bitov8080 prosto_chitatel 22.06.21 в 12:29

Книжный фестиваль на Красной площади, 2021

#книжный_фестиваль #Красная_площадь #новые_критики #лето_2021 #imhoch

Несмотря на перенос дат, праздник на Красной площади все-таки состоялся. С 17 по 20 июня прошел фестиваль, объединивший более 300 издательств и тех, кто захотел провести жаркие выходные в самом сердце Москвы. 

При входе требовали регистрацию, маски и перчатки, но дальше уже не требовалось ничего, кроме умения успевать сразу на несколько площадок, где шли беседы с писателями, режиссерами и артистами. 

Там же провели церемонию награждения премией «Русский детектив» и был объявлен шорт-лист третьего сезона премии "Блог-пост. Лучший книжный блог года". 

В отличие от зимней ярмарки Нон-фикшн, где основной акцент сделан на книжную продукцию, фестиваль - это все же немного другой формат, ориентированный на читателя, как на зрителя и слушателя в том числе. 

В программу мероприятий входили концерты под открытым небом, например, гала-концерт, в котором "Евгения Онегина" показывают, как в классической оперной традиции, так и забавно, через призму рэпа и хип-хопа.

Были, конечно, уже, можно сказать, "дежурные" по ярмаркам и фестивалям писатели Водолазкин, Прилепин, Яхина. 

Была чудесная беседа Татьяны Ильиничны Толстой с Дмитрием Воденниковым «Проза и поэзия между сном и явью» - о том, как пишется проза и какие у нее источники вдохновения. Я подошла в момент, когда обсуждали сны и то, как сон перетекает в творчество. Иногда даже подушка, на которой спал кто-то из домочадцев как бы "хранит" информацию о чужих грезах, и стоит на нее прилечь, как кажется, ты пропитываешься новыми идеями и мыслями. Вообще, эту беседу можно было слушать бесконечно, она была похожа на встречу людей, которым просто интересно, и есть о чем поговорить друг с другом. Но, к сожалению, шатра хватало только, чтобы прикрыть от палящего солнца участников дискуссии, но не зрителей, и пластик сидений уже начал слегка плавиться.

Поэтому я перешла к  классному поэтическому стендап - выступлению Анны Бобровской "Мода на искренность".  

Здесь прониклась сразу, потому что Аня как-то, действительно, очень искренне говорила о близких простому человеку вещах. О том, что друг, он по ощущениям словно уходит и теряется тогда, когда влюбился и устроил свою личную жизнь. Вот вроде он и остается твоим другом, но словно улетел на другую планету и шлет тебе с нее редкие и бледные приветы. И это печаль, но дружба сильнее печалей, поэтому ты отпускаешь его познавать глубины космоса отношений. Или, например, о том, что привычка промолчать, потому что "не говори о счастье, оно любит тишину" или "нечего жаловаться, не ной" и эти мысли, "а вот если я расскажу о чем-то хорошем, то вдруг люди не поймут меня правильно", или "да нет, зачем высказываться по какому-то поводу, тут вон какие умы уже отметились, что значит мой голос" - это реалии нашего сегодняшнего дня, которые иногда мешают жить. Не знаю, как вы, а я честно, иногда именно так и думаю "зачем писать о хорошем, когда многим сейчас плохо" или "да кому нужно мое мнение" - и услышать, что помимо меня кто-то думает так же и оформляет такие мысли в стихи, было очень большой и приятной неожиданностью. 

Еще очень приятно было, что фестиваль сделали бесплатным, то есть на все концерты и мероприятия можно было попасть любому желающему. 

Например, послушать живейшую дискуссию "Почему сериалы популярнее книг? Каждый современный писатель хочет стать сценаристом" с участием литературного критика Константина Мильчина, психолога и писателя Елены Барбаш и сценариста Алексея Караулова, создавшего "Звоните ДиКаприо" и сериал "Эпидемия".

Прежде всего позабавила сама постановка вопроса: а все ли писатели хотят стать сценаристами? И этот крючочек повлек за собой в уютное пространство шатра.

Да, надо сказать, что фестиваль за счет формата небольших пространств -шатров и сцен получился еще и довольно камерным, и за счет камерности каким-то по-настоящему близким. 

Елена Барбаш поделилась мнением, что в смерти романов повинны не сериалы, а "инстаграм, клиповое мышление и дофаминовая петля". Последняя представляет собой процесс, когда область мозга, отвечающая за предвкушение краткосрочных удовольствий, выделяет дофамин. Так построены и сериалы, наполненные саспенсом, так построена лента инстаграма.

Микрофон взял Караулов и пояснил, что сериалы сегодня бьются за внимание аудитории не с книгами, а скорее с тем, что у многих в повестке ежедневной рутины: это другие сериалы, соцсети и видеоигры. Вот чтобы удержать зрителя именно за каким-то определенным зрелищем на протяжении часа, приходится пользоваться нечестными нейробиологическими приемами.

Книги, которые рекомендовали купить на фестивале - это роман "Остров обреченных" Стига Дагермана издательства Ивана Лимбаха об отношениях человека с окружающим его миром, книга Максима Семеляка "Значит, ураган" сборник эссе о легендарной фигуре Егора Летова, страшноватая антиутопия "Бойня" Осы Эриксдоттер, когда общество решило положить конец ожирению, и что из этого вышло, роман "Души" автора Рои Хена, влюбленного в русскую культуру и литературу.

Однако, я купила другую книгу. Это исследование дневников Софьи Андреевны Толстой и роман в диалогах от Павла Басинского.

Соавтором книги выступила писатель и журналист Екатерина Барбаняга. 

На презентации книги Павел Басинский говорил о том, что долго не брался за этот текст, потому что считал, что о Софье Андреевне должна писать обязательно женщина, настолько много моментов в судьбе жены Толстого, которые сможет понять и оценить только женщина. Но вот книга состоялась в виде диалогов, в виде некоторого эксперимента, попытки понять и разгадать ребус, которым Басинскому представляется великая спутница великого писателя. Мне самой очень интересна Софья Андреевна, я читала какие-то материалы и статьи о ней, но в очень малом объеме. Теперь с удовольствием прочитаю книгу и напишу о впечатлении. 

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 2
    2
    199

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.