только на первую серию, но и вообще на всю эту затею. Цитирую: «После слабых сборов комедии «Бендер. Начало» (23,9 млн. рублей) продолжение «Бендер. Золото империи» получило втрое меньше сеансов. Пропала практически и реклама. Пределом мечтаний сейчас выглядит результат в районе 10-миллионной отметки». Действительно, вторую серию мне пришлось разыскивать. Даже такая разветвленная сеть кинотеатров как «Мираж Синема», вынужденная набивать свои многозальники всяким хламом, отказалась от показа второй серии «Бендера». Но кто ищет, тот найдет, и я обнаружил «Золото империи» в одном из дальних мультиплексов. И вот что примечательно. К единственному работавшему окошку кассы тянулась небольшая очередь, состоявшая из людей разного возраста. Причем все они приобретали билеты на второго «Бендера»! Изобразив из себя колеблющегося зрителя, я поинтересовался у них — а видели ли они первую серию? Как вы догадываетесь, они ее не только видели, она им понравилась. 

Что же представляет собой вторая часть? Итак, Бендер-старший (С. Безруков) и его сын Ося (А. Вардеванян), вырвавшись из цепких лап Мишки-Япончика и офицера белой контрразведки Аметистова (А. Ткаченко), продолжили поиски пропавшего ков., пардон, царского жезла, и нарвались на Нестора Ивановича Махно (П. Деревянко). Его дружественное отношение к Бендерам оказалось настолько обманчивым, что папа и сын впервые проиграли свою партию. Однако их спас от смерти вчерашний недруг Аметистов, создав тем самым настоящий хаос. Оказывается, царских жезлов-то было несколько. Но куда устремятся дальнейшие поиски, мы узнаем лишь в третьей заключительной серии. 

А теперь небольшое промежуточное резюме. Ненавистники нового обращения к Бендеру явно перегнули палку. Такое ощущение, что они настолько привыкли к бурному потоку хороших фильмов в наших кинотеатрах, что сразу вышли из себя, увидев «Бендера». Нет, он такого однозначного отношения к себе не заслуживает. Есть в нем, конечно, и минусы, но и плюсов тоже достаточно. Чтобы не утомлять их перечислением, поскольку все мои оценки будут субъективными, рискну определить то, что вывело из себя многих. Это, на мой взгляд — отсутствие у нового «Бендера» четкой принадлежности к жанру. Если это комедия — то не смешная, если пародия — то плохо прочитываемая, если экшен — то слишком скромный. Поэтому я попробую подставить этому фильму плечо, и предложу такое понимание режиссерского замысла. Новый «Бендер» относит нас к временам «дикого видео» 1980-х, когда существовали всего лишь три категории фильмов: «гасилово», «пихалово» и «чукалово». Так вот, и «Начало» и «Золото» — ярко выраженное «чукалово», возрожденное через 40 с лишним лет и отсылающее новое поколение зрителей, которые 1980-х не помнят, к корейскому фильму «Хороший, плохой, долбанутый» (2008), известному любому киноману. И, если я прав, то «Бендер» — самая что ни на есть синефильская штучка. 

 

«Магазинные воришки всего мира» 

Shoplifters of the World 

2021, США, 90 мин. 

Реж. Стивен Кижак 

В ролях: Хелен Ховард, Эллар Колтрейн, Елена Кампурис, Ник Краузе, Джеймс Блур, Томас Леннон, Джо Манганьелло, Камерон Мулен 

Нежданно-негаданно российский прокат, не особенно-то балующий нас в эпоху пандемии, преподнес царский подарок для поклонников рок-музыки из числа киноманов. Правда, сделал он это довольно неуклюже, когда присвоил американскому фильму русское название, зачем-то адресующее зрителя к японским «Магазинным воришкам» (2018). Могло показаться, что новые «воришки» — это продолжение «старых». На самом деле, название фильма отсылает нас к песне знаменитых в свое время The Smiths. А то, что кто-то из нас о такой группе и слыхом не слыхивал, спишем на музыкальную серость старшего поколения, не очень-то сведущего в рок-музыке 1980-х. Хватило ему одних только 70-х, чтобы застрять во времени на весь остаток жизни. Как вдруг выясняется, что 80-е годы — ничем не хуже «золотой эры» рока! Вот и побежал я вприпрыжку в кино, чтобы просветиться на сей счет и избежать в дальнейшем конфуза в разговоре с «молодыми» людьми под 50. 

