В КИНОТЕАТРАХ. ВЫПУСК №1

#новые_критики #вкинотеатрах #черная_вдова #самаябезумнаясвадьба #джетлаг #начатьснуля

«Черная вдова»

Black Widow

2021, США. 133 мин.

Реж. Кейт Шортланд

В ролях: Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью, Эвер Андерсон, Вайолет Макгроу, О. Т. Фагбенли, Райан Кира Армстронг, Лиани Сэмюэл, Мишель Ли

Случилось так, что бежать вприпрыжку на этот фильм нас буквально заставили. Уж слишком громко звучала за океаном канонада сообщений об успехах «Черной вдовы» задолго до ее премьеры. О том, что высоколобые критики оказались в восторге от просмотренного, что зрители на тест-показах визжали от восторга, что все билеты были проданы на две недели вперед. А тех, кто не попал в кинотеатры, утешали сообщениями о невиданных рекордах предпродаж, а также прогнозами аналитиков кассовых сборов, суливших «Вдове» кассу, превосходившую девятый «Форсаж». Короче говоря, трещало в наших ушах не менее громко, чем в американских. Поэтому я побежал в кино на первый же сеанс «Вдовы» в 10 утра.

Удивительно, но в огромном зале собралось ровно 6 человек, оглушенных, как и я, громом рекламы фильма. Это я не к тому, чтобы приступить к развенчиванию «Вдовы», а просто из любви к прелюдиям. К тому же следует сделать скидку на жару, на традиционно мертвый летний киносезон и, наконец, на будний день, пусть и предполагавший дешевые билеты на утренние сеансы.

Забегая вперед, отмечу, что фильм выглядел на 200 потраченных на него миллионов долларов, и женщина-режиссер австралийка Кейт Шортланд, известная ранее довольно скромными постановками, хорошо справилась с самой что ни на есть суровой мужской работой. В изобразительном плане все оказалось на должном уровне, и в плане экшен-сцен, и спецэффектов, и в отношении интерьеров, костюмов и декораций. Другое дело – само повествование.

Как только перед нами развернули детство Наташи Романофф (она же Черная вдова), сразу же возникло ощущение дежа вю. К счастью, долго копаться в памяти не пришлось, поскольку очень многие совсем недавно смотрели телесериал «Американцы» о «спящих» агентах КГБ, окопавшихся в США, которые потихоньку приучали свою дочь к секретным операциям. Далее сценаристы «Вдовы» принялись играть со зрителем в известную игру «Найди 10 отличий», чтобы не быть обвиненными в прямом заимствовании.   

И в этой игре, на мой взгляд, были заключены главные достоинства фильма, столь высоко отмеченные первыми зрителями и первыми критиками. Они дружно хвалили предельное очеловечивание героической истории. Тут вам и слезы, и блудный папа, и борьба двух сестер за расположение мамы, и застарелые девичьи обиды, и примирения. То есть «Американцев» достроили, добавили чувственности и, что важнее всего, приблизили к зрителю. Мол, и суперменшам ничто человеческое не чуждо.

Еще одно важное качество, отличающее «Вдову» от ей подобных «Капитана Марвел» и «Чудо-женщины», заключалось в следовании новому тренду. Оказывается, в «Красной комнате» - этой гигантской лаборатории по выращиванию суперагенток или, как их здесь называли, «вдов», царили порядки, напоминавшие «Мирамакс» Харви Вайнштейна. Хуже того, в «Красной комнате» их еще и били. Но супердевушки совместными усилиями покончили со всем этим безобразием.

Не стану останавливаться особо на русской карте, разыгранной создателями «Черной вдовы». Спасибо им и за то, что они превратили Наташу Романофф в положительную героиню. А ведь раньше она была злодейкой, пытавшейся дважды убить Железного человека прежде чем присоединиться к Мстителям.

Присутствовали в фильме и другие русские персонажи, вызвавшие симпатию и умиление у американских зрителей в гораздо большей степени, чем их испуг от русского негодяя Дрейкова, повелителя всемогущей «Красной комнаты», которого сыграл известный актер Рэй Уинстон.

В общем, фильм не вызвал ни восторга, ни раздражения. А на днях и вовсе заинтересовал пришедшим из-за океана сообщением о том, что Йоханссон, оказывается, скрывала от участников съемок свою беременность. Скоро она станет мамой во второй раз и, надеюсь, забудет как страшный сон свое пребывание в плотно облегающем фигуру боевом костюме Черной вдовы.

