Каша. Рассказ моей бабушки

В старинные года каша считалась лакомым блюдом и подавалась в конце трапезы – почти как десерт. Хозяйки добивались особенных успехов в варке каш, потому что главное блюдо на столе призвано было стать апофеозом обеда и гордостью семьи. Варили каши на воде и на молоке, густые и вязкие, с добавлением коричневых пенок, фруктов или сухофруктов и всякой всячины в зависимости от достатка семьи.

В одну зажиточную семью на воскресный обед был приглашен уважаемый гражданин. Кем он был на самом деле, история умалчивает, и по большому счету это не так уж важно. То ли отец семейства был этому господину чем-то обязан, то ли задумал задобрить эту важную персону и чего-то хотел попросить, во всяком случае обед в этот раз готовился с особенным усердием, по тщательно продуманному меню, из самых свежих и недешевых продуктов. Хозяйка дома по наущению мужа с утра торчала в кухне, следила за всеми этапами приготовления многочисленных блюд, давала указания поварихе, многократно лазала ложкой в кастрюли и сковородки, снимала пробу на соль и готовность и к обеду по-настоящему устала.

К положенному часу прибыл почетный гость. Вся семья высыпала в гостиную встречать его, с особой радостью - дети, видимо, в ожидании сладких подарков и в предчувствии необычных послеобеденных десертов.

Стол уже был накрыт и блистал изысканной для купеческой прослойки сервировкой. На белоснежной скатерти красовалась лучшая посуда.
Дети получили свои сласти, но съесть их тут же не осмелились, так как обеденный час уже наступил и все присутствующие были приглашены к столу. Вначале подали холодную закуску – квашенную капусту с клюквой, моченые яблоки и сельдь, разделанную на куски с кружками сочного белого лука под заправкой из подсолнечного масла с уксусом.

- Аперитив? – предложил хозяин гостю, сидевшему по левую руку от него. - Вермут. Хорош! На травах.
- Не откажусь, - ответил гость, ухмыляясь в усы, он бы и от водочки не отказался, но привередничать не стал.
- Угощайся, мил человек, - проговорил хозяин, обращаясь к гостю, затем махнул рукой членам семьи. - и Вы ешьте тоже.

Гость, выпив рюмку вермуту, с удовольствием принялся за капусту, причмокивая и похваливая хозяйку за умелое приготовление. Потом взялся за селедку, да так рьяно, что с каждого куска текло по его подбородку, и если бы не льняная салфетка, заткнутая за ворот рубашки перед обедом, быть его одежде в селедочном масле. По всему было видно, что почетный гость голоден и, судя по упитанной фигуре, в особенности в обхвате талии, обладал неплохим аппетитом.

- Акулина, холодное! – громко обратилась хозяйка к дворовой девке.

И на стол прибыл холодец из свинины и курятины - высокий, с прозрачной дребезжащей верхней частью, украшенный зеленью петрушки.

- Кушайте, любезный Алексей Ефграфович, - хозяйка следила, чтобы гость попробовал все блюда непременно.
- А под холодечик водочки! – снова заговорил хозяин дома.

Гость оживился, поднял рюмку, чокнулся с хозяином, потом с хозяйкой. Раскраснелся. Холодец ел с хреном и горчицей.

Затем был суп, вернее, тройная уха. Акулина принесла огромную супницу, поставила ее на край стола около хозяйки, и та черпаком наливала порции в каждую тарелку. Первым был, конечно, гость, усиленно промокавший рот и подбородок краем салфетки, ожидавший, когда последняя тарелка наполнится, наконец, запашистой ухой, чтобы продолжить трапезу. Застучали ложки.

- Уха-то уварилась! - признался гость.

Дальше пошли горячие блюда – караси в сметане, рагу из потрохов, котлеты пожарские, рулет из свинины. Дети быстро наелись и с разрешения родителей вышли из-за стола. А Алексей Ефграфович под водку чинно поедал предложенные блюда, правда, уже не с таким рвением, как в начале обеда. Попробовав очередное блюдо, он отваливался назад с довольным видом, лицо его залоснилось, глаза осоловели.

- Ой, хозяюшка, как у Вас всё вкусно! Кажется, я уже наелся.
- Что Вы, Алексей Ефграфович, - хозяйка зарделась от услышанного комплимента. – У нас впереди еще каша с тыквой!

Гость отдувался, но продолжал есть. Он явно притомился.

- Уф! Не могу больше. – начал было уставший от потчивания едок.
- Уважьте хозяйку, сударь! – вступился хозяин за жену.

Снова появилась Акулина с новым блюдом – жареными грибами в сметане. Следующее блюдо – кулебяка с мясом. Потом – омлет, взбитый до невероятной пышности.

Алексей Ефграфович уж не рад был, смотреть на еду больше не мог, чувствовал себя как на казни.

- Увольте, разлюбезная хозяйка!
- Уважьте! – улыбалась в ответ вспотевшая от еды женщина.

Тут гость совсем занемог, схватил с груди салфетку, закатил глаза и что-то зашептал. Хозяева испугались, забегали вокруг.

-Что? Что он говорит? – вскричал хозяин.

Совсем обессилевший гость, потный и красный, не открывая глаз, пытался что-то сказать. Хозяйка приложила ухо к его груди, Акулина стояла на стреме, готовая побежать по велению хозяев за нужным лекарством.

- Вам плохо, Алексей Ефграфович? – еще раз спросила хозяйка. - Что нужно? Что принести?

Тот едва слышно прошептал:

- Кашу…, несите скорее кашу!


июнь 2021

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 32
    7
    100

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.