Да, признаюсь честно, прозевал я группу The Smiths, ой как прозевал, и теперь бегу за давно ушедшим поездом. Зачем это делаю? Ответ прост — фильм преподнес большую пищу для размышлений. Во-первых, сама картина представляет собой смесь игрового и документального кино, причем последнее не только широко открывает глаза нае нечто новое, но и заставляет это новое жадно слушать. Поверьте, после просмотра фильма вас самих ожидает долгое изучение музыкального наследия The Smiths в интернете, очень уж они понравятся. 

Другое дело — игровая часть картины. Все в ней началось с информации о распаде группы. Эта новость мгновенно привела к революционному брожению молодежных масс Денвера, что в Колорадо. Но почему именно Денвера? Оказывается, сценаристы использовали реальное происшествие, случившееся в этом городе в 1987 году, когда поклонник распавшихся The Smiths попытался захватить местную радиостанцию. Согласно показанному в фильме, фанат поначалу растерялся, а затем послушался совета захваченного им в заложники диджея. Тот предложил выпускать в попсовый эфир этого радио одну за другой песни The Smiths, посвящая их любимым людям. Тут, правда, я не совсем понял, кто у захватчика станции наиболее любим — ведь он носил на шее женское колье. К тому же из четырех юных героев мужского пола, действовавших на экране, трое были геями. По всей вероятности, террорист — тоже. Но не многовато ли для Денвера в 1987 году? Ведь создатели фильма, наверное, имели в виду всех денверских фанатов The Smiths, а не какой-то частный случай. Но даже в таком случае количество юных геев в американской глубинке не может не вызвать улыбку. 

Как бы то ни было, запал у ночного захватчика постепенно иссяк, и он сдался полиции под овации окружившей радиостанцию толпы поклонников The Smiths. Но зато позорная капитуляция позволила ему испытать первые счастливые мгновения в жизни. Точнее, свои 15 минут славы. И нам, зрителям, стало даже по-хорошему ему завидно. Вот бы и нам такое в молодости отчебучить! Из-за распада Deep Purple, к примеру. 

На этом мои комплименты в адрес игровой части фильма закачиваются. Отмечу разве что очень милые мордашки двух юных героинь, да внешний вид одной из них, очень грамотно вырядившейся под Мадонну того времени. С тремя же парнями из четырех явно какая-то нескладуха получилась. И во внешнем плане (где таких откопали?), и в актерском (профнепригодны). Не верится, что такие местные «полуфабрикаты» были ярыми поклонниками британской группы со сложным звучанием и замысловатыми текстами. В таких «фанатах» легче было распознать обыкновенных «приблуд», на самом деле охочих до танцев под диско и нарядов с люрексом. Да и самим участникам The Smiths, если они смотрели фильм, вряд ли бы такие фанаты понравились. Поэтому на мой взгляд режиссер-дебютант Стивен Кижак своей главной цели не достиг. Наверное, он хотел показать, что продолжением прекрасной рок-группы являются ее прекрасные поклонники, но, выведя их на экран, вызвал противоположные чувства. В то же время он может утешать себя тем, что взросление подростков на киноэкране далеко не всегда выглядит красивым явлением, как и сами подростки. 

А вот с чем я соглашусь на все сто, так это с репутацией Кижака, умеющего как никто другой снимать… музыку и ее цитировать. Одно только это стоит обязательно увидеть на экране. А еще лучше — почувствовать. 

Все, заканчиваю рассуждать, и готовлюсь слушать новую песню The Smiths, за что большое спасибо режиссеру фильма, игровая часть которого мне совсем не понравилась. 

 

«Бугимен» 

Achoura 

2018, Марокко-Франция, 90 мин. 