 

«Самая безумная свадьба»

Qu'est-ce qu'on a encore fait au bon Dieu?

2019, Франция, 105 мин.

Реж. Филипп де Шоврон

В ролях: Кристиан Клавье, Шанталь Лобби, Эри Абиттан, Меди Садун, Фредерик Шо, Нум Дьявара, Фредерик Бель, Жюли Пьятон

Не успела Америка промыть нам мозги промо-компанией «Черной вдовы», как тем же самым занялись российские прокатчики, зазывавшие на продолжение нашумевшей в свое время французской комедии «Безумная свадьба» (2014), получившей ныне приставку «Самая». В первую очередь указывалось на то, что это суперхит, сопоставимый с «1+1». Никто не врал, так оно и было. Но только нашумела эта комедия еще и потому, что в Британии и США ее обвинили в расизме и ксенофобии. Тем не менее, в других странах, не менее строго соблюдающих принципы политкорректности, она прошла на-ура и зрители потребовали добавки.

Развеселила же публику до невозможности тема мультикультурных браков. Это же надо было такому случиться, что все четыре дочери провинциального нотариуса вышли замуж за… араба, африканца, еврея и китайца. Ну, кто не станет смеяться над такой ситуацией, возникшей в доме другого человека?

Однако забудем на время содержание первого фильма и попробуем повнимательнее приглядеться к его продолжению.

Итак, все герои снова были в сборе, но только добропорядочные французские папа и мама успели совершить затяжное путешествие, чтобы навестить семьи своих зятьев. И сразу отчитались об этом по возвращении, совершенно искренне поражаясь увиденному и услышанному вдали от дома. Но это были еще только цветочки, приготовленные сценаристами в качестве разогрева. По мере возрастания градуса остроумия, политкорректность начинала трещать по всем швам. Что же позволило авторам шуток на тему китайцев, евреев, африканцев и арабов безболезненно заходить за грань? Весь трюк в том, что авторы диалогов вложили самые рискованные фразы в уста нефранцузских персонажей, провоцировавших друг друга. За грань заходили только они, а не добропорядочные супруги Верней, чьи дочери выбрали себе таких мужей. Но самое смешное в том, что во Франции, похоже, до сих пор не придумано достаточного количества шуток в отношении китайцев, арабов и африканцев. Видимо, за этим внимательно следят и штрафуют, если что не так. Поэтому все сценарное остроумие вылилось на голову… еврея, которого помимо всего прочего выставили круглым идиотом. А как гласит известная нефранцузская поговорка, «если еврей идиот, то это идиот в кубе». Впрочем, объективности ради отмечу, что его оппоненты не сильно отличались в лучшую сторону. Тоже те еще кретины. И вот за таких ребят и повыскакивали французские провинциалки, видимо, не способные найти себе других женихов в своей богом забытой глубинке.

Наконец наступил момент, когда создатели фильма дали понять зрителю, что сейчас они начнут наилучшим образом выходить из созданной ими ситуации. И вот что они предложили в качестве средства возвращения в русло политкорректности. Во-первых, они сделали ссылку на то, что супруги Верней – слишком пожилые и близкие к маразму люди, воспитанные Де Голлем и войной в Алжире, чтобы отдавать себе отчет в том, что можно говорить сегодня. Во-вторых, такому авторитетному и любимому нацией  актеру как Кристиану Клавье (самого Наполеона играл между комедиями!) можно простить все, что угодно. Он заслужил даже расизм и ксенофобию. К тому же речь в фильме не идет обо всей Франции, якобы погрязшей в расизме, а о какой-то провинции Турень, которую и на карте-то не сыщешь! И, наконец, в финале фильма еврей Давид раздал все долги, что вызвало хохот у любого и обезоружило даже самого строгого блюстителя политкорректности. Поэтому никого не удивит, что где-то в 2022 году мы познакомимся с третьей частью этого проекта, которая зайдет в деле шуток на расовую тему гораздо дальше первых двух серий. Я не сценарист, но предвижу развитие событий. Наверняка заявит о себе тема наследства старого Вернея, которое будет освоено национальным образом, особенно в случае с раздавшим все долги и начавшим жить с нуля Давидом…

Некоторые французские критики все-таки усмотрели в картине нотки расизма, однако создатели фильма хорошо подготовились к этому. Они  заявили категорически, что их целью был показ процесса преодоления предрассудков и формирования толерантности. А вы им верите?

 

«Джетлаг»

2021, Россия, 107 мин.

Реж. Михаил Идов

В ролях: Ирина Старшенбаум, Филипп Авдеев, Ксения Раппопорт, Егор Корешков, Полина Долиндо, Полина Ауг, Мария Смольникова

О том, что это – одна из главных российских премьер июля, если не всего летнего сезона, свидетельствовали афиши, размещенные во многих кинотеатрах, поэтому я решил не спешить с просмотром, чтобы сразу не съесть столь лакомое блюдо, а оставить его на десерт. Но каково же было мое удивление, когда сразу в трех кинотеатрах этот фильм уже через три-четыре дня был удален из расписания показов, а в арт-центре «Родина» его показывали на сеансах в 10.00 утра и 21.30 вечера, да и то не каждый день. Я стал названивать своим знакомым, успевшим посмотреть «Джетлаг», и все были крайне удивлены, узнав от меня, что такую картину «задвинули». Самое же главное заключалось в том, что мои информаторы очень хвалили «Джетлаг», причем за самые разные его достоинства. Что ж, пришлось «задвигать» работу и отправляться в кино с утра пораньше. И я не жалею об этом.

С творчеством Михаила Идова меня связывало нечто личное. Несколько лет назад я готовил программу для одного фестиваля, в программе которого мне нужно было представить кино Прибалтики. Вооружившись каталогами национальных центров соответствующих стран, я обнаружил латвийский фильм «Юморист», который значился в других источниках как чешский и как российский. Более того, в Латвии и Чехии он стал кассовым хитом сезона. Пока я соображал, какую страну он мог бы представить в моих фестивальных проектах, «Юморист» появился в нашем прокате, и необходимость в его включении в программу отпала сама собой. Дело оставалось за малым – просто пойти и посмотреть в кино на этого «Юмориста». Впечатление оказалось двояким. С одной стороны, он не был похож на кассовый хит, хотя в Латвии теоретически могли бурно отреагировать, узрев в главном герое своего земляка-рижанина. Но что могло сильно впечатлить чехов?

Постепенно я отвлекся от этих вопросов, целиком погрузившись в просмотр. «Юморист» оказался просто хорошим фильмом, без каких-либо примет будущего успеха в российском прокате. У нас он собрал чуть более 340.000 евро, примерно пятую часть своего производственного бюджета. Как я понимаю, окупаемости фильма не помогли даже локальные успехи в Чехии и Латвии.

А вот с «Джетлагом» того же Идова все вышло наоборот. На мой взгляд, этот фильм должен был собрать в России кучу денег, заработать призы на кинофестивалях и успешно продаваться на кинорынках. Но ничего этого не произошло. Не стану сейчас размышлять о причинах случившегося, но позволю себе задать риторический вопрос авторам «Джетлага». Если героиня их фильма, проект-менеджер Женя (И. Старшенбаум) такая умная, что сразу смогла найти выход из тупикового положения, в котором оказались режиссер и продюсер фильма по роману Набокова, то почему с реальным «Джетлагом» все вышло иначе, ведь это фильм о фильме, который сочинили весьма сведущие в кинопроизводстве и прокате люди.

Но, может быть, Михаилу Идову повезет с третьей попытки? Во всяком случае, хорошее впечатление его фильмы производят уже второй раз подряд.

Лично я в первую очередь отмечу сценарий «Джетлага» за хорошо продуманную историю, способную вовлечь в происходящее любого зрителя, хотя речь идет о таком специфическом процессе как киносъемка. Тем не менее, сюжет богат поворотами, а также коллизиями любовного и криминального характера. Вообразите: драка за лидерство между режиссером, продюсером и сценаристкой, в которую постепенно вовлекаются другие члены съемочной группы, перерастает в череду подстав, предательств и подталкиваний друг друга к пропасти. Но и здесь все развивается оригинальным образом, и вы ни за что не догадаетесь, кто же главный злодей. Несмотря на нарастающее напряжение и динамику событий, зритель может внимательно оценить актерскую работу каждого героя. Ведь что греха таить, подчас даже в хорошем фильме многим персонажам попросту не хватает экранного времени. Но этого удалось избежать, хотя действующие лица подчеркнуто немногословны.

Актерский ансамбль подобран просто безупречно, даже игра вечно сумеречной Ирины Старшенбаум заиграла новыми красками. Одна только беда: Егора Корешкова хотелось бы видеть на экране значительно дольше. Но этот единственный, на мой взгляд, недостаток с лихвой покрывался многочисленными достоинствами. Спешу отнести к ним операторское преподнесение этой истории, стремительно разворачивающейся в нескольких странах и, конечно же, режиссуру, без которой перечисленные выше достоинства не были бы столь яркими.