Реж. Талал Сельхами 

В ролях: София Мануша, Юнес Буаб, Омар Лотфи, Иван Гонсалес,  Мусса Мааскри, Мохамед Шуби, Абделла Эль Юсфи 

Хотел бы я посмотреть в глаза сотрудника российской прокатной компании «Экспонента», который решил переименовать фильм «Ашура» в «Бугимена». Неужто не знал он (она) о том, что мы уже видели четыре других «Бугимена» и теперь заполучили пятый? Впрочем, я не раз сталкивался с российскими продавцами фильмов, которые не имели никакого представления о том, чем они торгуют. По всей вероятности, «Экспонента» посчитала, что на название «Ашура» у нас никто не клюнет, зато все обязательно побегут на пятого «Бугимена». Что ж, не буду спорить с профессионалами своего дела, ведь целых 27 тысяч россиян они на своего лже-Бугимена все-таки затащили. Жаль только, что не почитали потом отклики зрителей. 

Что же касается меня лично, то я сразу заинтересовался страной-производительницей этой картины — Марокко, вне зависимости от того, какой жанр она представляла. Просто в течение многих лет я занимался отбором фильмов для фестиваля кинодебютов «Начало» и видел много картин из стран Северной Африки. И они чаще всего производили хорошее впечатление, включая марокканские фильмы. К тому же режиссер «Ашуры» Талал Сельхами делал свои первые шаги в «большом кино», что еще более подогрело мой интерес. 

Итак, начал Сельхами свой фильм с объяснения, что такое Ашура. С его точки зрения, это праздник в Марокко, когда дети обливаются водой и собираются у костра. Он также носит название «Детская ночь». 

Забегая вперед, отмечу, что такая интерпретация — слишком короткая. Если копнуть глубже, то Ашура — это не столько праздник, сколько день поминовения внука пророка Мухаммеда, мученически погибшего во время битвы с войсками халифа Язида. В этот день в Марокко проходят традиционные шествия мужчин, которые в знак траура калечат свои тела бичами и ножами, выражая таким образом скорбь и солидарность с погибшим. По идее, с этими кровавыми обстоятельствами и должен был соотнести свой фильм начинающий режиссер. Но, как ни странно, все вышесказанное не нашло на экране никакого отражения. Так зачем же было называть картину «Ашурой»? Лишь после просмотра стало понятно, что сделано это было для красоты, магии и поэтичности. 

Что же на самом деле представляло собой киноповествование, ушедшее в сторону от Ашуры настоящей? Началось все с пролога. 20 лет назад группа чересчур любопытных малышей повстречалась в зарослях со страшным джинном, который питался детьми. Но что-то помешало ему в тот день пообедать на славу, и он довольствовался тем, что страшно напугал детишек. Прошло 20 лет, и джинн решил завершить обедню, точнее доесть недоеденное. И пошло-поехало. 

Понимаю, что этот фильм обязательно назовут подделкой под Стивена Кинга. Однако доказать это будет не просто, поскольку у «Ашуры» чисто марокканская основа, и фильм, как ни крути, стоит на собственных ногах. Да и как вообще марокканский хоррор может выдать себя за голливудоподобный? За счет чего? Нет, от «Ашуры» в принципе не следовало ожидать парада шокирующих аттракционов, так как французские инвесторы предоставили создателям фильма лишь 1,5 миллиона евро. С помощью такой суммы искушенного зрителя не испугаешь. Поэтому для режиссера Сельхами все началось и закончилось хождением вокруг да около канонов жанра и ограничилось в общем-то неплохим по качеству саспенсом. Никакой связи с фильмом «Оно», на чем настаивали многие рецензенты, я также не обнаружил. Скорее, «Кэндимена» с его пчелами можно было вспомнить, но чтобы сразу забыть. Создатели «Ашуры» даже от Бугимена дистанцировались, назвав своего джинна Бугататом. Но если вы усматриваете в этом камуфляж, тогда к Бугимену можно приплести и наших Барабашку с Бабайкой. 

В то же время я хорошо понимаю тех, кому фильм не понравился. Уж слишком этнографично выглядели участники этой жуткой сказки, да и североафриканский фольклор не пришелся ко двору. Мне же помогла положительно оценить произошедшее на экране постоянная борьба со своими ожиданиями, которая началась сразу после знаменитого высказывания Андрея Сергеевича Аршавина. Еще один плюс в копилку этого фильма — присужденный ему Гран-при международного фестиваля фантастических фильмов в Сиджесе (Каталония), едва ли не самого престижного в своей отрасли. 