Я уже задавал мысленно риторические вопросы создателям фильма, а теперь хочу заочно поблагодарить их за доставленное удовольствие. Сами того не ведая, они сняли фильм для меня персонально, поскольку я сидел один в огромном зале и наслаждался их творением на огромном экране.

 

«Начать с нуля!»

Cambio tutto

2020, Италия, 90 мин.

Реж. Гуидо Кьеза

В ролях: Валентина Лодовини, Нери Маркоре, Либеро Де Риенцо, Дино Аббрешия, Андреа Писании, Николя Ночелла, Флора Канто

Если вы заприметите афишу новой итальянской комедии и начнете решать для себя, смотреть или нет, знайте, откуда у этого фильма растут ноги. Дело в том, что в России и в Петербурге в частности ежегодно проходят сразу четыре фестиваля итальянского кино – NICE (New Italian Cinema Events), RIFF (российско-итальянский), «Итальянские истории» и, наконец, «Лето итальянских комедий». Вот как у нас любят кинематограф этой страны. Точнее, организацию таких показов.

Раньше я захаживал на эти фестивали от случая к случаю, так как их программы оставляли желать лучшего, но со временем убедился в том, что самые интересные фильмы в этих подборках – комедии. И теперь стараюсь их не пропускать. К тому же фестивали – отличная возможность познакомиться с итальянскими комедиями задолго до их выхода в российский прокат. Точно так произошло и с фильмом «Начать с нуля!».

В нем есть все, что ожидают российские зрители от любой развлекательной итальянской картины, а именно – залитые солнцем города, площади, мосты, кафе, еда, одежда, магазины, машины, бурные выяснения отношений и, наконец, по-итальянски красивые актрисы. На актеров, кстати, это ожидание не распространяется. Достаточно и костюма с темпераментом.

Так вот, жила-была стремительно стареющая и полнеющая красавица Джулия – менеджер по маркетингу, которую стало не устраивать в жизни решительно все. Да и как с ней не согласиться? Ведь новый бойфренд живет за ее счет и ничего не делает по дому, сосед еженощно устраивает пьяные вечеринки, работодатель не ценит, подруга нагло пользуется ее безотказностью, психолог пичкает дурацкими советами, а бывший любовник бомбардирует тоскливыми сообщениями по ночам. Поэтому Джулия решила восстать, начав свою жизнь с нуля. И вот что удивительно, она начинает одерживать победы по всему фронту своих нескончаемых проблем. Но только счастья в жизни это никак не прибавляет. И Джулию вместе со зрителями начинает преследовать мысль: а что собственно она отвоевала помимо независимости, одиночества и двух килограммов сброшенного веса? Если же говорить серьезно, то это восстание против окружающей действительности было очень похоже на превращение Джулии в доктора Джекила и мистера Хайда.

Но все эти слова – лишь представление сложной актерской задачи Валентины Лодовини, с которой она справилась с ожидаемым зрителями блеском. Да и как иначе! Ведь речь идет о диве нового кино Италии, причем одной из самых обожаемых. Одно только но: внешне она страшно похожа на тележурналиста Первого канала Павла Занозина, совсем даже не красавца, ассоциация с которым назойливо возникает с первого кадра и преследует на протяжении всего фильма. Хорошо, что об этом не знал самый популярный в России итальянский режиссер Паоло Соррентино, большой знаток красоты, который выбрал Лодовини на роль в своем фильме  «Друг семьи» (2006).

Под стать актрисе и режиссер Гвидо Кьеза, дипломированный философ и литературовед, защитивший диссертацию по кино, а затем уехавший в Америку, где он стал ассистентом таких знаменитостей как Майкл Чимино и Джим Джармуш. Вернувшись в Италию, Кьеза успешно дебютировал в режиссуре и регулярно участвовал вместе со своими фильмами в Венецианском фестивале.

Но неужели в отдельно взятой итальянской комедии, выхваченной из фестивального потока, нет слабых мест? Что ж, позволю себе бросить в бочку меда одну крохотную ложку дегтя. Если проникнуть поглубже в историю создания этого фильма, то выяснится, что он является ремейком чилийской комедии «Женщина без фильтра» (2018) с участием местной кинодивы Фернанды Кастильо.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 2
    2
    185

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.