Но и негативная оценка наших зрителей хороша по-своему. Приведу краткий перечень их оценок: «Такой отстой я еще не видел. Хоррор за 5 рублей», «Полное Г. В конце фильма все в телефонах сидели», «Он настолько отвратителен, что я даже решил написать об этом», «Это вообще ничто», «Самое худшее, что я видел за последнее время», «Нулевой сюжет, ноль страшных моментов», «Просто чмошное дерьмо», «Сжечь и изъять из проката», «Боже, я сходила на это…». Последнее высказывание, на мой взгляд, может претендовать на звание лучшего. 

 

«Лена и львенок» 

Lena and Snowball 

2021, США, 90 мин. 

Реж. Брайан Херцлингер 

В ролях: Мелисса Коллацо, Эллиот Санкрант, Майкл Перл, Уэйд Уильямс, Брэнкском Ричмонд, Роберт Неппер, Майкл Фрэйзиер 

Нет, только не подумайте, что я впал в детство, хотя по возрасту уже мог. Просто этот фильм оказался в числе новинок недели, и меня сильно привлекла перспектива встречи с белым львенком. И вот почему. Дело в том, что еще совсем недавно белых львов считали мифическими существами, посланниками богов, настолько их было мало. Сегодня во всем мире насчитывают всего лишь 300 особей, причем выжить в природе без помощи человека этим животным-альбиносам уже не суждено. А тут раз, и новый фильм о белом льве, пусть и львенке! Ранее мы могли видеть юаровского «Белого льва» (2010) и французскую картину «Миа и белый лев» (2018). Теперь за дело взялись американцы. И вот что они сняли. 

Когда вы отправитесь на этот фильм со своими детьми (желательно 6+, но не старше восьми), перед вами встанет серьезная проблема. Маленькие дети, возможно, будут следить за происходящим на экране с удовольствием, а вот вы сами… Если же детям за 8, но вы все равно потащите их на «Лену и львенка» из-за отсутствия альтернатив, они точно вас проклянут, потому что вы не понимаете простой истины — дети 8–9 лет очень не любят фильмы для детей. Меня, к примеру, уже давно предупредил на сей счет внук. «Еще один такой фильм, дедуля, и пеняй на себя…». А я-то хорошо знаю, на что он намекает. 

Так вот, с самим белым львенком в фильме все обстояло более-менее. После того как он сбежал от ловцов редких животных, и был найден в зарослях девочкой-подростком, его жизнь развивалась в квартире, где он, ясное дело, прятался, шкодил, шумел и громил всё подряд, несмотря на опеку со стороны умной и воспитанной собачки. В то же время потерявшие львенка мошенники продолжали его искать. В конце концов, они обнаружили львенка, отобрали его у девочки, и отвезли к главному негодяю, торговцу экзотическими животными. Однако юные герои выследили преступников и вывели их на свидание с полицией. 

Но только пусть вас этот пересказ не вводит в заблуждение. Большую часть экранного времени составили разговоры девочки с положительным во всех смыслах отцом-одиночкой, а также ее тайное общение со львенком. 

Но даже это было бы не так плохо, если бы создатели фильма не ошиблись в выборе юных актеров. Они играли настолько ужасно, что взрослые зрители сначала стали ворочаться в креслах, а затем и вовсе устремили свои взгляды в пол. 

Такой «семейный» просмотр спасало лишь появление на экране злодеев, роли которых достались нашим старым добрым знакомым — звездам сериала «Побег из тюрьмы», а именно Роберту Непперу, тому самому «Чайному пакетику», который отгрыз себе руку, когда его приковали к трубе наручниками, и Уэйду Уильямсу, сыгравшему мрачного капитана Беллика, одного из высших чинов тюрьмы Фокс-Ривер.

Но даже они не смогли спасти фильм — находившимся в зале родителям он решительно не понравился. Придя домой, самые любознательные из них попытались найти в интернете ответ на вопрос, почему в Америке умудрились снять фильм для семейного просмотра, не предполагающий… взрослых? Ответ оказался довольно прост: плодовитому режиссеру Брайану Херцлингеру, хорошо зарекомендовавшему себя на телевидении, никак не удается достичь успеха в кино. И теперь он провалил еще одну попытку реабилитироваться. Но, может быть, российские дети наконец-то обратят на его фильм должное внимание? 

 

  • 4
    2

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.